Миледи в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах», Диана в «Собаке на сене», Елена из картины «Давай поженимся» — Маргарита Терехова идеально справлялась с любыми ролями. Ее безграничный талант и трудолюбие стали предметом восхищения окружающих. Артистка не только играла в кино, но и пробовала себя в амплуа режиссера в Театре имени Моссовета, где проработала 40 лет.
Однако с 2005-го Маргарита Борисовна не появляется на сцене. Из-за прогрессирующей болезни Альцгеймера она почти не встает, не говорит и не всегда узнает даже самых близких людей. Но, глядя в добрые глаза актрисы, наследники видят все ту же женщину, что когда-то окружала их любовью и заботой. В свою очередь, дочь Анна и сын Александр ухаживают за мамой, стараясь облегчить ее жизнь.
Последние месяцы было много разговоров об ухудшении состояния здоровья артистки. Но, произнося имя Маргариты Тереховой, коллеги выражают не только сожаления. Они искренне гордятся, что имели возможность работать на одной съемочной площадке с неординарной звездой. Известные актеры рассказали «СтарХиту» о том времени, когда судьба свела их с Маргаритой Борисовной.
ЛИДЕР, ХОХОТУШКА, СЕМИЖИЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА
На одной съемочной площадке с Михаилом Боярским Маргарита Терехова исполнила, пожалуй, самые известные свои роли. Если в картине «Д’Артаньян и три мушкетера» действующих лиц было много, то в «Собаке на сене» Михаил Сергеевич и Маргарита Борисовна в основном оставались вдвоем, на них держался весь фильм.
«Это одна из лучших партнерш в моей жизни, хотя не так уж много я с ней снимался, два фильма — вот и вся наша творческая биография. Но по-человечески у нас были очень хорошие дружеские взаимоотношения, — подчеркнул артист. — Мы были дотошными коллегами, во всем пытались найти максимальное решение. Каждый искал поддержку в партнере, ведь роли были непростыми. Нам помогали режиссеры, но в основном нагрузка лежала на нас, все зависело от того, сколько мы сами вложим сил и труда. Она была очень энергичной в этом вопросе, заставляла и меня подниматься, репетировать и репетировать. Маргарита была лидером, особенно, в «Собаке на сене», ведь тема любви, которая там затронута, легко не дается. Она могла похохотать и над собой, и над партнером. Так, Маргарита издевалась над взаимоотношениями Теодора и Дианы — существовала в них довольно органично, но все же относилась к этому как к фарсу».
Боярский восхищался деятельной коллегой. За месяцы совместной работы актер сумел хорошо узнать ее характер, научился угадывать настроение, что помогло обоим войти в образ во время съемок.
В 2000-х Терехова начала ставить спектакли в Театре имени Моссовета, а затем экранизировала «Чайку» Антона Павловича Чехова, самостоятельно интерпретировав сценарий и выступив в роли постановщика. К решению артистки стать драматургом Боярский поначалу отнесся скептически, но увидев результаты ее работы, поменял мнение.
«Очень жалею, что не был приглашен к ней как к режиссеру, — сетовал Михаил Сергеевич. — Я, честно, недооценивал ее, думал, что это женская блажь — пойти ни с того ни с сего из актеров в режиссеры, но посмотрел: оказалось, Маргарита умеет работать и как режиссер, и как сценарист, поэтому я позавидовал ее коллегам и был очень обрадован ее состоятельностью в этом амплуа».
Для Михаила Боярского Маргарита Терехова — многогранная личность, яркая актриса и старый друг, которому он всегда готов прийти на помощь.
«Безумно жаль, что она заболела, этого не изменить, мы все под Богом ходим. Но то, что она успела сделать, — огромный вклад в кинематограф и в театральное искусство. Я очень рад, что был ее партнером, надеюсь, кое-чему от нее научился. Я всячески пытаюсь ей помочь, как могу, хотел бы, чтоб ее родные и близкие рассчитывали на мою поддержку. Маргарита об этом не узнает, но у меня сердце за нее болит, и я постараюсь сделать все возможное для нее».
ЖЕНЩИНА, С КОТОРОЙ НЕЛЬЗЯ СПОРИТЬ
Вскоре после рождения сына Александра Маргарита Терехова приступила к съемкам фильма «Давай поженимся». В картине она сыграла противоречивую Елену Воронову, которую пытался укротить капитан второго ранга Николай Суворин. Терпеливого и упорного Суворина воплотил на экране Юрий Назаров.
«С Маргаритой Борисовной мы пересекались по работе раза три, самое главное, конечно, — в «Давай поженимся». Есть такое мнение, что актриса — это больше, чем женщина. В этом есть могучая истина. Маргарита Борисовна — великая актриса, — выразил мнение Назаров. — А что сказать о ее женском начале? Как говорил Геннадий Зюганов, с женщиной не стоит спорить, даже если прав. Вспоминая Маргариту Борисовну тогда, невозможно не обратиться к этой мысли — спорить с ней было нельзя. Кстати, в картину Саши Ефремова изначально пробовалась Лариса Малеванная, но мы с ней будто были созданы друг для друга, а в фильме нужно было показать обратное, поэтому взяли Маргариту Борисовну».
