Необычное украшение на шее красавицы Флоранс я заметил сразу. В ответ на мой взгляд она нежно касается золотого кольца на цепочке и через паузу произносит: «Это Дима... Подарил, когда мы поженились. Оно всегда со мной».
Полгода назад ушел из жизни Дмитрий Хворостовский. Огромный талант, настоящий красавец, поклонники его удивительного голоса – как считали любители оперы во всем мире, «демонического баритона» – грустят до сих пор. Что же говорить о женщине, которая находилась рядом почти 19 лет! Разговаривая со мной, Флоранс старалась держаться.
- Было место, которое Дмитрий особенно любил?
- Дом. Он обожал оставаться со мной и детьми и в эти редкие моменты был абсолютно счастлив.
В прошлом пианистка, оперная певица, киноактриса, ставшая для своего гениального супруга музой и другом, она еще и мама двоих детей. У 15-летнего рослого Максима открытая отцовская улыбка, а его младшая сестра Ниночка в год с небольшим могла повторить за папой сложную оперную партию. «Ты моя Буся», – ласково называл Хворостовский дочь и всячески поддерживал желание сына заниматься спортом.
– Максим часто бывает в спортзале. Говорит, хочу быть, как отец. Ведь Дима, даже когда заболел, а потом еще и сломал руку, все равно старался плавать. Через боль тренировался, – вспоминает Флоранс.
С заставки ее айфона на нас смотрит Хворостовский – разлетающиеся волосы, яркие глаза, сильные, мускулистые руки.
– Это мой Димочка! – произносит она, объясняя, что хранит все смс, видео и фотографии мужа. – Часто открываю WhatsApp, слушаю Димины сообщения. Его голос мне помогает. А концертные записи не могу слушать, очень тяжело.
Я включаю видео последнего выступления певца в родном Красноярске в июне прошлого года. Стараясь не упасть, Хворостовский кланяется вставшему залу и, пытаясь перекричать аплодисменты, чуть дрогнувшим голосом произносит: «Я должен был вернуться!»
– Не могу, – Флоранс отворачивается от экрана. Она молчит, опускает голову и потом, справившись с волнением, рассказывает, что и вещи, и одежда Дмитрия лежат в неприкосновенности.
- А правда, что однажды Дмитрий сказал вам: «Бога нет!»?
- Да, он старался изо всех сил. Улыбался, а страдания ведь страшные! Мне сейчас говорят: «Муж стал вашим ангелом-хранителем». Но человека физически нет рядом, и легче от этого не становится.
В последний год жизни Дмитрия Флоранс долго решала, как сказать о происходящем детям, ведь они еще такие маленькие. Но Хворостовский сам начал разговор: «У вас мама. Помогайте ей, будьте рядом».
– А мне он сказал: «Жизнь продолжается. Ты красивая, молодая. Я очень хочу, чтобы ты нашла мужчину, который уважал и любил бы тебя, как я». Но он дал мне столько любви! Это просто невозможно! Дима необыкновенный человек.
Первое Рождество без мужа Флоранс решила отметить у мамы и брата в Женеве. Некоторые поклонники тут же выплеснули яд: мол, еще полгода не прошло, а она смеет улыбаться?!
- Они наверняка мечтают, чтобы я сидела дома вся в черном и плакала. Но Дима бы этого не хотел, я знаю! Мне, конечно, еще немножко тяжело быть счастливой. Говорят, время лечит. Но такую любовь никогда не забудешь! Это навсегда. Я его любила, люблю и буду любить.
Флоранс почти не делает ошибок в произношении: ради мужа она сразу решила начать учить язык.
Дима самые нежные слова всегда говорил именно на русском, поначалу я даже не все понимала, только догадывалась. Сглатывая комок в горле, она говорит, как ее растрогали недавние слова сына. «Мама, – сказал Максим, – я знаю, папа сейчас смотрит на тебя и гордится».
– Вы сделали все возможное. И благодаря вашей заботе Дмитрий, что невероятно, прожил с таким страшным диагнозом больше двух лет, но тот день, когда вы узнали о его болезни, конечно, помните...
– Мы не поверили и вместе говорили: не может быть, это ошибка! Но после консультации ведущего специалиста из Нью-Йорка, куда мы улетели после диагноза английских врачей, все стало очевидным.
– Он вам снится?
– Каждую ночь.