Еще в 12 лет юный Даниил написал на стене подъезда своего дома большими буквами «Я — артист», и надпись, к слову, не стирают до сих пор. Потом логично поступил во ВГИК и перебрался из родной Костромы в столицу. На данный момент 41-летний Воробьев, пожалуй, один из самых востребованных актеров российского кино. Его роли часто провокационны и всегда притягательны. Над каждой он работает с максимальной скрупулезностью, порой полностью меняя концепцию персонажа, как было, например, в популярном сериале «Ваша честь».
Успел Даниил заявить о себе и на Западе: в английской «Ривьере» он делил съемочную площадку с Моникой Беллуччи, а французская лента с его участием «Мальчики с Востока» и вовсе получила «Каннского льва» и премию «Сезар».
13 апреля в онлайн-кинотеатре START состоялась премьера нового амбициозного проекта с Воробьевым — сериала «Жить жизнь», где его герой Владислав точно один из самых загадочных. Основатель тайного общества учит подопечных манипулировать людьми, в частности — девушками, используя секретные приемы и тактики. Также в проекте задействованы Любовь Аксенова, Дарья Мороз, Юрий Чурсин, Александра Ребенок и другие.
Расскажите поподробнее о своем персонаже, как вы в целом к нему относитесь? Описание, конечно, интригует, но не дает полного понимания — положительный он или отрицательный (они, к слову, вам достаются чаще).
Для меня он ни положительный, ни отрицательный, его, наверное, нельзя мерить такими категориями. Этот человек основал элитный клуб для людей, которые хотят научиться манипулировать жизнью на высоком уровне. Но деньги, которые с него зарабатывает, он вкладывает в свой личный проект. И, наверное, не стоит раскрывать дальше мысль, пусть зритель сам все увидит. Сам факт, что у моего героя есть подобного рода цель, перекрывает вообще все, что может показаться негативным. Это побуждение, которое мы добавили в сюжет, созвучно и мне, как человеку.
А откуда у него эти знания касательно манипуляций? Он какой-то гений?
Нет, не гений, раньше работал в спец. структурах и знает механизмы влияния на людей. Грубо говоря, бывший госслужащий. Просто теперь вышел в социум и занимается своим частным проектом. Так я, во всяком случае, себе это формулировал.
Это как фантастические истории про одеколон КГБ?
Не так прямолинейно, но что-то он берет оттуда. По сути, это тонкий психолог, который вывел свою конструкцию и теперь продает ее как кейс.
Что-то узнали во время съемок нового, какие-то техники для себя открыли?
Ну, ничего нового я там не узнал. Но схема, которая присутствует в сценарии, которую мой персонаж пытается интегрировать в головы своих клиентов, достаточно любопытная. Целая система! Она реально может работать и в наши дни в реальной жизни. Как продукт она великолепна.
Попробовать применить не хотите?
Нет, спасибо (смеется). Не привык манипулировать людьми и, что самое главное, не привык манипулировать самим собой. Это точно последнее дело, куда можно было бы пуститься. Что бы ни было, но лучше правда. Лучше открытый диалог со вселенной, природой, человеком. Я скорее вот этому бы поучился, нежели каким-то другим навыкам.
А вам самому приходилось становиться объектом манипуляций, к примеру, со стороны представительниц противоположного пола?
Если раньше я думал, что разбираюсь в девушках, то на деле оказалось все с точностью до наоборот. Поэтому, если бы дама позволила себе прибегнуть к какой-то манипуляции, я вероятнее всего проглотил бы ее. Но у такой модели поведения, так или иначе, известный конец, она же все равно разматывается и приводит к разоблачению и самого факта манипуляции, и самого манипулятора. В одном случае это происходит вовремя, а в другом — осознание приходит постфактум.
Вы как-то признавались, что достаточно поздно в принципе осознали свою мужскую энергию… Что это значит — стеснялись знакомиться или вели себя не так?
У меня были взаимоотношения, которые, как я считал, абсолютно здоровые. А на самом деле это было классическое абьюзивное взаимодействие. И ситуация в том, что абьюзером в общем-то выступал я сам, потому что внутри была глобальная неуверенность. Только я ее не осознавал. Но мне посчастливилось встретить девушку, внимательную и в здравии, которая открыла мне глаза на самого себя, дала понять, что такое мужская энергия, как должен проявляться мужчина в здоровых отношениях. Я ей, конечно, очень благодарен.
