Прилетев на день в столицу Великобритании, я и не мог рассчитывать на такую удачу. Замглавы аукционного дома Phillips, красавица Светлана Марич, проводит для меня экскурсию по их лондонской штаб-квартире. Многоэтажное здание на Berkeley Square с двухъярусными выставочными пространствами (кстати, контрольный пакет акций Phillips принадлежит российской компании Mercury) поражает.
Алена Долецкая, устроившая здесь презентацию своей книги «Утро. 50 завтраков», рассказывала и о том, какой потрясающий вид открывается с крыши, и теперь я убеждаюсь в этом лично. Отмечаю и то, что центральным лотом очередного проводимого здесь аукциона «Искусство XX века» станет картина русского художника Алексея Явленского «Девушка с косой» со стартовой ценой в 2 млн фунтов стерлингов. (От работы другого нашего, уже современного, классика Ильи Кабакова «Собака» организаторы торгов тоже ждут сенсаций.)
Но Светлана говорит, что за исключением нескольких фамилий (недавно в лондонской Saatchi Gallery открылась выставка Айдан Салаховой) сегодняшние российские художники на международном арт-рынке почти не представлены, а засилье на аукционах творцов из Америки и Китая объясняет просто. «В этих странах почти каждый обеспеченный человек стремится поддержать местных живописцев и скульпторов».
Сама Светлана дружит с огромным количеством творческих людей. Дома у нее можно увидеть фото Хельмута Ньютона, череп от знаменитого англичанина Дэмьена Херста, между прочим, он посвятил Свете одну из своих работ, и тряпичную куклу от тувинского художника Евгения Антуфьева. Когда я спрашиваю, как ей, выпускнице журфака МГУ, удалось сделать такую блестящую карьеру, отвечает, что после университета стажировалась в Сорбонне, вела поэтическую колонку и параллельно брала интервью у разных деятелей искусства для «Афиши». После аннотации к вернисажу в Центральном универмаге столицы «Китай... Вперед!», устроенному знаковым галеристом Альбером Бенаму, «все делала в бешеном ритме: утром защищала диплом, а вечером открывала выставку», ей предложили возглавить программу ЦУМ Art Foundation. Дальше – новая ступенька, и сейчас эта 29-летняя девушка с улыбкой кинозвезды – заместитель директора аукционного дома Phillips и глава департамента современного искусства в Европе.
Как ей удается оставаться профессионалом высочайшего класса и так сногсшибательно выглядеть? «Я занимаюсь любимым делом, – улыбается Света, – и от родителей достались хорошие гены. С детства была в круговороте – художественная школа, музыкальная, бальные танцы. Пока росла в Новосибирске, все постановки Театра оперы и балета пересмотрела».
Сегодня одно из любимых детищ Светы, помимо двухгодовалой дочки, разумеется, – благотворительный фонд «Звезды Сибири», организованный на пару с мамой Ангелиной Владимировной Редькиной. Организации этой, прописанной в Новосибирске, всего год, но из талантливых, музыкально одаренных детей, которым они помогли, можно составить целую школу. Особая забота «Звезд Сибири» – дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей. Первым подарком для всех было фортепиано Yamaxa, купленное Светланой на собственные деньги и установленное в городской консерватории, где занимаются ребята.
«На сегодня большая проблема – духовые инструменты. Девочкам нужно покупать флейты, а мальчикам трубы. Духовые, между прочим, самые востребованные музыканты в любом оркестре мира», – убеждает меня Светлана, а потом с горящими глазами рассказывает о международном фестивале «От Рождества к Рождеству», патронируемом фондом.
«Там была одна девочка – Маша Ромашко. Всего 11 лет, а ноктюрны Шопена играет так, что сердце замирает! А скрипачка Юля Боброва – в скольких конкурсах уже побеждала! Все дети великолепные, надо только немного помочь».
Адрес сайта благотворительного фонда: fondzvezdisibiri.ru