Среди богемы Спиваков слывет интеллектуалом, философом, художником. Замечательные пейзажи, этюды, которые он щедро раздаривал знакомым девушкам, до сих пор привлекают внимание знатоков живописи. «Натюрморт с анютиными глазками», написанный им в 16 лет, хотят заполучить в свои коллекции многие, но для супруги Сати (их семейному союзу уже больше тридцати лет) эта картина бесценна. Так же, как не имеет цены его артистический и человеческий талант. Организованный им благотворительный фонд открыл дорогу колоссальному числу одаренных мальчишек и девчонок — им покупают инструменты, приглашают лучших преподавателей, устраивают мастер-классы и организовывают участие в международных фестивалях. Помогает Владимир Теодорович и больным детям. Говорят, один малыш, которому недавно была сделана операция на сердце, заявил, что хочет стать таким же знаменитым, как Спиваков, и обязательно будет учиться играть на скрипке.
Среди многочисленных регалий маэстро есть и награда ЮНЕСКО «Артист мира». Потому что в каком уголке земного шара Национальный филармонический оркестр России и «Виртуозы Москвы» ни появлялись (Владимир Спиваков руководит сразу двумя коллективами), они несут людям радость, свет и наслаждение музыкой. Его прямые наследницы — Екатерина, Татьяна, Анна и приемная Александра (дочь умершей сестры) — выросли в атмосфере красок, звуков и бесконечной родительской любви. От отца девочкам передался редчайший талант — восхищение жизнью. После тяжелейших концертов (ученые выяснили, что по энергетическим затратам труд дирижера можно сравнить только с работой шахтера) Владимир Спиваков не может заснуть. Прокручивает в голове партитуру, пытается расставить другие акценты. На вопрос, откуда черпает силы, маэстро обычно отвечает, что в тонусе его держит мышечная память (прекрасная атлетическая фигура тому пример) и любимое дело.
«Себя жалеть нельзя... В спорте и творчестве это основной принцип. Тратить себя должно стать привычкой. А работа, если она любимая, пробуждает интерес. Интерес к совершенству. Все достижения — это как линия горизонта: чем выше поднимаешься, тем она дальше от тебя и заставляет двигаться вперед». Своему давнему другу, писателю и музыканту Соломону Волкову, Владимир Теодорович как-то сказал: «Жизнь устроена по подобию мороженого, которое я однажды купил в Сочи: сладкое, ароматное. Лижешь его, оно тает во рту, сливочной прохладой небо обволакивает. И вдруг язык на что-то острое натыкается – в мороженом оказался гвоздь! Вот и жизнь такая же, как мороженое с гвоздем: сначала ее много и она сладка, а потом она тает у тебя на языке, а где-то в конце концов припасен гвоздь, и если зазеваешься — разрежешь язык, раскровишь рот, подавившись металлическим вкусом...»
Один из любимых поэтов Спивакова — Юрий Левитанский:
Что делать, мой ангел, мы стали спокойней,
Мы стали смиренней.
За дымкой метели так мирно клубится наш милый Парнас.
И вот наступает то странное время иных измерений,
Где прежние мерки уже не годятся — они не про нас...
Владимир Теодорович наизусть знает это длинное, щемящее душу стихотворение, а я думаю, что никакие мерки не применимы к нему самому. Долгих лет жизни, маэстро! Света, радости, здоровья и музыки!
Фото: Legion-Media, личный архив, Persona Stars, PhotoXPress.ru, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)