Больше четверти века назад Петр Тодоровский приступил к съемкам самой провокационной своей картины «Интердевочка». Все, начиная с сюжета (а в основе фильма повесть Владимира Кунина, которая в рукописи носила название «Проститутка») и заканчивая шведским сопродюсером, оказавшимся в тюрьме за неуплату налогов, работало на скандальную составляющую. Но зрителей, а фильм посмотрели более 40 миллионов человек, прежде всего привлекла искренность и честность кинодрамы.
Вдова режиссера Мира Тодоровская, актрисы Елена Яковлева, Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова и Лариса Малеванная рассказали мне, как все начиналось.
Мира Тодоровская: «Я показала Петру повесть Кунина, но он с сомнением покачал головой и заявил, что ничего о жизни проституток не знает. Мы поехали к «Националю». Встали сбоку, рядом с нами оказалась уборщица с метлой, и, когда туда стали входить молодые женщины, раздались ее комментарии: «Вот енту возьмут, вот увидите. Ента никому не нужна». У Петра Ефимовича от удивления округлились глаза, особенно его поразило, какими стройными были жрицы любви. Ему как невинному деревенскому человеку казалось, что они должны быть в пышном теле… Я хотела стать продюсером картины, но Владимир Досталь на «Мосфильме» решил заниматься всем сам. Хотя я уже и раздобыла 200 тысяч долларов у одного шведского бизнесмена, параллельно с кинопроизводством занимающегося продажей бычков. В какой-то момент этот швед за неуплату налогов попал в тюрьму. Помощник Досталя никак не мог его найти. И тогда на свой страх и риск я полетела в Стокгольм, объяснила шведу, что съемки приостановлены. А он, узнав, что я жена Тодоровского, сказал, что Петра очень любит и откроет финансирование картины. Причем переводчиком в беседе стал мой знакомый парикмахер из Стокгольма. В результате с этим цирюльником мы сделали короткую шведскую версию фильма. А потом с помощью той же «Интердевочки» парикмахер перебрался в Лос-Анджелес, превратился в продюсера и в качестве благодарности предложил устроить нашего сына (Валеретогда было 16 лет) на американские режиссерские курсы и выступить в качестве сценариста».
Елена Яковлева: «После выхода «Интердевочки» меня признали лучшей актрисой 1989 года и доверили представлять картину в Каннах. В аэропорту чиновники из «Совэкспортфильма» навязали мне восемь коробок с рекламой, забытых их коллегами, и за перевес на пересадке в Париже я была вынуждена отдать припрятанные 17 долларов, больше у меня не было. Поселили меня в каком-то студенческом хостеле вместе с переводчицей из другой страны. Хотя во всех газетах написали, что звезда перестроечного фильма, сыгравшая интердевочку, шикует на каннской вилле. В день приезда ко мне в номер заявилась какая-то рыхлая тетка в кримпленовом платье и, перерыв чемодан (с платьями мне помог Слава Зайцев, а с украшениями Галина Борисовна Волчек), заявила, что в таких нарядах на вечеринки и приемы (а у меня была целая куча приглашений от Сталлоне, Шварценеггера) я пойти не могу… Работу с Петром Ефимовичем я вспоминаю как величайшее счастье. Он умел так выстраивать женские роли, столько глубины в тебе открывал. И на площадке всегда стоял рядом с камерой, а не сидел у монитора. Поэтому соврать, глядя ему в глаза, было невозможно. Помню первый день съемок в Питере. Выстроили какой-то хлипкий павильон прям на берегу Невы, из фальшокна красивые виды города, но я стесняюсь, ветер холодный, все продувается. Тогда Петр Ефимович снял с себя рубашку и сказал: «Ничего страшного, не замерзнем, продолжаем».
Лариса Малеванная: «В Большом драматическом театре, где я работала, прошел слух, что в кино ставят «Интердевочку», где я сыграю маму главной героини… Потом эти разговоры затихли. Я подумала, наверное, несолидно, карьера в академическом театре, а тут мать проститутки.
Ролей у меня в ту пору не было, лежу я на диване, читаю книгу и думаю: «Очень хорошо, ничего не хочу играть». Вдруг звонок: «Лариса Ивановна, здравствуйте, это Тодоровский». У меня в глазах потемнело, потому что это всегда был один из моих самых любимых режиссеров. Переспрашиваю: «Кто?!» – «Это Тодоровский Петр Ефимович из Москвы. Вот. Мы собираемся снимать «Интердевочку», не хотите ли приехать на кинопробу, на роль Аллы Сергеевны?» И он даже, по-моему, договорить не успел, когда я заорала: «Да, да, да, да!»
Ингеборга Дапкунайте: «На роль проститутки Кисули меня утвердили достаточно просто. Я пришла на пробы, мне дали кусок, который я выучила. Все были очень доброжелательны, шло столько прекрасной энергии, что не сыграть было невозможно. И это, наверное, один из крайне редких случаев в моей жизни, когда, едва закончив кадр в пробах, я на 100% знала, что буду сниматься в этом фильме».
Ирина Розанова: «Петр Ефимович посмотрел на меня (я тогда была немного больше, чем сейчас) и сказал: «Вот настоящая Сима-Гулливер». Только потом Мира Григорьевна призналась, что у нее были постоянные споры с Петром Ефимовичем по поводу внешности героинь «Интердевочки». Тодоровский был абсолютно уверен, что худеньких «ночных бабочек» не бывает, и у Лены Яковлевой с ее ножками-веревочками шансов нет».