Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Есть грешки, но всегда стараюсь оставаться человеком»: Ян Цапник о студенчестве с Нагиевым и съемках с дочкой

Ян Цапник сыграл в кино более 400 ролей. Недавно его актерская копилка пополнилась новой работой — комедией «Зять». Партнерами стали Дмитрий Нагиев и Ирина Пегова. В эксклюзивном интервью актер рассказал, чем похож на своего героя, о семье, театре и об актерском таланте дочери Лизы.

14 ноября 2024 08:5622 835
«Есть грешки, но всегда стараюсь оставаться человеком»: Ян Цапник о студенчестве с Нагиевым и съемках с дочкой

Ян Цапник

История в фильме «Зять», хоть и очень забавная, но довольно типичная. Чем она вас зацепила?

Хорошими партнерами, режиссером и сценарием, где можно что-то сделать. Не буду спойлерить, но сюжет очень увлекательный, есть где развернуться, а что еще нужно артисту?

Вы играете отца семейства, который переживает за дочь и ее выбор спутника. А в жизни вы тоже требовательны к поклонникам Елизаветы?

Ну а что вы хотите. Когда купаешь ребенка до определенного возраста каждый день, а потом оказывается, что у нее есть молодой человек… Конечно, некое чувство не то чтобы неприятия, а скорее ревности возникает в душе. Но с этим сталкиваются все родители.

Удалось ли вам побороть эту ревность?

Мозгом-то понимаю, что жизнь идет, что Лиза не вечно будет маленькой девочкой, которая засыпала у меня на руках, что она взрослый человек — ей уже 23 года. А вот сердцем — не совсем… И все время хочется отмотать назад: лучше бы она поела и спала бы спокойненько у меня на груди.

«Есть грешки, но всегда стараюсь оставаться человеком»: Ян Цапник о студенчестве с Нагиевым и съемках с дочкой

Актер находится в идеальных отношениях с дочкой

Судя по трейлеру к фильму, у вашего героя была бурная молодость. Расскажите подробнее о своей — какие воспоминания о тех годах самые яркие?

С возрастом память оставляет только самое хорошее. Плохое вспоминать не хочется, потому что у каждого в голове существует предохранитель. У меня было прекрасное детство и бурная молодость, хотя времени гулять особо не было. Папа был замечательным актером, мама — спортсменкой. Посещал спецкласс по гандболу ДЮСШ Олимпийского резерва, потом окончил музыкальную школу по классу скрипки, даже успел поработать во время школьной практики в челябинской столовой на швейной фабрике для глухонемых поваром-кондитером третьего разряда! Так что для раздолбайства времени не было.

А когда я поступил в театральный институт в Свердловск, оказавшись вдали от родительского дома, конечно, пошла и первая рюмка, и первая сигарета, и первая любовь — все было довольно бурно! Затем два года служил в армии за границей, а в 1989 вернулся и перевелся в ленинградский театральный институт. Там тоже была насыщенная жизнь — репетиции, этюды, занятия по речи, танцы, фехтование, спектакли, экзамены, опять же влюбленности…

Потом меня приняли в Большой драматический театр, спектакли каждый день, с труппой ездили на гастроли. Снова влюблялся и «разлюблялся». И как-то все это устаканилось, когда я встретил свою будущую жену Галю. В 1998 году мы поженились, и с тех пор детская болезнь раздолбайства прошла. Хотя она случается у каждого, нет людей, которые всю жизнь живут ханжой… По крайней мере, я много чего видел и безумно рад, что у меня в свое время появилась семья, потому что жить стоит только ради нее. Это самое главное в жизни человека.

К слову об институте, вы же учились вместе с Дмитрием Нагиевым, который снимается вместе в вами в «Зяте». Было ли у вас что-то общее в студенческие годы?

Ничего общего у нас тогда быть не могло, они были ленинградцы, а мы — иногородние и жили в общаге. Были просто хорошие отношения. Мы даже в одном спектакле играли. Дмитрий — замечательный партнер и прекрасный парень. Но сказать, что мы дружили, нельзя. У него был свой круг, у меня — свой. Но, каждый раз, встречаясь на съемочной площадке, мы всегда очень рады друг другу и с теплотой вспоминаем наши студенческие годы.

«Есть грешки, но всегда стараюсь оставаться человеком»: Ян Цапник о студенчестве с Нагиевым и съемках с дочкой

Ян Юрьевич учился на одном курсе с Дмитрием Нагиевым

Вы упомянули, что успели поработать поваром, получив соответствующий диплом. Помогает ли навык в семейной жизни?

Все помогает, абсолютно все! Правда, сейчас я редко бываю дома, по полгода родных не вижу. Но толк во вкусной еде знаю! А уж в профессии и подавно пригождается любой опыт, начиная со службы в армии и заканчивая спортивными спецклассами и игрой на скрипке.

А вообще любите готовить?

