Как признается 70-летний Невзоров, карантин пошел ему на пользу — он научился готовить различные блюда. Кажется, в этом определенная заслуга второй половинки артиста. Впрочем, он и сам это знает, но все равно иногда грозит жене, что найдет другую…
В беседе со «СтарХитом» актер рассказал, о чем пишут ему поклонницы в откровенных письмах, как он избегает ссор с Еленой, и почему уже знает, кто возьмется за его похороны.
«КАК БЫЛ ДУРАКОМ, ТАКИМ И ОСТАЛСЯ»
Борис Георгиевич, по Первому каналу идет сериал «Журавль в небе» о нелегкой, но интересной судьбе летчика-испытателя Аси Солнцевой. Вы сразу согласились принять участие в проекте?
Это было очень интересное предложение, хотя довольно странное. Смотрю сейчас кино и понимаю, сюжет далек от реальных исторических событий, тут присутствует некая фантазия. Ну и слава Богу! Зрителям полезно сопоставить настоящую историю и вымысел. За каждой придумкой стоит определенная логика, смысл!
Часто критикуете себя из-за работы?
Конечно! Как говорила моя мама: «Мужик умен задним числом!». Когда уже проходит какое-то время, говоришь себе: «Что ж ты, дурак, сделал? Надо по-другому! Почему не догадался?». Хотя некоторыми сценами доволен, смотрю и думаю: «Молодец, молодец!»
Что больше всего запомнилось во время съемок?
Как в Жуковский аэропорт притащили и завели настоящий самолет «Ту-144». Когда эта старенькая машинка поехала, испытывал щемящее чувство. Наша гордость!
Сюжет фильма создан по мотивам реальных событий и охватывает почти два десятилетия — с начала шестидесятых до конца семидесятых — годы расцвета советской авиации. Помните себя в то время?
Куда ж я денусь! Помню, как первый спутник запустили, а мы потом с друзьями бегали его смотреть, искали в небе и находили эту светящуюся точку. Тыкали пальцем и прыгали от радости! Да, эти времена хорошо помню: взросление, первый поцелуй…
Многие любят поностальгировать, мол, раньше жилось лучше, чем сейчас. Согласны с утверждением?
По-разному, у каждого периода свои преимущества. В то время мы не могли представить, что доживем до такой жизни: плазменные телевизоры, мобильные телефоны… Даже если бы кто-то заговорил о 2020 годе, казалось, это так далеко! Кстати, когда закончили снимать сериал, мне позвонил коллега и сказал, что на каком-то важном совещании Путин предложил возрождать строительство сверхзвуковых пассажирских самолетов. Если честно, мы чувствовали, нашу работу заметят и будут говорить о ней. Только не знаю, станут ли восстанавливать производство всерьез.
Надеюсь! К слову о времени, Борис Георгиевич, по голосу не верю, что вам 70…
Ой, не вспоминайте! Когда приближался конец 20 века, думал: «Мне исполнится 50 лет, е-мае! Какой же я буду старый». А сейчас мне 70… Вроде по мозгам как был дураком, так и остался. Только еще то левая нога заболит, то хочется прыгнуть, но останавливаешь себя. Иногда и на девушку засмотришься и думаешь: «Господи, куда ты пялишься? Что ты с ней делать-то будешь?». Но все равно фантазия играет.
За здоровьем как следите?
Никак! Меньше надо есть, пить, курить. А так все нормально. В театре вокруг меня работают ребята далеко уже не юноши. По сравнению с ними я еще ого-го!
Как раз хотел поговорить о театре, о студенчестве. Вы забрали документы из Щепки, потому что вас раздражал ваш голос, рост… Сейчас в себе все устраивает?
Абсолютно ничего! Наверно, это типичное актерское состояние, а может, и вовсе человеческое. Внутри ты ощущаешь себя ланью, которая красиво живет. А на деле ты кривоногий, немножко горбатый, криворукий… Становится даже как-то не по себе. Тем не менее, этот олень в тебе жив, хочешь ему соответствовать.
Потом вы поступали во МХАТ. Ваша цитата: «Меня брали на второй курс. Но посоветовали пойти на первый к замечательному педагогу Виктору Карловичу Манюкову, которому я благодарен по гроб жизни. Потому что он вытащил меня из той глубокой ямы, в которую я попал». О чем речь?
Проучившись какое-то время в Щепке, закомплексовал, стал бояться сцены, публичности. Виктор Карлович сделал одну замечательную вещь, он меня не трогал все четыре года обучения после зачисления. Когда настало время дипломных спектаклей, загрузил: из семи дипломных спектаклей в пяти мне достались главные роли. Сами понимаете, было уже не до комплексов. Манюков спросил: «Боишься выходить на сцену?». И знаете, я об это реально перестал думать! В этом смысле он молодец, конечно!
«АЛЛА ПУГАЧЕВА ПОСЛАЛА ВСЕХ»
Еще бросили интересную фразу, когда вас взяли работать в Малый театр. Говорили: «Туда приглашают многих, но остается там очень мало народа. Там надо прижиться…». Почему? Конкуренция?
Это действительно так! Ходят разные легенды. Туда же много приходило актеров: и Анатолий Папанов, и Саша Михайлов, и Валера Баринов... Здесь внутренняя корпоративность. Если ты не понравился людям, то театр — дело жестокое, сразу начинаешь это ощущать. Не дают ролей, начинаешь комплексовать, поэтому большинство рано или поздно оттуда уходят.
О каких легендах идет речь?
