В конце апреля Алена Апина представила новый клип на композицию «Девушка Бонда», режиссером которого снова стал Аслан Ахмадов. Провокационное видео вызвало неоднозначную реакцию у пользователей социальных сетей. Пока поклонники исполнительницы восхищаются ее творчеством, другие, наоборот, критикуют звезду за излишнюю, по их мнению, откровенность. «СтарХит» узнал у Алены Апиной о том, почему она отважилась на столь смелый шаг, каково было сниматься в откровенных сценах, а также об отношении дочери артистки к ее творчеству.
Принимали ли вы сами участие в работе над клипом – как сценарист, костюмер?
Даже и в мыслях не было! Ведь изначально Аслан отказался снимать видео. Он считал, что песня слишком сложная, и мне не нужен еще один откровенный клип. Аслан решил, что мы достаточно подразнили народ предыдущей работой (ролик на композицию «Близость» – Прим.). Он настоятельно рекомендовал мне записать что-то родное, «апинское» и задушевное. Но я была как скала, и хотела только «Девушку Бонда». Тяжелая борьба шла полтора месяца. Мы бились лбами как два барана, но своих позиций не сдавали. Я страдала, искала других режиссеров – молодых и уже состоявшихся, – но в душе осознавала, что с ними все будет не то... В день рождения Аслана я написала ему душераздирающее поздравительное послание, после которого он сдался скрепя сердце. В этих обстоятельствах я не то что влезать в творческий процесс, но даже лишним словом боялась его спугнуть. Однако вместе с тем я спокойно выдохнула и перестала терзаться сомнениями — получится или нет.
Каково вам было сниматься в откровенных сценах?
Сначала давайте скажем, что клип смелый и взрослый, но ни в коем случае не пошлый. У Аслана превосходный вкус, и он никогда не переходит черту, за которой начинается вульгарность. Он потрясающий художник. Все, что в этом ролике, было сделано не для очередного эпатажа, а для красоты и обострения чувств. Что же по поводу моего участия… А если бы я прожила жизнь и так ни разу и не снялась бы в откровенных сценах? Зато сейчас я могу сказать что в таких съемках нет ничего эротически-чувственного. С одной стороны было очень весело, а с другой — просто физически тяжелый съемочный день.
Нервничали, что придется раздеваться перед большой съемочной группой?
Во-первых, она была не такой уж и многочисленной, а, во-вторых, я знала, что Аслан не перегнет палку и не станет шокировать в лоб общественность. Гораздо больше перца осталось за кадром. А вот это уже не надо никому показывать. Вырванные из контекста клипа кадры могут быть приняты за кино не для всех... Кроме того, мне скрывать особо нечего. Я не испытываю комплексов по поводу собственной внешности. Наоборот, я получаю удовольствие от того, как сейчас так выгляжу. Своим примером мне хотелось подстегнуть других женщин не хоронить себя раньше времени.
Хотелось бы вам еще раз повторить такой опыт?
Нет, мы и так два раза подряд попали «большими снарядами» практически в одно место. Поэтому я думаю, что уйду сейчас в совершенно другую сторону и тем самым опять всех удивлю. Я даже не уверена, что опять буду сотрудничать с Асланом. Не хочется, чтобы он от меня устал, да и самой в чем-то разочароваться тоже. Может быть, мы отдохнем друг от друга на время, а потом обязательно еще не раз объединим усилия.
Можете сказать, что Джеймс Бонд – ваш идеальный спутник?
Не совсем так, если говорить о мужчинах, то мои предпочтения скорее можно отнести к разряду странных. Мой избранник не должен быть красивым, потому что привлекательная внешность спутника развивает комплексы. Кроме того, многие думают, что в представителях сильного пола главное – слово из трех букв, но для меня ценнее всего слово из двух, и это слово — «ум»! Умный мужчина — не ботаник и лауреат Нобелевской премии, а прежде всего тот, кто знает, как управлять неуправляемой энергией под названием «женщина». Мы же сами не знаем, чего хотим! А он на то и умный, чтобы и здесь быть впереди планеты всей. Я вот недавно узнала, что мой любимый режиссер Кирилл Серебренников чуть ли не мой фанат. Набралась наглости и напросилась в «Гоголь-центр» на день рождения театра. Получила огромное удовольствие от праздника и еще раз убедилась, что такие мужчины, как Кирилл, — интеллектуалы, креативные, непредсказуемые, — легко могут разбить мое сердце. А Джеймс Бонд – очень предсказуемый человек. Ясно наперед, что он любит, и это касается не только дорогих машин, но и пристрастий в алкогольных напитках.
