После моего участия во всероссийской акции «Стоп ВИЧ/СПИД» организатор этого мероприятия президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева сразу позвонила, искренне поблагодарив за помощь и неравнодушную человеческую позицию. Подхватив инициативу Всемирной организации здравоохранения, ежегодно проводящей в конце мая День памяти людей, умерших от СПИДа, фонд Светланы Владимировны решился патронировать десятидневный марафон, ключевым мероприятием которого стал открытый студенческий форум.
В аудитории МГИМО, где я участвовал в «круглом столе» и прямом включении с 30 университетами страны, супруга Дмитрия Медведева отметила, что, хотя в сегодняшней России развитию здравоохранения уделяется приоритетное внимание, проблема распространения ВИЧ/СПИДа, особенно среди молодежи, по-прежнему очень острая. «Число зараженных с каждым днем растет. Это, несомненно, вопрос национальной безопасности и настоящая трагедия для страны», – сказала она. Море красных ленточек – международного символа борьбы с грозным заболеванием – колыхалось, вопросы от участников форума сыпались один за другим.
Существует ли на самом деле СПИД или это мировой заговор фармпроизводителей для рынка сбыта своих лекарств? Как защищает от ВИЧ презерватив, если размер пор в латексе, из которого он сделан, больше размеров вируса? Какое поведение можно считать рискованным? Кому надо сдавать тест на ВИЧ? Могут ли ВИЧ-положительные супруги родить здорового ребенка? Как убедить окружающих, что в быту или при обычном общении человек, живущий с ВИЧ, для них не опасен? Студентов интересовало все.
Даже я, прочитавший гору материалов на эту тему, узнал, что, оказывается, у большинства людей наблюдается «серонегативное окно» – период от 3 до 6 недель, в течение которого антитела к ВИЧ уже вырабатываются, но пока еще не выявляются, и передача инфекции может происходить на всех отрезках этого периода. Поэтому анализы, сданные вскоре после незащищенного полового контакта, могут ничего не показать. Но если обратиться к врачам в течение суток, риск заболеть можно уменьшить почти на 90 процентов, на вооружении медиков уже есть купирующие этот недуг лекарственные препараты. Повторяли специалисты и очевидные истины – объятия и рукопожатия к приобретению вируса иммунодефицита не приводят (диалог, состоявшийся в Санкт-Петербургском государственном университете, так и назывался – «ВИЧ не передается через дружбу»).
Больных людей, а только в этом году у нас выявлены более ста тысяч заразившихся, нельзя дискриминировать, эпидемия давно вышла за пределы «групп риска», пополнить печальную статистику может любой, кто безответственно относится к своему здоровью. Даже если у родителей ВИЧ, при оказании своевременной помощи к детям вирус может и не перейти. Страшный диагноз сегодня ни в коем случае не приговор: современная терапия позволяет перевести это некогда смертельное заболевание в разряд хронических, поддающихся медицинскому контролю.