В свой единственный полноценный выходной все они мечтают выспаться, потом Максим сходит на футбольное поле, Ваня отправится в гости, Саша, скорее всего, возьмет книгу, а Илья – по обстоятельствам: мама попросит, может и в булочную сгонять.
– А кино не любите?
– В наш век высоких технологий в кинотеатр ходить можно, но только ради человека, который сидит рядом.
Победители международной олимпиады школьников по физике IPhO-2016, которая на сей раз проходила в Цюрихе, прилетели в Москву с четырьмя золотыми и одной серебряной медалью. Почти 90 стран-участниц, а наши поставили Россию на четвертое место в мире! (После Китая, Кореи и Тайваня, участник из США лишь 16-й.) Но кроме заместителя декана МФТИ Валерия Слободянина их никто не встречал.
Ни один журналист ребят в Швейцарию и не провожал, проб на мельдоний они не сдавали, автомобилей по приезде им тоже никто не дарил. Губернатор Мордовии, откуда родом золотой призер Иван Утешев и взявший «серебро» Максим Елисеев, вручил первому орден местного значения. А чиновник из Кирова, где живет – вы только представьте! – лучший физик-теоретик планеты Саша Артемьев, преподнес 17-летнему олимпийцу часы. Вот и все, чем отметила их родина.
Спустя два месяца после победы, когда четверо парней уже стали студентами МФТИ, московский градоначальник очнулся, и теперь столичным школьникам, победителям международных предметных олимпиад, светят денежные премии. Так что жителю Москвы Илье Кочергину, замыкающему четверку золотых призеров, можно сказать, повезло. «Если бы вся Россия была в рамках МКАД, то, конечно, мудрое решение, – грустно улыбается Валерий Слободянин. – Но чем другие ребята-то хуже?»
Вместе с Ильей в кабинет заходят Максим, Иван и Саша, и они на вопрос Валерия Павловича ответа не знают, зато, смеясь, объясняют, куда делась швейцарская шоколадка размером с пятилетнего ребенка, которую вручили Саше. – Никакой возможности доставить ее домой у Саши не было, в тот же вечер съели – там же ребята, наши друзья из Белоруссии, Украины, Казахстана, всем СНГ набросились.
– Каждому, надеюсь, досталось поровну?
– Политических скандалов не было. Когда я интересуюсь, почему после Олимпиады в Гонконге, где Ваня Утешев тоже взял «золото», он отказал китайцам, предлагавшим ему ежегодную стипендию в 50 000 долларов, ребята объясняют, что такое предложение получил каждый из них.
– Мы себя там не видим, да и условия не очень.
– Пятьдесят тысяч?!
– Уточним для начала, что это гонконгские доллары. А потом жить в 12 часах полета от дома, в городе, где с экологией очень большие проблемы, питаться непонятно чем, никого не понимать, потому что все говорят по-китайски...
– Американец Роберт Ланца, скажем, работает над рецептом бессмертия. А чем бы вам хотелось заниматься, что касается пользы для всего человечества?
– Ученый, как известно, удовлетворяет собственное любопытство за госсчет. И если то, что его интересует, применимо к чему-то коммерческому, из ученого он превращается в предпринимателя. Но возьмем общую теорию относительности. Казалось бы, ничего у нас в реальной жизни с такими скоростями не летает, но потом бамс – GPS! А всего полвека прошло. Даже помещение, где мы разговариваем, придумали физики: кондиционер – это просто тепловая машина, компьютер – квантово-механический объект.
– Чем для вас так хороша физика, а не история искусств, например?
– Простыми заключениями ты можешь прийти к тому, как функционирует любая система. Человек идет и наблюдает радугу. А почему она появляется, никто и не задумывается, хотя это очень простое физическое явление. Можно воспеть радугу в стихах, но круче дифференциальное уравнение написать.
– Девушка, которая ваше внимание привлечет, должна разбираться в предмете?
Все хором: «Она должна быть адекватной».
Максим: «На фиг это надо, но все от человека зависит».
Саша: «Я не ставлю границ, шарит в физике – можно общаться, не шарит – нельзя».
Иван: «Я бы на другие критерии смотрел, я выбираю сердцем».
Потенциальным подругам Вани вообще повезло, на свидании он может рассказать и показать любое светило на небе. На Олимпиаде по астрономии в Индонезии в планетарии выключали три звезды Южного полушария, родного для местных участников, и за шесть минут надо было их найти. А задание на знание Луны? Из-за дымки область, которая досталась Ивану, не просматривалась, но он по памяти все зарисовал и стал первым.
– А любимые созвездия у тебя есть?
– Лебедь и Лира.
– Почему именно они?
– Красиво.
Когда я интересуюсь, было ли у ребят уже посвящение в физики, они объясняют, что все случится в последнюю неделю октября после семестровой контрольной, и она сейчас – самое важное. А гимн студентов всего мира «Гаудеамус» они, разумеется, знают. Как и любимый нестареющий хит всех поколений МФТИ «Вместе весело ломать установку» – еще в 9-м классе выучили.