А насколько важны для вас материальное положение и возраст избранника?
Конечно, финансовая состоятельность имеет значение, но, с другой стороны, надежнее, когда ты сама себя содержишь. А возраст? Да нет, вряд ли. Года три назад меня попросили сняться в анонсах к проекту «Три аккорда». Тогда со мной мило побеседовал Ваня Ургант, а затем я поговорила с Геннадием Хазановым и Владимиром Познером. И все это происходило на речном трамвайчике. Замкнутое пространство, снялся не снялся — жди, когда причалим. И вот когда я оказалась рядом с Познером, я физически почувствовала как от него идут волны правильного, даже неприличного, «тревожного» мужского шарма. А ведь это уже человек... Язык не поворачивается сказать, что в возрасте.
Уже ознакомились с отзывами на клип?
В этот раз представители YouTube-канала, на котором разместили ролик, решили закрыть к нему комментарии. Я об этом узнала не сразу. Открыла видео, и не нашла отзывы злопыхателей. Устроила разбор полетов и сказала: «Я хочу читать все!» Когда я все же увидела отзывы зрителей, то, признаться, не была сильно удивлена. Все уже предсказуемо и не оригинально: «В 50 лет в таких клипах сниматься негоже», «Уберите бабушку с экрана», «Кто-нибудь, оттащите от нее этого Аслана». Как вы предлагаете на это реагировать?.. На самом деле, больше всего меня волновала реакция на песню. Я считаю, что это одна из моих лучших работ, хоть и непростая для восприятия. Многие люди не поняли,а многие полюбили ее с первой ноты. И это нормальная реакция.
Почему вы решились на этот эксперимент?
Мне кажется, что главное для артиста – развиваться и идти вперед, а не топтаться на одном и том же месте много много лет. Я люблю свой репертуар, это целый кусок моей жизни, и я всегда буду петь эти песни. Но наличие в моей программе песен, ставших уже народными, не отрицает того, что я должна делать что-то еще. И необязательно в ожидаемой «апинской» стилистике. Представляете, в этом году песне «Электричка» исполняется 20 лет... Конечно, кого-то мои эксперименты отпугивают. Ну что же, ребята, привыкнете. Я не хочу подстраиваться под мнение других людей и действовать по заранее продуманной схеме. Это дорога в никуда, я знаю точно.
Интересно, а как вы относитесь к критике со стороны незнакомых людей?
Прекрасно, когда это обоснованные выводы. А в случае, если пишут что-то вроде: «Как не стыдно с молодым-то дядькой, да на всю страну. Что же скажет дочь», так это к доктору. Мне было бы интересно услышать мнение Артура Гаспаряна, Ильи Легостаева, Леши Остудина, посетивших презентацию моего клипа. Ко мне пришли действительно много людей, которые разбираются в музыке. Легостаеву, например, многое понравилось, Гаспарян загорелся сделать большое интервью, а вот Остудину все равно хочется только про Леху и «семечек стакан». Но важно, что я для них не привет из 90-х, а тема для разговора про здесь и сейчас!
А как часто вы сами советуете что-то коллегам или близким людям?
Я не люблю критиковать и, наверное, не умею, поэтому даю наставления, только если об этом попросят… Мне кажется, если человек что-то делает, то это уже прекрасно. Самое плохое – ничем не заниматься, пыхтеть злобой и пускать клубы дыма из носа. Вот это действительно ужасно. А когда человек не стоит на месте, что-то ищет и ошибается, то из неудач затем вырастает опыт.
Вы следите за тем, что сейчас происходит в музыкальной индустрии?
