С Иваном Охлобыстиным хочется часами говорить на любые темы, потому что беседа неизменно получится интересной, юморной и честной. При этом у актера периодически такой насыщенный график, что его сложно найти, легко потерять и невозможно дозвониться. Но, если речь идет о премьере, Иван Иванович охотно выходит на связь.
Всю неделю по вечерам на НТВ — комедийный детектив «Вспышка» с Охлобыстиным в главной роли. Сняли сериал несколько лет назад, но он долго монтировался, а потом ждал своего часа. По словам режиссера, в наше непростое время такое кино — возможность отвлечься от проблем и от души посмеяться. Иван играет в фильме гениального раздолбая, фотографа-криминалиста, раскрывающего самые гиблые дела и постоянно попадающего в нелепые ситуации. Кстати, Охлобыстин и сам по возможности смотрит серии.
Не многие любят себя на экране. Вы анализируете собственную игру или продукт в целом?
Это мистика кино. Я себя уже несколько раз ловил на том, что иногда не справедлив к ней. Бывает, снимаешься, и все через задницу — одно не привезли, другое сломалось, актрис перепутали, а в итоге на экране выглядит хорошо. А потом, наоборот, респектабельный проект, все вокруг чванливые, ходят с оттопыренным пальчиком, чинно-благородно, «позвольте вас пригласить на пати», а потом смотришь — мама родная, какая дрянь! Никогда не знаешь, что получится.
А в этот раз все было чинно-благородно или через ж?
Да по-разному. У нас был очень хороший коллектив, киношное комьюнити. Операторы, костюмеры, девчата-гримеры… Они работают не столько за деньги, а потому что искренне любят кино. Моя партнерша Вика Полторак — женщина-огонь, термоядерная бомба, большой профи, не конфликтная, не капризная, никакого безумного истеричного райдера! А это, между прочим, помогает всем сосредоточиться на роли. Когда журналисты спрашивают, какой фильм у меня любимый, всегда теряюсь. Потому что не фильмы любимы, а именно съемочные группы, с которыми я работал. Это как на войну сходить. И вот мы на пороге финала, снимаем главную сцену, где должна решиться личная жизнь главных героев. Виктория — невероятная, из тех редких актрис, кто по щелчку — и плачет. Она готовилась. После первого же дубля неожиданно из тишины голос — «Все, сняли!» Я говорю, как так, тут такая трагедия, катастрофа! Стал звонить продюсерам в Москву, задавать вопросы по поводу финала. В итоге он совершенно иной, не как планировалось изначально. В целом было хорошо, работали в Минске. Кстати, я выяснил, почему у нас любят там снимать.
Дешевле, наверно?
Да, но по каким параметрам. Не техника, а артисты. У нас в эпизоды и в массовку берут кого угодно, порой профессионально слабых людей. А там на эту же ставку — настоящих театральных ребят. Таких классных! Мне самому аж даже неудобно стало, когда я это выяснил.
Случалось, что вы себе не нравились или считали какую-то роль провальной при просмотре?
Бывало, и не раз. К примеру, авантюрный проект «Беглец». Помню с той же Викой Полторак сидели в Геленджике и плакались, мол, господи, неужели куда-то вляпались, вот везет-то нам. С выходом фильма долго тянули, потом я посмотрел и понял: стыдоба, хорошо, что нигде не вышло. «Метод Фрейда-2» — тоже плохой фильм, каша, винегрет, хотя первый сезон получился хорошим. Наверно, многое от режиссера зависит, артисты за таким уследить не могут, процесс очень многоступенчатый. Сначала литература, потом воплощение на площадке, монтаж, музыкальное оформление, озвучка. Если не брать хаотичных многосерийных бомбил, то и с серьезными проектами попадали. Неудачным считаю «Недетский дом». Причем Миша Расходников — обалденный режиссер, настоящий художник, всегда берет тяжелые темы, важные. Но нельзя за два часа поднять всю проблематику, вот и возникает ощущение хаотичности. «Девятаев» вот тоже посмотрел. Там Пашка Прилучный, я его очень люблю, прекрасный актер, но не знает, где снимается. У каждого бывают промахи, проколы. Видит Бог, ну не по нашей это вине, мы старались! Может, мы плохие артисты, но как плохие артисты, мы тоже старались. По поводу «Вспышки» сам ничего пока не могу сказать — хорошо, плохо, как хоккейный матч буду смотреть. Тем более, там каждая серия — как отдельная история, маленькое расследование.