Например, что духи всех артистов живут внутри театра. Недавно здание театра реконструировали. Нужно отдать должное худруку Юрию Соломину. Он попросил строителей только об одном — не вскрывать крышу здания. Зачем? Чтобы не улетели духи. Вот в Большом театре сделали глупость: убрали крышу, и все творческие души, которые обитали там, исчезли. Поэтому сейчас Большой театр уже совсем не тот. Юрий Мефодьевич говорил: «Я оставлю завещание, чтобы в будущем при реконструкции строения никогда крышу не вскрывали!».
Жутковато…
Тут и духи Марии Ермоловой, Александра Остужева… Вспоминаю, как у нашего артиста Васи Бочкарева что-то не получалось, и он тайно ночью остался в театре. Сел в зале или на сцене и просил их помочь! Его слова были услышаны.
Кстати, о помощи! Слышал о сердобольности Галины Волчек, Олега Табакова. А Юрий Мефодьевич какой?
Он сделал фонд Малого театра. Многие артисты, ушедшие на пенсию, живут за счет выделенных учреждением денег. Теперь же не дают никаких государственных привилегий. Хочешь квартиру? Молодой — заработаешь сам! Еще помню, когда Соломин приглашал на работу, сыпал доводами, мол, получать будешь столько, сидеть там-то. Последний аргумент — похороны за счет Малого театра. Смешно, и я принял его предложение!
С кем дружите из актеров?
С Сашей Клюквиным, Владимиром Носиком… У нас есть теплая компания. Иногда после спектакля остаемся, у кого-то какие-то имеются заначки и позволяем себе обсудить некие творческие вопросы.
Говорят, после 40 и 50 дружбы нет. Будут коллеги, знакомые, а друзья — они только со школы или из университета. Поспорите?
Да, со временем близкие люди труднее находятся. Дружба в творческой среде особенно сложная штука. В Малом театре нужно иметь рядом с собой друга. Ведь в нашей профессии актерское начало сильное, порой с ним трудно справиться. Всегда необходим человек, который подскажет, направит. Таких людей мало, но они есть. Вот, например, абсолютно гениальная Алла Борисовна Пугачева! У нее же были люди, которые говорили: «Алла, смотри, осторожнее!» Она всех послала и наделала очень много глупостей.
Почитал отзывы о вас. В основном пишут женщины. Каждая вторая мечтает быть с вами…
Был период, когда я получал много писем от них. Я жил в театральном общежитии, и мои друзья отвечали на них. Даже нашли одну даму, мечтающую сидеть с моим ребенком бесплатно — как няня. Контингент всегда один — женщины, у которых не очень счастливая личная жизнь. Лейтмотив писем практически одинаковый: полюбила, он оказался козлом, как мне найти вас… До сих пор получаю конверты с вложенными фотографиями. В этом есть определенная забава и гордость, появляется тонус. Внутри себя говоришь: «А вот ты, старый козел, еще можешь кому-то нравиться!»
Отмечу, что пишут женщины, которые развелись или потеряли близкого человека. Что бы вы им сказали? Как не опустить руки в такие моменты?
Трудно! Конечно, хорошо когда есть тот, кто может подставить плечо. Но это так редко бывает в жизни. В первую очередь надо надеяться на самого себя! Верить и искать внутри некие силы, они есть в каждом человеке. Просто по своей природе мы используем их на маленький процент. Когда жизнь заставит, в любом из нас просыпаются резервы, о которых мы даже не подозревали. Доказано, возьмите любую войну или что-то подобное, вспомните, как люди выживали!
«ЖЕНА СТАРОВАТА ДЛЯ МЕНЯ»
Несколько раз откровенно делились, почему дочь Полина решила поступать в медицинский институт. Говорили, ей снилась покойная мама (вторая супруга артиста Анастасия Иванова была убита — прим. «СтарХита»). А у вас подобные сны были?
Конечно! Ты всегда вспоминаешь, что было. Об этом сложном сказать, оно внутреннее, интимное…
Не представляю, как справились с таким испытанием... Вы же знали убийцу и его семью? Его близкие вымаливали прощение у вас?
Они умерли... Господь всех наказал!
Как ваш карантин с Еленой проходит? Не устали друг от друга?
Вон Ленка кричит: «Уже готовы убить друг друга!». А я ей: «Не надо, я тебя еще терплю!». «Уйду, найду себе другого!» — «Тогда я себе другую…» Ну что сказать? Держимся! Сидим на даче. Если чувствую струна натягивается, то расходимся по разным сторонам: я — в гараж, а жена хватает пылесос. «
Если не ошибаюсь, между вами разница в 25 лет. Ощущается?
Сейчас спрошу у супруги. «Ленка, ты разницу в возрасте ощущаешь?» — «Только по телепередачам!». Просто она смотрит глупые сериалы или советские фильмы, а я — программы на политическую тему. Считаю, что молод, как Лена… Еще шучу, что она старовата для меня. Мол, найду себе другую — на 50 лет меня младше. Ой, она услышала нас и кричит: «На меня сил нету! А ты кого-то еще хочешь». Ничего, силы найдутся! Наука же шагнула далеко вперед. Я еще такие силы в себе обнаружу, что ого-го!
Как дела у дочери Полины и внуков?
Дочка с детьми застряла в Сочи! Они все вместе поехали к бабушке в Адлер — там и остались. Чувствуют себя хорошо, им, конечно, там теплее, чем нам! Какой я дедушка? Иногда строгий. Хотя к внукам особое отношение. Ты их считаешь лучше, чем собственных детей!
Фото: Александр Авилов/АГН «Москва», Сергей Иванов/PhotoXPress.ru, пресс-служба «Первого канала», личный архив, кадр программы «Когда все дома» на телеканале «Россия 1»