1966 год. Конец «оттепели». Нина Метлицкая — молодой, амбициозный адвокат — берется за самые сложные дела, включая обвинения в диссидентстве. Девушке выпадает шанс перевестись из небольшой юридической консультации в дальнем Подмосковье в Филиал №1 — самое сильное адвокатское бюро СССР. Теперь Нине предстоит доказать, что она оказалась на новом месте заслуженно. Среди подзащитных Метлицкой — вор в законе, цеховик-миллионер, меломан, обвиняемый в шпионаже, звезда кино, осужденная за убийство сожителя, диссиденты — вся история брежневского Союза.
Мари Ворожи на роль главной героини Нины Метлицкой утвердили сразу после первых проб. «Вы знаете, нужна была героиня, которая была бы не знакома большому зрителю, но при этом обладала бы сильной харизмой и одновременно наивностью — вроде бы несочетаемые качества, но в Марине они сошлись, — объясняет свой выбор режиссер Владимир Котт. — И еще, поскольку в сериале очень много текста, нужна была особая интонация, тембр голоса. Такой тембр, который бы звучал и нежно, и при этом иногда жестко — этакий контраст внутри интонации».
«На данный момент это моя самая долгожданная премьера, — призналась нам Мари Ворожи. — Пока я ждала, успела забеременеть, родить и стать активной мамой с хэштегом «кормлю, где хочу». Даже в музее Ватикана! Мы, кстати, очень вовремя всей семьей съездили в Рим… Так вот как-то вечером муж влетел в комнату, когда ребенок уже почти уснул, включил свет и стал с восторгом кричать, что выходят «Заступники». Потом я уложила «птенца», и мы тихо радовались, стараясь его не разбудить. А когда я увидела первый раз трейлер, то расплакалась от счастья!»
Это не первый исторический проект, в котором снимается актриса. По словам Мари, есть что-то такое, что ей нравится в героях прошлого века, а в ней самой — что-то, что напоминает режиссерам героинь того времени.
«Иногда я думала, что, видимо, не из этого времени, вот почему меня мало снимают… Мне нравится язык того времени. Как люди выражали мысли, как пели. Обожаю советскую эстраду. Она меня цепляет до глубины души, и кажется, что я именно так чувствую. Таривердиев заставляет мое сердце биться чаще, — продолжает звезда. — Я бы назвала это время существованием с чувством собственного достоинства и большой любви к миру. Люди изменились, потому что изменилось время. Еще 20 лет назад многие не знали, что такое сотовый телефон, а уж тем более интернет, а сейчас уже разрабатывают трансдермальный пластырь. Хочешь есть — наклей пластырь».
Мари признается, что до проекта совсем ничего не знала о советском правозащитнике Дине Каминской, которая в качестве адвоката участвовала почти во всех самых громких политических процессах 1960–1970-х годов: защищала Владимира Буковского, Юрия Галанскова, Анатолия Марченко и многих других участников диссидентского движения.
«Была еще Софья Каллистратова, — говорит Ворожи. — С ней и Каминской во главе менялась система. Кстати, перед съемками я пообщалась с адвокатом, так что чувствовала большую ответственность перед профессиональным сообществом».
Большое значение в сюжете имеют заключительные речи адвоката, которые актрисе пришлось заучивать. «Это было не просто, надо сказать! Речи расходились устно, — признается Мари. — Звукозаписи процессов остались только у КГБ. Надеюсь, со временем мы сможем их послушать, как «достояние народа».
В сериале были использованы реальные кейсы. «Больше всего меня впечатлило так называемое «Дело мальчиков», которое идет сквозным действием через весь фильм, — признается актриса. — Это дело считают школой адвокатуры».
Подходящие для фильма съемочные места нашлись в Минске, Москве, Подольске и Тбилиси. Также обретению духа времени происходящего на экране способствовали машины того времени и нарисованные от руки огромные изображения-плакаты, по которым в то время жила страна.
Фото: пресс-служба