Вы играете там этакого Шерлока, чей метод замешан на вдохновении, алкоголе и амурных похождениях. Разделяете его способ поисков истины?
У него один из самых прекрасных путей, которые может выбрать настоящий мужчина. Я пошел другим, меня принудили. Моя б воля, был бы таким как этот персонаж. Однако, большая семья накладывает обязательства, так что никаких амурных похождений — у нас все стабильно, как на заводе «Ростсельмаш».
Вообще же как ситуация в кино сейчас, предложений у вас достаточно в наше непростое время?
Да вроде все нормально, недавно вот вернулся со съемок в Питере. Правда, сейчас отвлекся немного от процессов, потому как на очередном проекте выбил себе часть зубов. Занимаюсь тем, что вставляю.
Ой, как так вышло?
Профессиональный риск — беготня с машиной. Но я на самом деле весь ломаный-переломанный, как пазл, состою из 1000 кусочков. Главное, что все срослось и в конечном итоге чики-пики.
Тем не менее, многие жалуются, что тех же концертов нет в прежнем объеме, да и вообще светско-культурной жизни.
Просто у нас эстрада раньше была заточена под поющие трусы и мужчин в блестках и лосинах. 10 королей бегали со своими коронами, причем, пожилые уже люди. Этому шабашу очевидно кто-то покровительствовал — какой-то свой круг в министерстве культуры или где-то еще, я уж не знаю. А сейчас все эти трусы в лосинах сдристнули, не став делить судьбу Отечества, предали свой профессиональный долг. Долг артиста — вещать то, о чем думает народ, развлекать, снимать психологическую тяжесть. Но уж никак не разъезжать по курортам в «намеченные» отпуска, когда люди с замиранием сердца следит за происходящей ситуацией глобального масштаба.
Да, народ очень болезненно воспринял такое предательство.
А ведь те, кто сбежали, они раньше десятилетиями занимали площадку, у нас молодых музыкантов не пускали никуда. Вот где все победители конкурса «Голос»? Их много, они такие талантливые, но как-то растеклись и пропали, видимо, чтобы не составлять конкуренцию. В кино такая же ситуация — сплошное голимое «мыло». Чернухи сейчас уже не идет в связи со спецоперацией. В итоге получилось, что никаких прорывных проектов нет. Кино и искусство, театр — продукт чего-то пережитого, осмысленного с точки зрения автора и людей, живущих в эту эпоху, обрамленный в художественную форму. А сейчас начинается новая эпоха. Старая нам уже, слава Богу, не подходит, весь этот голубой «Голубой огонек», «ДОМ-2» и вся эта слепая косая «Жертва экстрасенсов». Но и новых героев еще нет, всех распугали. Мне молодежь жалуется, мол, есть такая фишка — если ты где-то высказался или просто патриотические настроения фигурируют, то на тебя в тусовке косо смотрят. Этот рудимент носит психический характер. В итоге ребята стесняются выражать свою гражданскую позицию. Один театр предложил к 9 мая своими силами сделать программу — по госпиталям проехаться. Нет, не дали на своей же площадке ничего ставить. Они продолжают что-то организовывать, но нет поддержки. В кино, на эстраде, в театре примерно одна и та же ситуация.
В театрах вообще сколько спектаклей пришлось снять, когда ключевые актеры поуезжали.
Да и слава Богу. Мы так «соскучились» по «Гамлету» с его картонным ножом, по Нине Заречной с ее резиновой «Чайкой». За свои деньги хочется чего-то настоящего, высокой культуры, а вот эксперименты нужно проводить за частные средства. Но я в роли общественного обличителя должен быть последним, так как сам несовершенен.
Одна из «поуехавших», которых вы регулярно критикуете, Рената Литвинова — ваша однокурсница, крестная дочери Михаила Ефремова.
Она меня еще в армию провожала. Мы мало общаемся, но я прекрасно понимаю, что с ней происходит. Чулпан-то по-бабьи влетела: тут ляпнула, здесь переляпнула — это жизнь. Если раньше на такое смотрели спустя рукава, то теперь для людей тема очень болезненная. И вот Хаматова попала в жернов, и ее засосала вся эта бандеровская история, к сожалению. Ренате — так комфортно. Я никогда не был поклонником ее творчества, но при этом всегда фанател, к примеру, от Земфиры. И последний альбом мне понравился, хоть он и рассчитан на очень специфическую аудиторию. Для меня понятно, о чем она поет, а вот молодежи — не уверен. Но заслуги бывшими не бывают, у поэтов особенно, творчество должно жить вечно. И Земфира как была, так и остается одной из лучших исполнительниц. Но что заступаться за Ренату…. Думаю, нормально у нее все будет.
