В Кремлевском дворце 10 декабря состоялся концерт памяти известного композитора - «Шаинский Forever», он прошел при поддержке Минкультуры и Культурного Фонда Льва Лещенко. Юрий Энтин вышел к зрителям, чтобы рассказать о самых ярких моментах, связывающих его с Владимиром Шаинским. В разговоре с корреспондентом «СтарХит» Энтин выразил восхищение поступком Льва Лещенко, — популярный певец приехал на мероприятие после недавней экстренной госпитализации.
За кулисами у них состоялся разговор, в ходе которого Энтин сказал ему: «Нельзя же так пугать! Я был потрясен, когда сообщили, что ты оказался в больнице». Он заверил, что сейчас чувствует себя хорошо: «Все в порядке, все нормально. Было легкое переутомление». На концерте исполнил две песни Владимира Шаинского — «Идет солдат по городу», «Родительский дом». Он отмечает, что ему очень понравилось, как Елена Воробей выступила с песней «Антошка»: подобрала «забойную» аранжировку, продвинутый такой «Антошка» получился. Сам Шаинский очень любил, когда его песни переделывали, никогда не был против этого.
Наше знакомство с Владимиром Шаинским состоялось ровно 50 лет назад. Тогда я работал главным редактором фирмы «Мелодия». Забегает ко мне однажды коллега и говорит: «Юра, в коридоре стоит какой-то странный человек и требует встречи с директором. Одет он в детские сандалии, без носков и на нем джинсы из «Детского мира».
Я вышел и спросил, по какому вопросу он к нам пришел. Тот рассказал о себе, поведал, что закончил с красным дипломом консерваторию в Баку у преподавателя Кара Караева, который, кстати, был учеником самого Шостаковича. Так Володя мне и заявил: «Я внук Шостаковича. Кара Караев был любимым учеником Дмитрия Шостаковича, а его любимый ученик. Поэтому считаю себя внуком Шостаковича». Еще добавил, что закончил московскую консерваторию как скрипач и сочинил концерт для фортепьяно. Я был крайне удивлен несоответствием его способностей и внешнего вида.
Буквально на следующий день я получил приглашение приехать в гости. Там познакомился с его трогательной мамой, которую он обожал. Надо сказать, что более бедной квартиры, чем у них, я не видел никогда.
У меня тоже была небогатая семья: после войны все материально жили неважно. Но тут все-таки конец шестидесятых и такая удручающая бедность. Они ели то, чем люди питались во время войны: постное масло, лук и черный хлеб. Обои в квартире скрутились и висели, доставая до пола. Мама штопала ему носки на таком деревянном грибке для штопки. Я уже думал, что все это прошло.
В доме был детекторный приемник 1923 года, настоящий раритет. Я поинтересовался, почему он не приобретет современный. На что последовал ответ, что этот хорошо ловит заграницу. Он слушал передачи из Англии и США: Севу Новгородцева, «Голос Америки».
Нельзя сказать, что он придерживался каких-то особых политических взглядов. Песни свои патриотические — «Не плачь девчонка» и другие писал абсолютно искренне, от души. Не помню, кстати, чтобы он рассказывал анекдоты о Брежневе, что было очень популярно.
Расскажу, как мы сочинили нашу первую песню, речь идет об «Антошке». Я сказал Шаинскому: «Вы производите впечатление человека, которому нужно писать детские песни. Вижу в вас ребенка!» На что получил ответ: «Были бы у меня стихи, я бы вам доказал, что могу это сделать быстро».
У меня в портфеле всегда лежала тетрадка, в которую я записывал стихи. Я ему ее показал. Музыкального инструмента поблизости не было. «Мне и не нужно, достаточно стола», — сказал Владимир Шаинский. Он принялся отбивать руками такт и тут же при мне сочинил песню.
С ней мы пошли на радио. Но там случилось непредвиденное — главный редактор детского радио указала на то, что мелодия песни … украденная. И в доказательство сыграла песню Леонида Мулермана. Я никакого плагиата не нашел. Но Шаинский после этого случая был какое-то время запрещен на детском радио.
Володю я потом отвел на «Союзмультфильм», и там предложили, чтобы «Антошка» вошел в «Веселую карусель». И с этого момента началась его слава — талантливого композитора Владимира Шаинского, песни которого будет петь еще не одно поколение детей во всем мире.