А когда? Я встаю либо в четыре тридцать, либо в пять утра. Приползешь со съемок и сразу спать на четыре-пять часов. Купил готовую еду, в микроволновке разогрел и побежал.

«Есть грешки, но всегда стараюсь оставаться человеком»: Ян Цапник о студенчестве с Нагиевым и съемках с дочкой

Цапник не боится меняться

В вашей фильмографии больше 250 киноработ…

Это очень старая информация, потому что на самом деле у меня их гораздо больше. Судя по всему, в Интернете никто не ведет их учет, да я и сам этого не делаю — нет ни времени, ни желания. Но на данный момент у меня вроде около 415 работ, если учитывать эпизодические роли.

…а вот в театре вы не играете уже очень давно. Почему приняли такое радикальное решение?

Когда ты служишь в прекрасном прославленном Большом драматическом театре, играешь пять главных ролей и познаешь мир, оттачивая мастерство с такими партнерами, как Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Кирилл Лавров, Светлана Крючкова, Нина Усатова, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, то попадаешь в ситуацию, когда все время занимают репетиции. А зачем приглашать артиста, который не может сниматься, потому что он постоянно в театре? Поэтому нужно было делать выбор. Грубо говоря, штанишки уже оказались малы, и надо было расти дальше.

Но я до сих пор с трепетом вспоминаю свой любимый театр. Это был мой дом. У меня даже прописка была в паспорте «Большой драматический театр», потому что я жил в его общежитии во дворе. Это прекрасная школа, определенное мировоззрение, общение и опыт. Это громадная база и фундамент, который позволяет развиваться дальше. Потому что если бы я не прошел через БДТ, вряд ли бы я стал хорошим артистом и в кино тоже.

А хотели бы вернуться в театр?

Да, но сейчас его уже нет. Потому что театр живет 15−20 лет, не больше. Потом он становится другим. Уходят корифеи, приходят молодые — у них уже свой театр. Но тот, который я познал, который в моей крови, он на всю жизнь во мне и никуда не уйдет.

«Есть грешки, но всегда стараюсь оставаться человеком»: Ян Цапник о студенчестве с Нагиевым и съемках с дочкой

Артист пробует себя в разных амплуа

У вас такое разнообразие ролей — от директора цирка до маньяка. Кажется, будто вы сыграли уже всех, кого только можно! Легко ли вам даются такие полярные перевоплощения?

Да какая разница, кого играть — Гамлета или колобка на солнечной полянке? И там, и там надо получать удовольствие. Конечно, оно достается кровью и потом. Потому что каждый раз пытаешься что-то родить, мучаешься, не всегда получается, но это все равно шаг вперед, это опыт, его не купить ни за какие деньги. Поэтому мне нравятся все сыгранные мной роли. Даже если что-то не удается, не унываю, делаю работу над ошибками и иду дальше. Актерская сущность такова — смотришь на себя на экране, думаешь: «Вот здесь было по-другому сыграть!» Но уже ничего не сделаешь…

А вообще часто ли вы отказываетесь от предложений?

Безумно часто! Потому что присылают много плохих сценариев, где откровенно нечего сделать. А задача актера — сделать так, чтобы скелет оброс мышцами под руководством либо замечательного режиссера, либо режиссера, который ни черта не понимает, но хотя бы не мешает тебе. Но когда ты получаешь скелет, в котором условно 26 ног и ни одной головы, ты понимаешь, что с этим связываться бессмысленно. Не станешь же переиначивать каждую сцену. Потом, кроме ненависти со стороны коллег, ничего не получишь. Поэтому надо иметь мужество отказаться даже от денежного проекта и остаться друзьями на берегу, чем оказаться врагами на середине реки.

То есть вы ни за какие деньги не согласитесь сыграть в плохом, по вашему мнению, кино?

Деньги абсолютно не имеют значения, я ведь часто даже бесплатно снимаюсь у молодых режиссеров в хороших проектах, не имеющих полноценного бюджета. Ничего страшного, надо помогать выпускникам ВГИКа!

Ничего себе, такой альтруизм нечасто встретишь среди актеров!

Это не альтруизм, а нормальное человеческое отношение, про которое люди в наше время почему-то забыли. Сейчас все живут по схеме «ты — мне, я — тебе», хочется послать таких. Да, у меня есть свои тараканы и грешки, есть поступки, за которые мне бывало стыдно, но я все равно стараюсь оставаться человеком.

«Есть грешки, но всегда стараюсь оставаться человеком»: Ян Цапник о студенчестве с Нагиевым и съемках с дочкой

Звезда кино не на все предложения режиссеров соглашается

Насколько я знаю, у вас есть традиция — каждый месяц 16-го числа вы дарите дочери цветы. Живет ли эта традиция по сей день?

Как ни странно, да, живет.

Какие еще обычаи есть в вашей семье?

