Экранизация русской классики, а особенно такого значения, большой риск и вызов: всегда найдутся те, кто, еще не увидев результат, будет критиковать создателей и актеров. «Евгений Онегин» не просто роман, это настоящая энциклопедия русской жизни, символ эпохи — в нем характеры, ценности, мечты и мысли представителей разных слоев общества XIX века.
По сюжету утомленный светскими развлечениями аристократ оставляет столичные развлечения и переезжает в деревню, подальше от суеты и соблазнов. Но и тут любовные интриги настигают Онегина и полностью меняют его планы. Авторы адаптировали произведение под современного зрителя, попытавшись сохранить при этом тональность и колорит оригинала. Одна только подготовка к съемочному процессу заняла больше года.
В фильме задействовано целое созвездие артистов категории А: Татьяна Лютаева, Ольга Тумайкина, Александр Яцко, Сергей Степин, Светлана Немоляева, Алена Хмельницкая, Владимир Вдовиченков…. Главных же героев, Евгения и Татьяну, сыграли Виктор Добронравов и Елизавета Моряк. «Люди рождаются с миссией и, возможно, моя миссия — исполнить эту роль и остаться в истории», — считает Лиза.
Наше интервью проходит в День святого Валентина, а премьера фильма — 7 марта, накануне Женского дня. Поэтому спрошу, отмечаете ли вы эти даты и как? «Онегин» — это тоже своего рода подарок девушкам, которые, в том числе, сталкивались с невзаимной любовью?
К счастью, мы с мужем проводим много времени вместе, и сегодняшний день — не исключение. Вечером пойдем в ресторан, возьмем с собой нашу прекрасную дочь Элизабет, но каких-то особенных торжеств не будет. Сарик и без повода дарит цветы, мы можем с ним куда-то сходить вдвоем, устроить романтик. Нам для любви не нужны праздники. «Онегин» — в целом кино про любовь. Даже если оно о неразделенной любви, посыл в том, что важно сделать правильный выбор, ведь второго шанса у человека может не быть. Если есть любовь и взаимопонимание, их надо ценить и не упускать момент.
Расскажите о своей героине, какая она? У вас есть с ней общие черты?
У нас классическое прочтение, дань уважения Пушкину и его героям. Поэтому моя Татьяна максимально приближена к оригиналу. Готовясь к съемкам, я проходила этикет, мы репетировали танцы, я читала Юрия Лотмана (культуролог и пушкинист — прим. ред.), много другой полезной литературы, которая раскрывает нюансы романа. Провела большую работу над ролью. Но я и до этого знала «Онегина» практически наизусть! Когда училась в Щепкинском училище, он красной нитью вплетался всюду. Мы читали отрывки, а когда сдавали экзамен по сценической речи, играли в игру по роману. Понятно, что каждый видит Татьяну по-своему. Если говорить про общие черты, то тут я провела параллель, это тоже было важно почувствовать, чтобы работа над ролью состоялась.
Как и Татьяна, я люблю уединение и тишину, ценю время наедине с собой, хоть и являюсь публичным человеком и часто выхожу на мероприятия. Если мы говорим про разные этапы жизни героини, то, безусловно, когда она была юна, прекрасна, неопытна, то ее поведение присуще моей органике. Я отталкивалась, в том числе, и от своих ощущений, которые проживала в юности. Когда играла, искала в себе эти точки соприкосновения. Когда же Татьяна, уже взрослая, возмужавшая, появляется на балу с князем, опиралась на то, что я сама уже мама, — и это чувство придавало мне уверенности, я крепче стояла на ногах.
Вообще вы хотели бы пожить в ту эпоху? И кем бы вы были, как вам кажется, родись 200 лет назад?
В кино все романтизировано, слишком красиво. Но в реальности, когда я снималась в этих исторических костюмах, поняла следующее: неудивительно, что все эти люди жили так мало лет! К примеру, ботинки, в которых я ходила, сшили по подобию того времени, — очень неудобная обувь на плоской подошве, пропускающая влагу. Ноги в течение съемочного дня были постоянно мокрые, замерзали через 10 минут. А все эти подъюбники, которые в кадре придают платью очарование, в жизни дико перетягивают живот и доставляет женщине сильный дискомфорт. Я рада, что мы живем в XXI веке, в современности.
Сейчас в тренде экранизировать и переснимать классические произведения. Вот только что вышла «Мастер и Маргарита» (кстати, смотрели?). Таким проектам всегда достаются все сливки хейта. Вас, к примеру, успели обвинить в искажении возраста главных героев: у Пушкина им 17 и 25, у вас — 28 и 40. Как вы в принципе относитесь к критике, она может вас задеть?
Мне кажется, классику начали активно экранизировать только сейчас. И «Мастер и Маргарита» — первый заметный фильм. Я была на премьере, считаю, что создатели справились со своей задачей превосходно, потратили так много времени не зря. Над фильмом ведь работали более пяти лет. Над «Онегиным» сейчас трудится порядка полутора тысяч людей. По поводу критики… Обычный человек, который покупает билет в кино, идет туда не для того, чтобы критиковать, а чтобы посмотреть. Мне, конечно, хотелось бы получить благословение зрителя, потому что я старалась на пределе своих возможностей и таланта. К критике отношусь спокойно, у каждого есть право на мнение. И порой критика делает нас лучше. Но неправильно, если она переходит в оскорбление.