То есть вы абьюз знаете с другой стороны, как его источник.
Да, безусловно. Просто ключевой момент заключается в том, что, если раньше я думал, что абьюзер — это человек сильный и уверенный, то после трансформации пришел к выводу, что он и есть жертва. Это слабый человек, он не осознан и не соединен с самим собой. Поэтому и происходит манипуляция, которая создает для абьюзера удобный контекст. Хотя существует и осознанный манипулятор, это другая категория игроков, встреча с которыми может быть очень опасна. Мой герой в «Жить жизнь» как раз из этой лиги.
Знаю, что вы прибегали в какой-то момент жизни к психотерапии. Это было как-то связано с вышеупомянутым?
Нет, у меня был целый клубок проблем, и я их размотал таким образом. Мой глобальный заход в психотерапию произошел шесть лет назад. Я никогда не думал, что это нечто особенное или странное. Скорее просто дежурный инструмент. Другое дело, крайне трудно найти своего психотерапевта, должно сильно повезти. Ведь, когда ты касаешься каких-то проблемных зон, сразу возникают вопросы, иногда отторжение. Я, например, поменял 4-5 специалистов, потому что бежал от серьезной работы. Но потом все-таки «насамураился» и все получилось.
Сейчас продолжаете или уже все проработали, что хотели?
Сейчас психотерапия поддерживающая: я иногда появляюсь у своего любимого психолога, и мы уже в лайтовом режиме разбираем некоторые вещи. Раньше динамика была очень серьезная, виделись 1-2 раза в неделю. Теперь это примерно раз в два-три месяца. И больше касается профессии, выхода из персонажей, входа.
Вы в основном играете таких сложных героев, с отрицательными нотками, не просто сладких красавчиков. Очень запомнился ваш «сынок» из проекта «Ваша честь».
Я играл внутренний холод и обиду. Мне крайне повезло с режиссером, Константином Статским, — сразу стало понятно, что у нас возникнет коллаборация. Он слышал меня и сам был заинтересован в том, чтобы я принес конструкцию. Тема мне оказалась близка: у меня были достаточно сложные отношения с папой, которого уже нет — он ушел в феврале прошлого года…. И это было посвящение ему. Поэтому, когда подвернулся сценарий с таким отцом как герой Алексея Серебрякова, то, конечно, я вместе с Костей его переработал и интегрировали свою историю. Отсюда выросла психофизика персонажа, которую все отмечают.
При этом обладаете вы привлекательной внешностью. Не хочется сыграть хорошего парня, спасающего мир, чтоб все девчонки разом влюбились?
Хотел бы, конечно, наверно. Но, знаете, когда мне приходит очередной материал, последнее, о чем задумываюсь: будут ли от моего героя лежать штабелями девушки. Скорее думаю о том, что останется внутри у девушек, когда они встанут (cмеется). А положительная энергия прозвучала, к примеру, в фильме Адильхана Ержанова «Замерзшие». Там получился любящий отец. Другое дело, что хочется прикоснуться к сексуальной энергии, отцветающей фактуре тела, где на первый план выходило бы уважение, а не страсть, пока еще не поздно (смеется). Знаю, что скоро появится и такое предложение.
В другом проекте START «Кошка» (который тоже скоро выйдет на экраны) вы сыграли представителя другой национальности. И признались позднее, что это были одни из самых трудозатратных съемок.
За это огромная благодарность Ире Сосновой, шоураннеру проекта. Когда я ей показал свою поэзию и упомянул, как было бы здорово привнести в атмосферу героя два моих маленьких произведения на фортепиано и стихи, она одобрила и похвалила идею. В итоге включили четыре поэтических кусочка, и они звучат из уст героя очень гармонично, добавляют клубу, которым он руководит, интересный флер поэтичности, исключительности. Хотя внимательному зрителю сразу станет понятно, что сами стихи имеют обратный эффект: они как будто не для этого места. Отсюда возникнет двоякое впечатление от персонажа — как раз намек на то, что у него имеется благая цель, о которой мы говорили выше. Хитро завернули. В «Жить жизнь», на мой взгляд, прозвучит крутое сообщение публике.
В другом проекте START «Кошка» (который тоже скоро выйдет на экраны) вы сыграли представителя другой национальности. И признались позднее, что это были одни из самых трудозатратных съемок.