Конечно, и мне многое нравится. У нас большое количество дерзких начинающих исполнителей, заточенных не только на коммерческий успех. Я веду программу на радио «Москва FM», в рамках которой встречаюсь с разными артистами. В ходе беседы с ними постоянно всплывают интересные имена. Так, например, у нас была Катя Павлова из группы «Обе две». Мне безумно нравится, что они делают. Молодые, продвинутые, смешные… Совсем другое дело, когда люди удачно находят один родничок, и пьют из него сами, а всех, кто проходит мимо, заливают по самые уши всю жизнь, а потом страдают: «Почему же перестали пить из моего стакана, ведь вкусно же?» Вкусно. Только другие уже проложили между своими водоемами трубы, а сверху еще и не поленились соорудить заводики... Я и сама раньше была из разряда «обиженных».
Какие сложности могут возникнуть, если решиться на перемены?
Радиостанции не берут мои песни. Семь лет назад я представила альбом «Еще раз про любовь». Все песни были как и ожидали от Апиной — душевные, застольные, «крепкие». Но никто не взял, говорили, что я записала какой-то шансон! Теперь же, наоборот, говорят: «Давай шансон, распугаешь тех, кто тебя любят». В результате я перестала отправлять и переживать!.. А недавно я хотела позвать в свою программу «ФаСоль» Олю Бузову. Не пришла, потому что обижена на радиоточки. Но несмотря на то, что ее нельзя услышать на FM-волнах, Ольга, нравится это кому-то или нет, во всех чартах на первых местах. Как так? Возможно, кто-то считает себя слишком продвинутым, чтобы участвовать в судьбе таких, как Бузова. Я не видела ни одного выпуска «Дома-2», и мое знакомство с Ольгой случилось после старта ее вокальной карьеры. Мне кажется, что Ольга молодец: она бьется, ищет и огребает не по-детски... А ведь даже я, закаленная и заслуженная-перезаслуженная, и то была сильно в ауте после комментариев к «Близости».
В связи с вашими словами вспоминается резонансная история, связанная с коллективными петициями по поводу «устаревших» новогодних передач…
Я давно не смотрю телевизор. Заранее знаю, что там увижу. Меня приглашают в какие-то передачи, но с одним условием. Говорят, что я должна петь «Электричку» или «Узелки». Я говорю: «Ребята, вы понимаете, какой это бред?» После «Электрички» у меня вышло несколько альбомов с не самыми плохими песнями. А об этом никто не знает. Как я могу достучаться до поклонников, если не обладаю экстрасенсорными способностями?
В своем «Инстаграме» (запрещенная в России экстремистская организация) вы писали: «Успевайте делать прекрасные глупости». Ваши эксперименты можно отнести к подобного рода вещам?
Скорее, они относятся к «прекрасному» настоящему. Я живу им, у меня каждый день что-то происходит, встречи с замечательными людьми, и какие-то работы, которые каждый раз меня саму удивляют. Хотя, наверное, с точки зрения женской психологии это можно назвать «глупостями». Но в другом случае я была бы бесполым существом, и так себя, к сожалению, чувствуют многие представительницы прекрасного пола, особенно в возрасте от 40 лет. Потому что у них в голове все закончилось, и иначе, как преступлением против природы, их действия нельзя охарактеризовать… Знаете, недавно я была в Театре имени Вахтангова на замечательном спектакле «Пристань», где на сцену выходит золотой фонд советского театра и кино. Видели бы вы Юлию Борисову – ей 92 года, но как же она потрясающе выглядит! Билетерши меня узнали, я разговорилась с ними в антракте. Оказывается, Юлия Константиновна постоянно ходит на каблуках и когда ее просят переобуться от греха подальше, говорит: «Еще успеете обуть меня в тапки». Буду равняться!
То есть вас, впринципе, возраст не пугает?
Я его боялась, когда мне было 30, 40 лет. Переживала, погружалась в депрессию. А сейчас, в связи с работой и разными жизненными событиями, я изменила свое отношение и поняла, что возраста не существует. А если он и есть, то всегда прекрасный. Ношу его как орден.
Как думаете, продлить свою красоту с помощью пластических операций – нормально?
Да, почему бы и нет, публичная профессия обязывает человека следить за собой. Другое дело, если это превращается в одержимость. Я считаю, что важно следить за собой и не расстраивать поклонников ни помятым видом, ни опрокинутым лицом.