Простят их? Та же Ксения Собчак, к примеру, что бы ни делала, ей всегда народ все прощает. Вот она вернулась, продолжает работать. А Иван Ургант вернулся, а двери как будто закрыты.
Я знаю, почему Ксюху прощают. У нас очень многое в русском народе прощается за удаль. А она девка реально удалая! Что касается Ренаты и Земфиры, то они девочки, взрослые девочки. Не то что простят или не простят, а не будут в вину вменять особо. В их случае — не плюс, не минус. Они всегда были слишком далеки от народа… В частности, вот у той же Ренаты даже художественная позиция такая, что она — богиня. Почему бы и нет. Должна у нас в колхозе тоже быть богиня, яблочко наше моченое.
Как думаете, те же Максим Галкин и Алла Пугачева, которая вроде как символ страны, народное достояние, они смогут вернуться и жить как раньше?
Надеюсь, нет. Это было народным достоянием, когда находилось в расцвете творчества. А сейчас… Да и символ она тоже очень противоречивый. У нас из-за одного символа, думаю, не родилось тысячи символов. Я могу сейчас брякнуть, не зная ситуации, но, судя по разговорам знающих и связанных с этим бизнесом людей, Пугачева была и остается одним из главных бенефициаров и назначенцев, через кого надо пройти, чтобы выбиться наверх. Может быть, теперь эта плотина прорвется и молодые ребята с талантом и песнями, в которых есть музыка и текст, попрут. Алла Борисовна, конечно, прекрасная, но всему есть предел. Возьмите Гайдая. Гениальный режиссер, художник, но последние фильмы откровенно плохие. Он стал старый уже, время изменилось, социум. То, что раньше было смешно, даже улыбки не вызывало в новые времена. Попытка все это смоделировать приводила к дешевому рыночному комикованию. Та же история и у Эльдара Рязанова. Понятно, нельзя за промахи судить, надо вкупе смотреть, ведь это наша культура. И Литвинова — тоже часть русской культуры, про Земфиру я даже не говорю. Вот Галкин — это не часть нашей культуры, это что-то из оформительного цеха, допов, которые стали главными. У меня все программы с ним вызывали оторопь, я вообще таких аномалий побаиваюсь. Свечку не держал, ничего не могу о нем сказать, как о человеке, но испытываю какое-то отчуждение.
Почему? Не любите его манеру?
Ну, по-своему. Я не могу его по сути не любить, он ведь может оказаться обалденным человеком. Вон, Борис Моисеев тоже, кто бы о нем что ни говорил, а близкие друзья уверяют, что прекрасный товарищ. Я просто отношусь к этим извращениям, сами понимаете, очень отрицательно. Вот как это все можно в одном чане смешать? Вспоминается история про Иосифа Кобзона. Мне, например, стыдно за песню группы «Алиса» — «Все это рок-н-ролл», там есть строчка: «Где каждый в душе Сид Вишес, а на деле — Иосиф Кобзон». Имеется в виду, «плохой» — кислый, советский, «совок». Но этот человек очень многим людям помог — и в культуре, и простым. Все, кто его знал, отзывались с гигантским пиететом. Случился «Норд-Ост». Немцов-то тогда сразу телефончик отключил, а мы с Кураевым предлагали себя на заложников поменять. Но кто мы тогда были. А Кобзон приехал, пошел, террористы его знали, уважали. И он спас женщин, детей, стариков. Вот это человечище! Настоящим рок-н-роллом-то оказался Иосиф Давыдович!
Наступило такое время, что даже близкие между собой ругаются, кругом раскол. У вас круг общения остался тем же? С Ярмольником вот вроде дружили, а теперь он уехал, и вы его тоже подстебнули.
Это я зря тогда сказал на эмоциях. Никому он зла не сделал, как, впрочем, и хорошего. Абстрактный объект. В жизни у меня такая компания, что, каких бы мнений политических и идеологических не придерживались, все равно понимаем, что мы — орда. Нас нельзя разлучить! Кто-то у кого-то крестный, кто-то в нужный момент помог, кто-то с кем-то вместе работал…. И, в конце концов, эти связи оформились в мощное комьюнити, где большая часть твоих проказ прощается. Можно заплыть за буйки, конечно, но это надо быть матерым извращенцем, как Панин. Он в этом годзилла просто.
