Дмитрий Дибров, хоть и считается одним из корифеев отечественного телевидения, легко пробует новые форматы, стараясь идти в ногу со временем. Недавно он стал ведущим психологически-музыкального проекта «Сессия», которое эксклюзивно транслируется на VK Видео. На сеанс к Дмитрию приходят звезды, которые в процессе беседы раскрываются совершенно с иной, непривычной зрителю, стороны.
По сути Дибров всегда был психотерапевтом. С той лишь разницей, что у доктора пациент один, а у ведущего их — двадцать миллионов. Как будто предвидя собственное будущее, в спецхране научной библиотеки Ростовского университета штудировал Фрейда. Тот, кто следил за работой Дмитрия в течение последних тридцати лет, слышал из его уст фамилии Выготского и Узнадзе, Юнга и Фромма. Это плод студенческой увлеченности психоанализом. И вот теперь она пригодилась.
— Все-таки, справедливости ради, надо сказать: психотерапевт здесь — не я, — объясняет «СтарХиту» ведущий. — Мы работаем в тесном контакте с профессиональным коллективом. Иначе чем бы я отличался от домохозяйки, мнящей себя тонким психологом, оставляющим далеко позади Фрейда с Достоевским. Впору спросить: зачем же нужен психфак МГУ, если такое глубокое психологическое образование можно получить на собственной кухне среди кастрюль и сковородок? Чтобы не уподобляться доморощенным знатокам человеческих душ, мы опираемся на профессионализм и науку. Талантливые психотерапевты беспристрастно — а значит, безжалостно, — анализируют психологическую картину нашего героя. Опираясь на научные выкладки, они ставят обоснованные диагнозы. Моя же задача — найти занятную, а то и драматичную форму изложения для самой широкой аудитории. А эта работа мне как телеведущему знакома как никому.
Кто из гостей проекта вас удивил больше всех? Может, от кого-то не ожидали таких откровений?
Инстасамка. Много лет Даша создавала свой весьма эксцентричный, вызывающий образ, и у нее это отлично получалось. Более того, у этого образа нашлись миллионы последовательниц, судя по просмотрам и лайкам. Каково же было мое удивление, когда на съемочной площадке я увидел беззаветно любящих друг друга людей, то и дело украдкой обнимающихся, когда на них не смотрит камера. Это были Даша и ее муж Олег (Moneyken), человек образованный и талантливый.
Оказывается, настоящая любовь все-таки побеждает. И она не «за деньги – да». Именно Олег и помогает создавать известный всем образ, начиная с полных сарказма стихов и заканчивая интересными музыкальными аранжировками. Это Салтыков-Щедрин и Саша Черный новых дней. При этом он успевает аранжировать и публичное появление супруги, включая внешние атрибуты одежды и поведения, безошибочно улавливая, чего сейчас ждут миллионы. И хотя мы с коллегами постарались вывести Дашу из ее публичного образа, - кажется, небезуспешно, - хлесткая сатира на наше время оставляет меня в рядах истых поклонников Инстасамки. После «VK Сессии» - теперь еще и Олега.
В Интернете всегда есть те, кто будет недоволен, не важно, чем. Вот в контексте вашего нового проекта писали, что «старые шоумены, как Дмитрий, уже надоели, и они должны дать дорогу молодым». Что думаете на этот счет?
«Не делайте из молодости профессию», — отвечу я словами гения. На телевидении никто не в состоянии загородить молодым дорогу. Они приходят и властно берут зрителя и сейчас, и тридцать лет назад. Так и я когда-то ворвался со своим прямоэфирным телефоном в самое его сердце. Может, тогда моя манера ведения кому-то и не пришлась по душе, — его ведь до той поры в Останкино и не было, — но поздно: телезритель, очевидно, ждал нового, и вот оно оказалось угадано.
Обратим внимание: логическое ударение здесь не на мне, а на зрителе. Угадал его ожидания – продолжаешь жить на экране, не угадал (читаешь по суфлеру или ловишь из наушника чужие фразы, строя умильные гримаски красивой физией) – идешь в тираж. Сколько лет тебе при этом, роли не играет.
Иллюстрация этого неумолимого закона сегодня на ваших экранах: руководство Первого канала и секунды не раздумывало, когда в новом сезоне решило поэкспериментировать с креслом ведущего самой влиятельной телевикторины страны. Надеюсь, эта смена пришлась по душе миллионам телезрителей. Как видите, сегодня никто не может монополизировать телеэкран, загораживать или открывать дорогу по собственному желанию.
Если говорить о возрасте, то можно и в 30 лет изжить себя, перегореть. А вы вот осваиваете новые форматы, придумываете их.
Я сам видел восьмидесятилетних юнцов и двадцатилетних старцев. В чем здесь дело? Как известно, жизнь — это способность белковой материи делиться. То есть, размножаться, расширяться, плодить новую материю. В этом смысле 80-летний Рэй Бредбери, у кого я имел честь гостить дома, не почивал на лаврах самого издаваемого фантаста планеты, но каждый день писал новые размышления о мироздании, призванные расширить наши представления о ней. Кстати, в Сети можно увидеть фрагменты нашей беседы с ним. Он был полон жизни. А когда с горящими глазами вспоминал о сексе с женой под океанским причалом, и вовсе напоминал напроказившего сорванца.
