В июне ему исполнилось бы 65 лет. И на своем юбилее Капитан — а именно так называли его друзья и коллеги — выглядел бы как студент-первокурсник. Но в 42 Сергея не стало: редчайшая болезнь (один случай на миллион) — саркома сердца. Многие кардиологи за всю свою практику не сталкиваются с подобным...
Гениальный пианист, дирижер, актер, композитор-авангардист, шоумен, киносценарист, издатель, концертмейстер, библиофил, мистификатор... Таланты Сергея Курехина поражали. «Все говорят, что хотели бы жить во времена Леонардо да Винчи. Я жила во времена Курехина, Тимура Новикова, Евгения Юфита — это было наше Возрождение», — говорит куратор выставки «По следам Поп-механики», искусствовед Русского музея Олеся Туркина.
«Мне было 15, я увлекался ударными инструментами и приехал в Ленинград из Новороссийска на зимние каникулы. И однажды выбрался на какой-то странный концерт». Сподвижник Сергея Курехина, художник и музыкант Сергей Бугаев Африка, отвлекся от манипуляций на синтезаторе (утюгоне) — это самодельное устройство, созданное легендарным Тимуром Новиковым, тоже можно увидеть на выставке — и продолжил:
«Концерт проходил во Дворце культуры Ленсовета. Перед началом выступления Владимир Чекасин (только потом я узнал, что этот великий саксофонист первым стал привлекать к сотрудничеству рок-музыкантов) представил своих коллег, объяснил, что они будут играть, а еще заметил, что в первой части задумана некая каденция: «Мы уйдем, оставим инструменты, и каждый, кто хочет, может выйти на сцену и попробовать. Пожалуйста, не стесняйтесь». Ну я взял и вышел. Начал бить в барабаны, громкость, конечно, превысил, а через несколько минут обнаружил, что вместе со мной уже играет ка-кой-то большеглазый парень. Это был Сережа Курехин».
Когда Африка и Капитан познакомились, ни Crazy Music Orchestra, ни «Центра космических исследований», одной из главных задач которого являлась «подготовка космонавтов для запуска во внутренний духовный мир человека», всерьез зарегистрированного Курехиным, ни даже феерического телевизионного сюжета «Ленин-гриб» еще не было. А перевернувшая сознание поколения 80-х «Поп-механика» появилась только три года спустя.
«В музыкальном мире у меня огромное количество друзей, которые играют совершенно разную музыку. И однажды мы устроили с ними концерт, в котором каждый человек играл именно ту музыку, которую он исполняет всегда. А потом мне так понравилось, что я стал привлекать всех своих друзей выступать вместе. Так автоматически появилась «Поп-механика». Сергею Курехину действительно удалось невозможное, невиданное и невероятное.
Записи выступлений, которые можно увидеть на выставке, не передают даже десятой доли энергии и художественного драйва, который обрушивали на зрителей Курехин и Ко на своих живых выступлениях. Музыка, балет, цирк, мелодекламация, эротический перформанс, живопись, декоративное искусство, кукольный театр, кино — «Поп-механика» представляла собой грандиозный карнавал, шоу и классический спектакль, вместе взятые. Художники разных школ и стилей, камерные и симфонические оркестры, фокусники и укротители — на концерте «Популярной механики» одновременно с выступлением ансамбля песни и пляски КГБ можно было услышать оперную диву и эстрадных кумиров.
«Например, всем известный тогда шлягер «Увезу тебя я в тундру» Кола Бельды распевал в национальной одежде в сопровождении группы «Кино» во главе с Цоем. А на авансцене в это время клоуны-лицедеи кружили хоровод вместе с ослами, загримированными под оленей, — им синей изолентой привязали к головам оленьи рога. В одном европейском журнале написали, что в постановке «Поп-механики» сразу оказались задействованы 464 человека и один козел, — смеется саксофонист с мировым именем Сергей Летов. — Лошади, куры, обезьянки, удавы, грузовики, старинные автомобили, в Швеции даже танк у нас один раз был».
Фото: Persona Stars, Светлана Солопчук, PhotoXPress.ru