226 пассажиров рейса Москва — Симферополь теперь будут отмечать второй день рождения. И у семи членов экипажа того же аэробуса «Уральских авиалиний» каждое 15 августа будет праздником. И наверняка кто-то пошутит, что их, как новорожденных, нашли не в капусте, а в кукурузе, и вокруг были не аисты, а злополучные чайки. Но главный тост у всех будет один: «Здоровья и радости екатеринбуржцу Дамиру Юсупову!» — командиру корабля, который при горящем двигателе сумел посадить самолет на подмосковное кукурузное поле так, что никто не погиб.
А сам 41-летний ас гражданской авиации будет смущаться и рассказывать, что и второй пилот, 23-летний Георгий Мурзин, и руководившие эвакуацией из салона бортпроводники Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина и Яна Ягодина были тогда на высоте.
У 355 россиян, отдыхавших три года назад в Доминикане, второй день рождения в феврале. Посадить горящий самолет с полными баками и неработающим шасси и при этом не считать свой поступок геройским! Командир Константин Парикожа, отец и дед которого тоже были связаны с авиацией, — профессионал экстра-класса. «Длина полосы, коэффициент сцепления позволяли безопасно произвести посадку... Моя мама узнала обо всем из новостей. А я потом ей позвонил, сказал, мол, все в порядке, все как обычно». Под стать Константину Юрьевичу и второй пилот — Дмитрий Алкеев: после той жесткой посадки он лишь скромно заметил, что летчики готовятся к нештатным ситуациям на специальных тренажерах. А потом добавил с улыбкой: «Но когда ты реально вдыхаешь дым горящего масла или топлива, невозможно сразу сориентироваться. Глаза не видят, приходится работать в кислородной маске с объемными очками — это совсем другие ощущения... Но мы со всем справились. Другого финала в этой ситуации и не могло быть».
История с американским аэробусом, случившаяся в январе 2009 года, вошла в золотой фонд мировой авиации. Под крылом самолета, два двигателя которого обрезала при взлете стая гусей, стелились кварталы Нью-Йорка. Умница Челси Салленбергер заставил тогда свою заглохшую «птичку» (пострадали только стюардесса и пять плохо пристегнутых пассажиров) благополучно шлепнуться в холодные волны Гудзона, избежав столкновения с многочисленными речными судами. Вода даже смягчила посадку, а герметичный корпус лайнера позволил ему продержаться на плаву целых полтора часа.
Но задолго до подвига Салленбергера, 21 августа 1963 года, наш летчик Виктор Яковлевич Мостовой на разваливающейся «тушке» (после взлета заклинило полуубранную стойку шасси и отказал левый двигатель) предотвратил ее падение посреди Северной столицы. Рейс Ленинград — Таллин, Ту-124 с десятками пассажиров на борту, миновав на опасной высоте Литейный мост, промчался в 30 метрах (!) над Большеохтинским мостом, перепрыгнул строящийся мост Александра Невского и приводнился на зажатую в гранитные берега Неву. Все пассажиры и члены экипажа остались живы.
Фото: личный архив, Mario Tama/Getty Images, Mike Coppola/FilmMagic/Getty Images, РИА-Новости/Александр Кряжев, Пресс-служба СК РФ/Агентство «Москва», PhotoXPress.ru