Юрий Владимирович и сейчас вспоминает, как иногда непросто было работать с коллегой. Ее перфекционизм распространялся на все, что касалось картины. Однажды у съемочной группы закончилась пленка, но так как смена еще не завершилась, актеры и режиссер решили заранее разобрать сцену, которую планировали отснять завтра.
Несмотря на подобные казусы, между актерами не возникало крупных ссор. Назаров признавал авторитет Тереховой и был не против ее инициативы.
«Знаете, люблю лошадей и, с моего непрофессионального взгляда, мне казалось, что у нас была тройка: двое пристяжных и коренник, — привел метафору Юрий Владимирович. — Вот в корню была Маргарита Борисовна, спорить с которой было бесполезно, а в пристяжке колыхались я и режиссер. Она у нас была главной. Ее правота была неоспорима».
Однако, когда дело касалось Николая Суворина, актер грудью вставал на защиту персонажа, даже если Маргарита Терехова настаивала на внесении изменений в сценарий. По мнению Назарова, Суворин должен был оставаться спокойным, ведь только его терпеливость сделала возможным брак главных героев.
«Ее героиня Елена совершала невообразимые поступки. И вот в одной сцене она с улыбкой спрашивает: «А ты что, меня любишь?». А я отвечаю: «А ты думаешь, тебя можно терпеть, не любя?». Это и о Маргарите Борисовне, и не о ней одновременно, ведь когда я говорил коллегам, что моя партнерша Терехова, они выражали мне соболезнования, потому что и спорить с ней нельзя, и подчиняться очень непросто. Например, когда она требовала, чтобы я совершил нечто такое, что оправдало бы ее «неправильное» отношение к моему герою Суворину, тут я уже, закусив удила, стоял до последнего, свою линию нужно было держать, ведь к персонажу я относился крайне почтительно».
Но с мнением некоторых коллег, полагавших, что сотрудничество с Тереховой — в какой-то мере испытание, Юрий Назаров не согласен. «Я считаю, что мне жутко повезло. Она актриса экстра-класса, кем бы она ни была, хоть Миледи, хоть Еленой. Не припомню, чтобы у нее что-то не получалось. У меня не хватает слов удивления, преклонения, восхищения перед ней», — заключил артист.
КАЖДАЯ РОЛЬ — В «ДЕСЯТКУ»
Валентин Смирнитский знаком с Маргаритой Тереховой очень давно, хотя многие уверены, что актеры впервые встретились на съемках «Д’Артаньяна и трех мушкетеров». С первой встречи и до сих пор мнение Валентина Георгиевича об артистке не изменилось.
«Я знаю ее с той поры, как она окончила студию Театра имени Моссовета. Я с большим пиететом относился и отношусь к ее достижениям в кино и театре. Больше я работал с ее дочерью Аней, с ней отношения у меня сложились более приятельские, но Рита для меня — эталон актрисы. Она всегда была лидером, это в ее характере. Поэтому в конце карьеры она даже попробовала себя в роли режиссера», — рассказал Смирнитский.
Валентин Георгиевич с ностальгией вспоминает свое участие в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах». Актеры умело чередовали работу с отдыхом, что позволило им подружиться.
«Мы вместе отдыхали у Риты на даче, тогда приезжала ее мама, Аня была еще молоденькой. Собирались, выпивали, замечательные дружеские отношения с ними, — пояснил Смирнитский. — А вообще, творчеством Риты я восхищаюсь, она одна из самых выдающихся актрис отечественного кино. Каждая ее роль — в «десятку», у нас не так много в артисток, которым бы удалось отметиться такими яркими работами».
ЭКРАННАЯ МАМА ФИЛИППА ЯНКОВСКОГО
Филипп Олегович был совсем маленьким, когда дебютировал в кино в картине Андрея Тарковского «Зеркало», сыграв роль Алеши. Несмотря на юный возраст, у актера остались расплывчатые, но теплые воспоминания об общении с Маргаритой Тереховой.
«Мне было всего четыре годика, сложно восстановить что-то в памяти, и мои воспоминания напрямую связаны с фильмом. Маргарита Борисовна там играла мою мать, — поделился Филипп Янковский. — Она очень теплый человек, была внимательна ко мне, помню ее трепетное отношение и светлое материнское начало. Я действительно верил в то, что она была мне мамой, так точно перевоплотилась. Желаю ей здоровья, долгих лет жизни и счастья. И хочу сказать «спасибо» Маргарите Борисовне за теплый образ моей экранной матери, который она блестяще создала в картине «Зеркало» Андрея Тарковского».
Фото: кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», кадр из картины «Собака на сене», Legion-Media, кадр из фильма «Давай поженимся», кадр из фильма «Зеркало»