Аристократичная, изысканная, утонченная – ни один российский чиновник от культуры не удостаивается таких комплиментов, как Ольга Свиблова. А еще основательница Московского дома фотографии, директор МАММ – Мультимедиа Арт Музея – способна так артистично и увлеченно преподнести анонс своих проектов и выставок, что даже я, знающий Ольгу много лет, каждый раз поражаюсь.
«Она стоит на небольшом подиуме из неструганых досок. Держит на руках младенца. Завернута в какую-то обычную студийную драпировку, подхваченную булавками. А ты видишь тяжелые мерцающие складки шелка, светящийся ореол, нежные облака и понимаешь, что она парит, как рафаэлевская Мадонна!» – это Свиблова рассказывает о работе Лейбовиц для очередного выпуска календаря Pirelli, героиней которой выступала Наталья Водянова.
C выставки Анни Лейбовиц начался очередной международный месяц фотографии, или, как говорит сама Ольга Свиблова, «двадцатая фотографическая весна в Москве», придумала которую, разумеется, тоже Свиблова. Пока директор МАММ страстно объясняет гостям, в чем прелесть еще одной открывшейся экспозиции – «Уездный город Галич (1900–1930-е годы) в фотографиях Михаила Смодора» (всего в рамках «Фотобиеннале-2016» Ольга планирует провести 50 (!) различных выставок и задействовать все площадки музея), я поднимаюсь на шестой этаж, где меня ждут работы звезды мирового современного искусства Хироси Сугимото. Целую четверть века Ольга Свиблова мечтала показать в России свои любимые серии этого японского фотографа и художника.
«Я все время думаю, Андрей, ну почему так долго?! Но потом оказывается, что все cлучается в правильное время. Когда нас трясет, мы в панике, паника порождает истерику и тревогу, в этот момент к нам приходит Сугимото – автор самых медитативных и магических фотографий на планете. На первый взгляд ничего необычного: простая фронтальная композиция, черно-белое изображение, но ты застываешь перед ними как
вкопанный! Начинаешь ощущать целостность мира, и все, что сегодня пугает, вдруг смывается. В русском языке есть такое слово «светопись». Можно не ехать в Тибет, не медитировать в пещерах, а просто прийти к нам в музей и посмотреть, откуда же берется знаменитый белый свет Хироси Сугимото, как он на тебя действует».
Позднее, за ужином в честь открытия выставки, когда японский мастер расскажет мне, что впервые увидел Москву в 1972 году и наша столица поразила его темнотой, я подумаю о том, что сегодня благодаря таким людям, как Ольга Свиблова, света на московских улицах стало гораздо больше. Оля частый гость и моих программ. Всегда готова поделиться советом, успокоить, а иногда и отдать последнее. Не на камеру, нет! А где-нибудь в глубине, за кулисами.
Думаю я и о том, что так держаться – Ольга потеряла любимого мужа, французского галериста и бизнесмена Оливье Морана – способна только она. И придумать, что в сером и промозглом феврале в столицу должна приходить весна, пусть и фотографическая, может лишь Свиблова!
«У нас много площадок, проекты меняются постоянно, а мастер-классы от мировых звезд фотографии вообще уникальны!» – объясняет Ольга очередной телевизионной группе. «Фотобиеннале-2016» стартовала, Ольга Свиблова нарасхват.