Но я видел и, увы, вижу «живые трупы». Не расширяясь и не создавая, каждый день они подсаживаются к одним и тем же мониторам, заходят на одни и те же сайты, пишут одни и те же пакости одним и тем же людям, играют в одни и те же игры, ничего не создавая, никуда не расширяясь, не совершая никакой экспансии. Если в субботу такой по привычке встречается с такими же, он так и заказывает столик в дешевом кафе (на дорогое-то в силу никчемности денег у него, как правило, нет): «Прошу на вечер стол на шесть смартфонов». Встречаясь, они так и сидят, уткнувшись в телефоны, потому что в Интернете жизнь — Дубаи, трейлеры новых фильмов, светские измены, Инстасамка, наконец.
Сами же они себе неинтересны, что уж говорить о собеседнике. Молодыми таких людей может назвать либо один из них, либо работник паспортного учреждения. Ведь паспорт и будет единственным основанием этому определению. Так кому прикажете уступить дорогу? А главное – как? Ведь, реально оценивая свои силы, они вовсе и не стремятся на нее.
Наверняка при утверждении на место ведущего в шоу VK главную роль сыграла в первую очередь ваша популярность и образованность. Все-таки аудитория соцсети – молодежь, ей полезно послушать умного дядю.
Возраст, который руководство принимало в расчет, был не паспортный. А профессиональный. Вот он действительно существует. И если проект «Сессия» в первый же день выхода набрал несколько миллионов просмотров, может влиять на зрителя. Ведь то, что делает его уникальным – недосягаемая эмоциональная температура в разговоре с героем, откровения о потайных переживаниях и страхах. О грехах, наконец. А это требует высшей степени доверительности между героем и ведущим. И вряд ли любой ведущий сможет претендовать на такую степень доверительности, как Дибров. Тот самый, что с детства показывал с экрана музыкантов, заражая героев желанием играть и сочинять так же. Тот самый, кого ставили в пример героям родители, тыкая в телеэкран с викториной «Кто хочет стать миллионером?» - мол, хочешь успеха, учись и будешь таким умным, как дядя Дима.
Ценой невероятных усилий, самоотвержения и психологических истязаний они достигли всех известных форм успеха. И вот сегодня вряд ли кто, кроме того самого дяди Димы из детства, сможет повести с этими героями нашего времени доверительный разговор. Опять угадал ожидания? Да. Угадал. Но не один, а вместе с молодыми, но очень одаренными и профессиональными коллегами. И сколько кому при этом календарных лет, пусть волнует работников паспортного учреждения.
Смотрите ли вы вообще сам какие-то шоу — в Интернете или по телевизору? Какие могли бы отметить?
Вслед за Эрнстом — а мы с ним последние «взглядовцы», оставшиеся на Первом, — «я телевизор не смотрю, я его делаю». А вот в Сети смотрю. Но не сам выбираю — у нас с детьми есть правило: когда они приходят из школы, что бы ни случилось, наперебой отбирают друг у друга пульт, чтобы показать мне интересное. Видимо, зная неизбежность этой семейной процедуры, они за день нарывают у одноклассников свежий контент, чтобы вечером не ударить в грязь лицом перед папой. Не стану перечислять названия проектов, дабы их не рекламировать. Хотя в этом случае «за деньги — да». Но, так как не платят, ограничусь общим замечанием: это все самое свежее, что выбирает совсем юное, а значит бескомпромиссное поколение. Что-то заставляет прочитать родительскую нотацию о тщете погони за дурной славой любой ценой. А от чего-то захватывает дух: вот это смело! Мы в Останкино так не можем.
Вот недавно старший, 13-летний Саша, показал мне двадцатиминутку о Гоголе. Вот это да! Ярко, смешно, глубоко и занятно одновременно! И пока современная школа и родители думают, как им вырвать из рук ребенка планшет, у нас в семье он служит окном в ноосферу, мыслящую оболочку Земли.
Кстати, говорят, что у вас будет на Первом канале какое-то другое шоу. Когда его ждать?
Этот вопрос надо задать тем, кто это «говорит». Может быть, они мне скажут — у меня такой информации нет. Из первых уст скажу только, что недавно Эрнст пригласил меня к себе и предложил придумать проект, который он тут же поставит в самый прайм-тайм, чтобы компенсировать отсутствие «Миллионера» в моей жизни.
Я взял паузу для размышления. Размышляю каждый день. Пишу сценарную заявку… и тут же выбрасываю: это уже было. Надо новое. Значит, в моем случае белковая материя не потеряла способность, а главное, стремление к экспансии. Значит, еще не старик. Еще повоюем.
Вы ведете подкаст «Антропология» в журнале «Подкаст.Лаб» — органично ли себя чувствуете с молодежью, знакомы ли с творчеством молодых блогеров, может, кого-то открыли для себя благодаря проекту?
«Подкаст.Лаб» считаю революцией на современном телевидении. Подобно декабристам, разбудившим Герцена, мы с Эрнстом делали подобные попытки в 90-х и начале 2000-х. Я имею в виду проекты «Подъем» и «Ночная смена» на Первом. Но «Подкаст.Лаб» масштабнее именно по той самой причине, что я уже называл главной характеристикой телеуспеха – угадывание ожиданий зрителя. Погоня за баблом так изуродовало современное телевидение – наспех сваренная сериальная жвачка, коммунальные склоки на публике, высокобюджетное вранье, - что уже не осталось эфирного времени для творческого и искреннего. Искренностью и творчеством силен «Подкаст «Антропология».
Здесь я чувствую себя более, чем органично. Это воскрешает ту самую атмосферу, которой были наполнены останкинские коридоры, по ним мы шагали с Листьевым. В нас бурлила та самая жажда жизни и экспансии, что и внутри сегодняшних гостей «Антропологии». Так что мы на одной волне. Но, что важнее, она бурлит и в зрителе, значит, на одной волне и с ним. А это, как уж вы поняли из вышесказанного, и есть мое «средство Макропулоса».