Но о том, что мне выпадет честь (иначе не скажешь, потому что до меня здесь побывали только два экскурсанта – Сергей Собянин и Леонид Парфенов) своими глазами увидеть, что происходит на самой заметной стройплощадке Москвы, я и не мечтал. И уж тем более не предполагал, что моим гидом станет удивительная Тереза Иароччи Мавика! Эту женщину, давно попавшую в число влиятельнейших персон артмира, еще называют (с восхищением и полушепотом, разумеется) серым кардиналом современного российского искусства – исключительно за то, что кроме нее так работать никто не умеет.
Еще в университете в Неаполе Тереза Мавика начала изучать русский – хотела читать в подлиннике свою любимую Анну Ахматову, и очень символично, что с конца 80х синьора стала жить в Москве. На одной из венецианских биеннале она познакомилась с Леонидом Михельсоном.
Тереза (простим ей это нарушение техники безопасности – элегантная прическа дороже) держит в руках специально сделанную для нашей экскурсии эффектную строительную каску, и мы оказываемся в эпицентре происходящего сегодня на территории знаменитой ГЭС-2 на Болотной набережной. В 1907 году ее воздвиг Василий Башкиров – талантливый столичный зодчий, работавший вместе с художником Виктором Васнецовым и над легендарным фасадом Третьяковки. Сегодняшняя Москва доверила превращение ГЭС в самую масштабную арт-территорию России соотечественнику синьоры Терезы – титану современной архитектуры 80-летнему Ренцо Пьяно. В списке его творений – Центр Жоржа Помпиду в Париже. Тогдашние пожилые коллеги Ренцо считали этот общепризнанный теперь проект провокацией невоспитанной молодежи.
Приехав в российскую столицу, неутомимый синьор Ренцо тщательно исследовал территорию. «Первое, что он спросил, глядя на набережную перед ГЭС: «Как используют реку, когда она замерзает?» Для Ренцо как генуэзца тема воды очень важна», – объясняет Тереза.
Я узнаю, что с запада здание электростанции будет полностью скрыто березовой рощей: 630 деревьев специально выращивают в Переславле-Залесском. Появятся обзорный мост, новый причал. А изюминкой проекта станут исторические стальные трубы – они превратятся в ветрогенераторы.
«В самом центре Москвы мы открываем два гектара, которые после завершения реконструкции обернутся общественно-культурной средой, окруженной природой. Здесь откроются мастерские художников, киноконцертный зал, выставочные и образовательные центры, хранилище коллекции современного искусства. Мы собираемся делать программы, используя самые разные художественные языки. Нам интересны и живопись, и скульптура, и театр, и перформанс, и кино», – в голосе и жестах синьоры Терезы столько энтузиазма, что сомневаться не приходится: в 2019 году всех нас ждет уникальная строительная премьера.