А что вы делаете, чтобы поддерживать себя в хорошей форме?
Теперь это мой любимый вопрос. Ответ можно найти в любой женской поучительной книжке, да и на каждом сайте понаписано больше, чем нужно в жизни. Ничего нового. Нужно правильно питаться, заниматься спортом, улыбаться, читать хорошие книги и общаться с интересными людьми. Вот и все. Однако придерживаться подобных рекомендаций – настоящий подвиг.
Каким образом у вас получается все совмещать – и уход за собой, и работу на радио, а также музыкальную карьеру?
У меня есть еще и дети (Алена Апина также занимается с учащимися одной из школ, расположенных в Московской области – Прим.). Они играют пьесы, которые я сочиняю… Когда-то в моей жизни было «болотистое» состояние, и мне было нужно чем-то себя занять. Меня спасла музыка, как, впрочем, и всегда. В ближайшем будущем я планирую оптимизировать свой график, потому что, конечно, тяжело… Невозможно все успеть, хотя 24 часа – это так много. Нужно существовать в других временных измерениях. Нам кажется, что год – большой промежуток времени. Но в нем, если подумать, всего 52 недели, а пятницы летят как пули. Так и проходит вся жизнь. Поэтому разумнее отсчитывать часы и минуты.
Чего вам удалось добиться, следуя тайм-менеджменту?
За последние полгода я сделала больше, чем за прошедшие 15 лет. И я считаю, что мне еще многое предстоит пережить. Я уже в третий раз начинаю все с чистого листа, и это здорово. Дальше будет только интереснее.
Как ваша дочь Ксения относится к столь напряженному графику?
Она уже взрослая, скоро нам исполнится 16 лет. Чем меньше сейчас мама вмешивается в ее жизнь, тем, наверное, лучше. Но наши семейные традиции никто не отменял. Мы каждый день находим время на то, чтобы обняться, поцеловаться, сказать «доброе утро» и «спокойной ночи», а также признаться друг другу в любви. Думаю, что в ее возрасте это достаточно. Если у дочери возникнут какие-то вопросы, она всегда может ко мне обратиться за ответами.
Чем она планирует заниматься в будущем?
Дочь хочет стать нейрохирургом. В нашем доме все завалено учебниками по химии и биологии. Честно признаюсь, что для меня это темный лес. Мне скоро будет не о чем с ней разговаривать, какой кошмар.
Следит ли дочь за вашим творчеством?
Конечно, она мой самый первый критик. Мне очень нравится, что мои новые песни ей наконец-то пришлись по вкусу. Дочь спокойно относилась к «Электричке» и «Ксюше», хотя для нее эти песни – прошлый век.
Как вы относитесь к мнению о том, что ваши новые композиции – дань моде?
Нет, ни в коем случае. Это то, что внутри меня кипит, булькает и рвется наружу. Мне понравилось, когда Витя Салтыков, уходя с презентации, сказал: «Какая же ты, блин, молодец! Надо рок играть». Он же на самом деле именно такую музыку любит, хотя на него поставили клеймо – «Кони в яблоках», и все. А он был первым лауреатом Ленинградского рок-фестиваля, но об этом как-то особо не говорят.
Вы бы сами хотели принять участие в рок-дуэте?
Да, у меня как раз есть песня, она почти готова. Пока у нее рабочее название «Большие города». Наверное, я исполню ее вместе с Найком Борзовым. Мне очень нравится, что он сейчас делает. Может быть, все изменится, но дуэт точно будет скоро… Еще, кстати, собираюсь выпустить трек «Революция», он планируется в танцевальном стиле.
Что бы вам еще хотелось сделать?
Одно время я очень хотела открыть свою школу, но для этого нужно много денег. Сейчас эта мысль меня уже не так мучает. Еще мне бы хотелось снять фильм… На самом деле, каждая моя песня – это отдельная история и короткометражка… В общем, у меня много креативных идей, однако их воплощение требует материальных вложений. И значительных вложений! Грустно, конечно. Если обратиться к истории, то вся наша большая культура всегда держалась на меценатах и спонсорах, которые считали своим долгом поддержать художников и артистов. Но сейчас, мне кажется, реалии изменились.