Да, так и есть. Во-первых, сложность заключалась в том, что мне хотелось попробовать новую схему подготовки. Помимо прочтения сценария и проработки концепции, попробовать обкатать роль, отрепетировать ее в реальной жизни. Я на это взял месяц: сделал несколько вылазок — город, поезд, клуб, кафе, такси, где полностью был своим персонажем, — с его манерой говорить, привычками, поведением. Все происходящее мы фиксировали на камеру, после выхода сериала, возможно, даже выложу ролик в Сеть. Таким образом, к началу съемок я подошел суперподготовленным.
Благодаря съемкам многим актерам приходится идти на эксперименты. Почему-то запомнилось, как долго искали героя на роль чиновника Аркаши в «Содержанках». Мол, персонаж одиозный и по сценарию творит всякие непотребства. Мало кто был готов на такое, поэтому пришлось Никите Ефремову накладывать 50 кг лишнего веса. Вы на что не готовы ради работы? Приходилось ли отказываться от мощных ролей?
Никогда не приходилось, всегда было потенциальное «да». Конечно, есть моменты, на которые я категорически не пойду — связанные с насилием детей, гомосексуализмом. Это высказывания, которые идут в общественное поле. И подобные вещи я транслировать не хочу, они мне попросту не интересны. В остальном я на все готов.
Вы играли с Моникой Белуччи, снимались в Европе. Не было тогда мысли остаться и попробовать зацепиться там?
Для меня Европа — всегда гостевая история. Я по-прежнему считаю, что у творчества нет никакой географии и границ, оно абсолютно интернационально, но амбиций уехать и заниматься профессией там — не было. Это как нахождение в штате в театре. Контрактные вещи я где-то могу рассмотреть, но точно не штатное сидение в труппе. А потом, честно говоря, я никуда не могу деться от крови. Считаю себя русским человеком и думаю — это большое достоинство, мой личный плюс. Простая поговорка «где родился, там и пригодился», наверно, сейчас для меня особенно важна.
В последнее время не поступало предложений о съемках за границей? Есть ли у вас в данный момент агенты там?
Мы остались в дружеских отношениях с Ричардом Куком, но пока оттуда глуховато. Поэтому небольшая творческая пауза. Только для меня это не пауза, а крутая возможность быть здесь и объединять людей посредством кино. Кстати, на ближайшем ММКФ покажут проект «Безумие», который снимался в Европе на Сицилии несколько лет назад. Приедет моя партнерша, актриса Анита Чу. Для меня это суперподарок, я, честно говоря, не видел кино, не знаю, что получилось. Но здорово, что есть ресурс такого здравого сплочения разных творческих людей из разных стран.
В данный момент вы максимально востребованы. Не случается каких-то кризисов на этом фоне, не сносит голову?
Слава богу, нет. Но, если бы все пришло гораздо раньше, наверно, меня бы засбоило. Сейчас все достаточно гармонично. К тому же, у меня замечательный агент, с которым мы двигаемся достаточно плавно, грамотно распределяем нагрузки. Нет какого-то сноса, есть скорее правильное воодушевление, но оно не хайповое. Такое меня миновало. Сама возможность выбирать проекты — крайне вовремя.
Года четыре назад вы признавались, что все еще ждете свою главную роль. Уже дождались?
Дождался! Это фильм «Осьминог» — дебютный проект режиссера Алексея Степанова. Посмотрим, как получилось — там сумасшедшая концепция, но пока я не вправе раскрывать детали. Могу точно сказать: это то, что я хотел. На съемках случилось партнерство с Марией Мироновой, Анфисой Черных, Наташей Рудовой, Сабиной Ахмедовой. В этой замечательной компании мы провели почти месяц в загородном большом доме. А в сентябре должна состояться большая премьера.
Кино сейчас занимает огромную часть вашей жизни. Хватает ли времени на себя, семью, дочку, в конце концов. Не задумывались о том, что можете пропустить что-то важное?
Конечно, такое бывает. Но в приоритете у меня всегда профессия. Мои близкие очень терпимо к этому относятся: нет никаких закидонов и банальных разговоров. Все понимают, на каких оборотах я существую, что работа для меня значит. По сути я не разделяю личную жизнь и творчество — все выстроено под него. И я не завидую Марине (гражданская жена Даниила — прим. ред.), она для меня бесконечный герой. Для нее ведь это тоже был сюрприз, потому что начинали мы с каких-то пламенных речей и наивного понятия, как построим свою жизнь. Но реальность оказалось немножко суровее. Мы не подломились, нашли баланс, как ей выносить и вывозить всю эту историю со мной.