Вопрос, который, наверно, вы слышите часто. Тяжело ли работать с мужем? Случается, что он не доволен вами?
Мне не тяжело, как и, надеюсь, ему со мной. У нас все стабильно. Мы с Сариком те люди, которые регулярно смотрят на себя со стороны, и реально оценивают. Некоторые звездные пары редко пересекаются на съемочной площадке, потому что между ними возникают недопонимания, споры, разногласия. Мы же во многом с Сариком сходимся, ощущаем себя командой и нам комфортно вместе.
Делает ли он вам поблажки как жене? Может, разрешает опаздывать по веской причине, все-таки вы еще и мама?
У нас такого нет, я уважительно отношусь к своей работе и к работе других. Да, как любой артист, не хочется сидеть в вагончике по пять часов в ожидании смены и сцены. Поэтому приезжаю ровно тогда, когда мне надо быть в кадре. Не бывает такого, чтобы я опоздала или не приехала, если у меня вдруг заболела голова. Всегда несу ответственность, я четкий и трудолюбивый человек.
С кем оставляли дочку во время съемок? Может, случалось брать ее с собой?
Элизабет проводила время с моей бабушкой, с няней. Но однажды даже получилось вывезти маленькую в Петербург. Вместе с бабушкой она побывала у нас на площадке, посмотрела сцену бала. Сняли даже для себя небольшой кусочек на память, где дочь у меня на руках.
У вас очень красивые костюмы в стилистике того времени. Откуда они? И какой вам особенно запомнился?
Наш художник по костюмам, Гульнара Шахмилова, провела колоссальную работу. Мы воссоздавали все заново, сшили самостоятельно порядка 400 костюмов. Одной из крупных статей бюджета были именно образы персонажей. Причем, только 19 нарядов придумали для моей героини. У нас есть даже драматургия костюма, которая развивается от Татьяны, которая живет в деревне, до Татьяны, которая пришла на бал. Мы вместе работали над полетом этого образа. Сшили на финальную сцену наряд из фетра, он есть в трейлере, — очень красивое и достойное платье, оно олицетворяет Татьяну как женщину, которая пронесла свою любовь через всю жизнь. С честью и гордостью она принимает удар, увидев Онегина на балу, находит силы ему отказать. Костюм отражает ее уверенность, статность и благородство.
Здесь в фильме у вас партнер Виктор Добронравов. Он 10 лет играет Онегина в театре. Комфортно было с таким мастодонтом? Или давил иногда авторитетом?
Виктор Добронравов и Павел Прилучный — это артисты, которые обладают большим профессионализмом, талантом. И работать с ними одно удовольствие, и общаться между дублями, и дружить.
А с кем было сложно? Вы и с Нагиевым вот снимались, говорят, у него непростой характер.
Касательно Дмитрия Владимировича, не знаю, кто там что говорит… У меня был каждый раз очень приятный опыт: он был моим наставником, помогал разбирать сцены, подсказывал для моей героини, когда мы играли в комедиях, какие-то решения. Выступал даже как педагог. Мне с ним было максимально комфортно.
В «Онегине» россыпь больших звезд кино. С кем-то наверняка сдружились, или, может, за кем-то было интересно наблюдать в профессиональном смысле?
Честно, испытывала робость, когда общалась с Владимиром Вдовиченковым. Вот здесь не могу сказать, что могла к нему подойти и спросить, как дела. Он держался довольно обособленно, на дистанции. А я с удовольствием наблюдала за ним со стороны. Что касается «подружиться», то мой краш, мое открытие, моя любовь — это Алена Хмельницкая, которая играет мою маму. Мне было с ней так интересно, казалось, что она реально моя мама. Мы и раньше вместе работали, поэтому быстро нашли общий язык. Но на этих съемках Алена стала для меня подругой, мы сдружились, чему я безмерно рада. Когда играли совместные сцены, у меня даже были мурашки.
Татьяна, наверно, стала одной из ваших любимых героинь? Вы с таким чувством говорите о проекте.
Да, самой любимой. Это мой первый опыт работы в историческом кино. Могу сказать, что несмотря на определенный страх, иметь дело с таким материалом оказалось очень вдохновляюще. Ты чувствуешь, что занимаешься искусством. Уходя с площадки, продолжаешь думать про героев, про то, что хотел сказать Пушкин, видишь смыслы, краски, настроения. И долго еще испытываешь послевкусие. Удивительное качество классики — ты оставляешь роман, но роман не оставляет тебя.
В сериале «Жизнь по вызову» у вас было много обнаженных сцен. Такое разное кино. А на что вы не готовы пойти ради профессии?
В том проекте у меня был дублер, и все откровенные сцены выполнялись им. Без одежды мне сниматься некомфортно. Все-таки считаю, что артист — тот человек, который обладает профессиональными навыками, а тело может показать и модель. Нужно разделять, и в моем случае — я разделяю.