А вы сам легко прощаете? Вот был недавно случай, писатель Никонов написал, мол, вы ему позвонили и от души так с ним побеседовали на острые темы, а он потом в Интернет все это вывалил. Как-то ваши отношения поменялись?
Да, было дело. Но он мне не друг, а приятель, вряд ли Никонов может кому-то в принципе быть другом. Я его знаю со времен журнала «Столица», 30 с лишним лет, — как был негодяем, каноническим, гоголевским, так им и остался. Мне интересно было на его реакцию посмотреть, потому что такие как он — слабые духом, христопродавцы, все свалили, оставили народ наедине со своим отражением в немытых стеклах. Звонок был причуды ради, конечно. Потроллил его, потом очень смеялся. Но, честно, раскаиваюсь. Потому что Саша был так счастлив, когда подтвердились все его самые глухие страшные предположения об «ужасном русском мире», кровожадных орках.
Еще сейчас процветает своеобразная охота на ведьм. Того же Римаса Туминаса недавно грубо развели пранкеры, он был вынужден уйти из театра. Как считаете, это было правильно, нужно? Я к тому, что вы недавно предложили в своем блоге в принципе «провести идейный аудит в российской культуре».
Но идейный аудит не должен носить карательного характера. Каждый раз, когда мы создаем некую карательную инстанцию, люди начинают за зарплаты вычислять злодеев, а потом злодеи заканчиваются, зарплаты продолжают идти — и вместо злодеев страдают уже не злодеи. Надо крайне осторожно проводить репрессии. Но и спускать на тормозах особо нельзя. Этот дивный человек, неведомо как оказавшийся во главе академического театра имени Вахтангова, никогда не отличался политической толерантностью. У Туминаса была откровенная антисоветчина, но это прощалось. А сейчас другие времена, людям нужна внутренняя уверенность, поддержка. Кто-то должен за людей сформулировать то, что они хотят, чего боятся, на что надеются. А то мы далеко с этими слабыми и кислыми лидерами мнений не уедем. Может быть, прозвучит ужасно, но, считаю: чем дольше продлится спецоперация, тем лучше. Если будет прямо сейчас заключен какой-то похабный мир, из всех щелей повылазят чиновники — в кино, промышленности и других областях, и будут пытаться вернуть картину мира к началу февраля. А там нас ничего не ждало, впереди была скользкая детская горка, намазанная толстым слоем вазелина, по которой мы голыми задницами катились в неизвестность. Перспектив не было. Нужна ситуация, чтобы жизнь заставила, научила. К сожалению, это всегда болезненно. Но нам не привыкать — нас ковали в 90-е!
Вы вообще человек достаточно прямолинейный, всегда говорите то, что думаете. Не страдали от своей честности?
Я могу иногда случайно ляпнуть, потому что очень нестабильный негодяй. Хотя не люблю скандалы. Не вижу смысла с человеком в принципе скандалить: если он тебе не нравится, надо просто расходиться, чего толочь воду в ступе. Страдала ли карьера, не знаю. Я всю жизнь за работой, не успеваю улавливать в этой текучке многие моменты. Может, совершенно не подозревая, и лишился каких-то солидных ролей, больших контрактов. Скорее всего так и есть, но я об этом и не хочу знать.
Еще не могу спросить про вашу большую семью. Как дочерям в браке живется?
Они адаптируются. У обеих очень хорошие ребята, слава Богу. Один относится к миру искусства, другой нет. Молодые счастливые. Приятно, что они нашли друг друга. В наши времена встретить близкого человека и стать мужем и женой, сложно. Мы стали дикие, социопатические, соседей-то уже по лестничной площадке уже давно не знаем. Плюс пандемия внесла лепту. Коммуникации нарушены в большинстве своем. Я даже и не знаю, как сейчас знакомятся девочки с мальчиками. Наверно, ездят по клубам по модным. Моим вот повезло, надеюсь, и другим повезет.
Продолжаете финансово помогать всем детям? Или позволяете какие-то трудности преодолевать самостоятельно?
Они все сами, их еще уговаривать надо, чтобы чем-то помочь. Гордые очень!
С внуками не спешат?
Пока нет, но я очень надеюсь. Мы хотим скорее стать бабкой и дедкой. Я буду прекрасным визгливым дедкой. А Оксана хозяйственной бабкой, я ей даже специально закажу какое-нибудь платье в стразах, чтобы она была вообще мегасупер.
Фото: АГН «Москва», Legion-Media, PhotoXPress, Nikolay Gastello, личный архив, соцсети