Так говорите, как будто вы тяжкий груз, а не любимый мужчина.
Да все непросто, и для меня — тоже. По дочке скучаю, по Эльзе Лиле, конечно, всегда стремлюсь домой. Но графики так устроены, что не всегда получается находиться вместе так часто, как хотелось бы. Пытаемся находить выходы, чтобы и у меня случалось погружение, и у девочки присутствовал папа, ну, хоть как-то отсвечивал (смеется).
Назвать себя хорошим отцом вы, наверно, не сможете?
А что значит «хороший отец»? Я знаю много пап, которые всегда рядом, но ребенок у них находится в измененном состоянии. Расстояние ничего не определяет. Порой достаточно небольшой встречи, но с максимально открытым сердцем, которой хватит надолго. Другое дело, я хочу участвовать в жизни своей дочери, и она это знает. Просто порой все происходит дистанционно. Мы, конечно, по этому поводу переживаем, но ничего — значит, она ребенок таких родителей. Все нормально.
Читала, что, когда вы в Москве, то живете в отелях. А семья, получается, обитает в доме под Костромой. Супругу устраивает такое положение вещей?
Да, все по-прежнему так, и Марина не против.
Какое-то время назад вы собирались расписаться. Пока еще официально не покинули ряды холостяков?
Пока нет. И для нее, и для меня штамп в паспорте — совсем не важная вещь, нам есть чем заниматься, кроме росписей. Но, допускаю, когда-нибудь мы и к этому придем.
Вы очень трогательно описываете ваши отношения — мол, «мы дружим». Как считаете, в семейной жизни нужно продолжать как-то производить впечатление, соблазнять свою вторую половинку?
Вы знаете, у нас как-то конфетно-букетный период вообще отсутствовал. Я не очень его понимаю. Типа вот мы повлюблялись друг в друга, а потом чего? У меня, наверно, сразу более основательное проникновение в человека. Если мы о концепции, что мужчина должен как-то там поддерживать интерес, разнообразие в сексуальной жизни, то, на мой взгляд, это ошибка, так как отношения — всегда работа двоих. И если они заходят в сложный период, то первое, что должен и может сделать мужчина, — озвучить свой дискомфорт. И то же самое — женщина. Имея инструмент диалога, нужно вывести проблемы из слепой зоны в открытую, заявить о том, что вы чувствуете. Я точно знаю, что многим парам эта конструкция тяжело дается. Люди мучаются, потому что не могут ртом друг другу сказать простейшие вещи. Возникает удушливое состояние, из-за которого разваливается много семей.
У вас таких проблем никогда не было?
Были, конечно. Но нам повезло — мы разговариваем, стараемся трансформироваться. Вообще я понял, что все эти знаки внимания, походы куда-то, возобновление страсти — чушь собачья, это не работает. Работает только заявка своих чувств, испытываемых проблем в паре. Это самое большое, что может сделать человек, который хочет сохранить свой выбор. У меня такая вот история.
Сейчас вы на пике популярности. Но, принято считать, что после каждого пика следует падение. Не боитесь его? Или до вершины еще далеко?
Я не считаю, что за каждым пиком следует падение. Если сам идущий, находящийся на этом пике, не справляется с этим пиком, то, конечно, упадет. Чтобы потом у него снова появился шанс подняться и попробовать удержаться. Это чисто внутренняя вещь, психологическая. Люди иногда не справляются с негативными эмоциями, такими как горе от потери, тревога, расставание, но также успешно они не справляются с состоянием счастья и гармонии. Я как раз работаю над этим и думаю, что у человека все-таки есть данность ужиться с реальностью с позитивной точки зрения. Состояние счастья, успешности и востребованности — тоже большая работа. Сохранить голову, чтобы колпак не улетел. Для меня нахождение на этом, как вы говорите, пике — возможность спокойно трудиться, без всяких турбулентностей. По этому поводу я уверен, что мой пик является плато. Я долго работал, продвигал свою внутреннюю стратегию, чтобы сейчас быть среди очень интересных игроков, которые также болеют кино, у которых есть ресурс делать хорошее кино. То есть, по сути дела, я в своей воде — мне тут нравится. Куда-то падать или съезжать я точно не планирую.