Самое главное — не врать друг другу. Это наше правило. И еще — не ревновать, потому что это всегда унижает людей. Нужно быть понимающим, потому что семья — это единственное, что тебя всегда поддержит и защитит. Надо не быть скотом, а оставаться любящим и заботливым, иногда, конечно, посылающим на три буквы, потому что и конфликты бывают! Но меня, кроме моей семьи, никто не выдержит.

А кто в вашей паре идет на примирение обычно? Вы или супруга?

Когда как. Вообще наши ссоры долго не живут. Поругались, прошло минут десять, ну час, помирились, а потом еще и посмеялись. Потому что чаще всего недомолвки возникают на пустом месте, но случаются редко, потому что нельзя жить с нелюбимым человеком. Это бред какой-то. Никогда не понимал таких людей.

«Есть грешки, но всегда стараюсь оставаться человеком»: Ян Цапник о студенчестве с Нагиевым и съемках с дочкой

С любимой женой Галиной актер счастлив в браке с 1998 года

Ваша дочь Лиза этим летом закончила знаменитую «Щуку». Какие у нее дальнейшие планы?

Да, Лизка молодец, не перестает удивлять. Талантом пошла в меня, а умом — в мать. Окончила курс замечательного мастера Михаила Петровича Семакова. Слава Богу, что есть такая актерская школа, как «Щука», где есть возможность учиться у настоящих классиков и потом развиваться. Мы, кстати, с Лизой уже успели сняться в одном проекте. Забавно получилось — сначала ее утвердили, а потом, через неделю или полторы, меня. У нее там одна из главных ролей — будет играть дагестанскую девочку, дочку одного уважаемого человека, которая влюбилась в моего сына. Это ее первая большая серьезная роль.

Наверняка, на площадке вам было особенно интересно за ней наблюдать?

Ну конечно! В первый день даже ругал ее сильно. Все-таки молодые актеры, только выпустившиеся из института, еще не обучены существованию перед камерой. Да, основа на сцене и в кино одинаковая, но способ существования-то — разный. Например, в театре ты более ярко играешь — так, чтобы тебя было слышно аж на четырнадцатом ряду. Но если ты так же сыграешь перед камерой на крупном плане, будет полная шляпа. Поэтому Лиза сейчас этому только учится.

Глобально остались довольны ее работой?

Да, как коллега она хороша! Плюс я заметил, что она уже проходит какие-то этапы, которые некоторые другие артисты проходят значительно позже, а кто-то и вовсе никогда не пройдет. Конечно, приходится иногда ей с криком и матом что-то объяснять и доказывать, пока она не поймет.

А сама Лиза прислушивается к вашим советам или скорее саботирует?

Все молодые слышат взрослых не до конца. Им кажется, что те говорят какие-то несущественные вещи. Но ничего подобного! Все, что советуют старшие касательно творчества всегда важно. Но многие отмахиваются. Талдычишь сто раз, думаешь, глухой что ли? Смотришь, а у артиста телефон в руках. Я говорю: «Что же ты делаешь? Режиссер тебе задачу ставит, зачем тебе сейчас телефон? Убери его к черту с площадки!» А в ответ: «Да-да, сейчас, мне просто ответить надо». А кого это волнует? Ерунда же получается. Поэтому все личные проблемы — за съемочной площадкой. Хорошее настроение или плохое — никому не интересно. Все, что происходит на сцене и в кадре — это сиюсекундно, это святое. Не надо это ни с чем смешивать. Но к счастью, к Лизе это не относится. Она меня слушает и слышит.

«Есть грешки, но всегда стараюсь оставаться человеком»: Ян Цапник о студенчестве с Нагиевым и съемках с дочкой

На фото с Ириной Пеговой

15 августа у вас был день рождения. Расскажите, как отметили свои 56? Кто был рядом с вами в этот праздник?

Ой, прекрасно! Я со 2 марта не был дома и приехал 13 августа ночью. 14-го делали какие-то дела, а 15-го пошли в прекрасный армянский ресторанчик в центре Питера. В девять часов вечера собралась куча гостей — из Москвы, из Калмыкии, из Германии даже приехали, отовсюду! А в полночь наступил день рождения у моей замечательной тещи Августы. Видите, как я удачно женился! И до семи утра мы праздновали дни рождения. Я совсем не пил, потому что, пока длится работа, не позволяю себе. Но посидели все равно очень весело — с песнями и танцами! Всем понравилось. Потом я поспал дома и через пару дней уже был в Москве на съемках. Конечно, такой праздник могла устроить только моя Галя. Она большая молодец, умница!

А как вообще провели лето? Удалось выкроить время для отдыха или были полностью в работе?

С мая по декабрь у меня в работе 22 проекта, поэтому тут не до отдыха. В последний выходной вот проспал до 12 часов дня, проснулся с ощущением, что пил три недели! Погулял, купил чего-то поесть и сел читать сценарий. Так что все прекрасно. А лето у меня начинается, наоборот, примерно с 26 декабря до середины января. И каждый раз все надо мной смеются. А время летит!

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения