Десятки лет смешить людей — дело непростое. И Кларе Новиковой вместе с ее нестареющей тетей Соней это прекрасно удается. В откровенном интервью 72-летняя юмористка раскрыла секрет вечной молодости, а также удивила неожиданным признанием.
«Я не бабушка, а Клара»
Клара Борисовна, вы играете в спектаклях Театра на Малой Бронной, активно гастролируете. Где черпаете силы?
А вы считаете, мне пора либо загнуться, либо ходить летом в валенках, сидеть на лавочке и попукивать?
Нет, но часто люди после 60 уже хотят больше отдыхать...
Я думала, вы «СтарХитом» называетесь от слова star, поскольку о звездах пишете, а вы о стариках, что ли? На что намекаете? На мой возраст? Так я себя старой не считаю. Как ответить на вопрос, где беру энергию, не знаю. Живу, работаю... Пока мне есть, что сказать со сцены, буду на нее выходить.
А какие современные шоу смотрите? Кто нравится из комиков?
Comedy Woman иногда. Катя Варнава и остальные девочки выросли как артистки. Желаю, чтобы на их сольные выступления собирался полный зал. Потому что на Жванецкого, например, приходят. Хотя ему уже 85. И опять же, в чем разница между нами? В этом проекте у каждой свой образ: первая — дурочка, вторая – злюка, третья – проститутка... Я же, к слову, все эти роли играла одна — 2,5 часа подряд.
Молодежь сегодня любит потешаться над старой школой юмора. Вашу подругу Регину Игоревну Дубовицкую стебут за ее смех, а фамилия бывшего аншлаговца Евгения Вагановича Петросяна и вовсе стала нарицательной: про того, кто плохо шутит, часто говорят— да он, мол, петросянит. Не обижает подобное отношение?
Пусть те, кто это утверждают, сначала станут Дубовицкой и Петросяном, а потом забавляются. Эти фамилии все знают, а критикующих — никто.
Почему у вас нет страницы в Инстаграме? (запрещенная в России экстремистская организация) У многих ваших коллег есть...
Зачем мне убийца времени? К тому же это все равно некое предложение себя, самовыпячивание: вот тут я ем, а там сплю. Не хочу никому себя пихать. Уверена, что занятых людей типа Володи Винокура нет в соцсетях.
Есть!
Да? Какой молодец, везде успевает! Думала, из наших только Фима Шифрин дожидается, когда его лайкнут. А мне есть, чем заняться: дети, внуки... Вот, кстати, мой младший, Андрюша, в Инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация) как раз часто и сидит, а книг, увы, не читает.
Не ругаете? Или вы нестрогая бабушка?
Да я вообще не бабушка, а Клара. Еще когда Андрюша был маленьким, его как-то журналист спросил: мол, какие игры вы с бабушкой любите? А тот удивился: а это кто? Она Клара!
Как с внуками время проводите?
Старшему, Льву, 21 год, оканчивает институт, собрался в аспирантуру. Анне, единственной внучке, 18 — будет штурмовать вуз, покане скажу, какой именно. Она своеобразная девочка, живет в своем мире, много читает. А у Андрюши три страсти — Интернет, футбол и собака Люська. Эта дворняга прибилась к семье дочки зимой: Маша с детьми проводили каникулы в Тарусе, а там местные строители оставили щенка, бросили ему мерзлую сырую курицу, чтобы не подох с голоду. Псинка не могла жевать, стала ходить к дому дочери, та ее жалела: то водички нальет, то покормит. Будку ей соорудили. Тут уже домой пора, а эту как бросить? Так Люська перебралась в квартиру на Фрунзенской набережной.
А вы сейчас где обитаете?
В Серебряном Бору. Свою жиплощадь в самом сердце столицы отдала во временное пользование старшему внуку. Дочь сказала: мол, Лева вырос, и ему нужно отделиться. Я ответила, что об этом должны позаботиться его мама с папой. И вот она попросила своих родителей, то есть меня, решить вопрос... Пришлось пойти навстречу, а самой переехать. Тут очень красиво, но я не умею жить почти за городом, люблю центр Москвы, там мне все знакомо: Красная площадь, соборы, старые улочки, «Современник»… А здесь все далеко.
Не хотите вернуться в свои апартаменты?
Если позволят...
«Меня постоянно обманывают»
Как любите отдыхать?
Скоро в Юрмалу полечу, я там уже в течение сорока с лишним лет каждое лето обязательно хотя бы десять дней провожу. Снимаю скромную гостиничку, гуляю по берегу моря, фотографирую. Книгу еще пытаюсь писать — так, воспоминания из жизни.
Вы модно одеваетесь, носите каблуки... Где покупаете вещи?
Шопинг не люблю, в магазинах все одинаковое продается — скукота... Одежду мне уже много лет шьют одни и те же дизайнеры. Стиль с годами тоже не меняется — не нравится обтягивающее, неудобное... Мне же надо по сцене двигаться — и руки поднимать, и по залу бегать, публику тормошить.
Как ухаживаете за собой? Посещаете салоны красоты?
Обязательно! Слежу, чтобы волосы, ногти были в порядке. Уколы витаминные для кожи лица иногда делаю. На подтяжку пока не решилась, но, может, попозже и на стол хирурга лягу. Всегда наношу макияж перед выходом из дома, не ленюсь просыпаться ради этого на час раньше. Даже если самолет в семь, все равно встану и масочку питательную наложу, чтобы себе нравиться.
Ваша коллега и близкая подруга Регина Дубовицкая в интервью нам признавалась, что, как только начинает набирать вес, садитсяна кефир. А вы следите за килограммами?
На гастролях это, увы, не очень получается. До концерта, кроме кофе, ничего в рот не берешь, а потом выступишь и, конечно, что-нибудь сжуешь из вредного — зефир, например. У меня вообще такой организм: очень мало ем, но все равно поправляюсь. Обидно!
Сегодня СМИ пестрят заголовками о том, что кто-то из знаменитостей разводится. Вы же с Юрием Леонидовичем прожили 34 года. Как считаете, благодаря чему?
Меня часто не было дома: много гастролировала. А если серьезно, между нами существовала какая-то особая человеческая привязанность. И к тому же нам было очень интересно вместе, он ввел меня в круг фантастических людей, познакомил с лучшими поэтами, художниками, артистами и писателями того времени. Юра же близко дружил с Петром Фоменко, Василием Аксеновым, писал книги с Аркадием Аркановым... Это все тоже накладывало отпечаток. Плюс ничего мне не запрещал: я спокойно ездила в турне. Но при этом, конечно, и ссоры случались — мы же живые люди. У Юры был непростой характер, да и у меня тоже не самый легкий. Но умели как-то найти подход друг к другу.
В этом году 10 лет, как вы потеряли супруга. Не сватались к вам за это время?
Очевидно, что в моем окружении нет человека, который мог бы составить мне партию. На эту тему очень точно сказала квартирная хозяйка Мария Исааковна, у которой я снимала комнату, когда приехала в Москву. Ей тогда было немного меньше лет, чем мне сейчас. Я спрашивала: мол, почему замуж не идете? А она: «Зачем? Стирать чужие рубашки?!» — «Но если бы вы поженились, они не были бы чужими!» — «Своими уже никогда бы не стали». Очень мудрая была женщина. К тому же я и без того не одинокий человек: дети, внуки, друзья, работа... Недавно на 12 дней выпало 11 сольных концертов. Расстраиваться, что не замужем, некогда.
Пять лет назад вы неудачно вложили деньги в банк, который впоследствии лопнул. Сейчас ваши отношения с финансами складываются более удачно?
Ой, нет. Меня то продюсеры обманут, то горе-кредиторы долг не вернут. Но я уже стала проще к этому относиться, иначе нервов не хватит за все переживать. Но, безусловно, каждый раз неприятно, ведь деньги — это некая независимость, без них никуда. Да и детям надо помогать... Та история с вкладом была ужасной: я столько лет копила на случай, если вдруг не смогу выходить на сцену, и все вмиг сгорело. А если понадобятся средства на врачей, например?
Кстати, о медиках. Как за здоровьем следите? Делаете ли обследования?
Конечно, консультируюсь, но редко. Даже ругаю себя: ну, уже пора пойти и посмотреть, что там внутри творится!
Однажды вы заметили, что после спектакля не против пропустить коньячку с коллегой Леонидом Семеновичем Каневским. А какие еще вредные привычки у вас есть?
Ну, по рюмочке-то можно. Иногда себе позволяем, хотя другим не советуем. И потом, Леонид Семенович по-дружески подсадил не на коньяк, а на вискарик. Хотя летом предпочитаю белое вино.
Кто ухаживает за могилами ваших родителей в Киеве, куда вы последние четыре года не можете попасть из-за политической ситуации?
Близкая подруга Светочка Ноябрева, ее мама и папа похоронены рядом с моими. Умоляю: мол, давай заплачу, чтобы кто-то убирался. А она ни в какую: пока могу сама, никаких помощников. Но, честно говоря, очень жду, когда Владимир Александрович Зеленский решит этот вопрос и люди получат возможность приезжать на родину, чтобы почтить память близких.