С Маратом Башаровым мы встретились на съемочной площадке сериала «Алла, такси», в котором он играет одну из главных ролей. Территория завода, жара под 30, небольшой гримваген без кондея — условия, можно сказать, спартанские. Хоть перерыв длится всего час, Башаров не торопится приниматься за еду — кинокорм в коробочках стынет на тумбочке. Сначала обсуждает по телефону накопившиеся за время пребывания в кадре вопросы — звучит в том числе и тема поездки на Донбасс, куда Марат собирается снова отправиться в ближайшее время.
Мы там уже были на День России вместе с коллегами — Ваней Стебуновым, Антоном Шагиным, Володей Машковым и другими актерами. Нас пригласили, и мы поехали поддержать людей, которые там живут несмотря ни на что. Поражаюсь их стойкости — 8 лет они все это терпели и терпят. По телевизору, конечно, показывают одно, в действительности все гораздо страшнее — в ста метрах от тебя разрываются бомбы. Но я видел глаза людей, я понял, что у них появилась надежда. Они чувствуют, что их никто не бросает, что мы вместе. И, без вопросов, поеду туда еще не раз. Скоро у меня будет большой перерыв в работе — 10 дней. Сначала планировал провести их на рыбалке в Астрахани, но в итоге съезжу туда на 4 дня, а остальное время посвящу Донбассу. Надеюсь, даже свой день рождения встретить там. Для меня это важно. Это счастье, когда ты понимаешь, что даже просто своим присутствием хоть немного, но помогаешь.
День рождения на днях был и у твоего сына Марселя — 6 лет. Как отметили?
Да, мы долго готовились, ребенок наприглашал огромное количество друзей. Слово именинника закон — поэтому мы всех ребят отвезли в Подмосковье на рыбалку. Это его любимое занятие, от отца, судя по всему, перешло — вчера вот пока я снимался, Марсель сам наловил рыбы.
Как вообще с работой сейчас? Много ли в принципе предложений, проектов?
Да все хорошо. Всю весну я репетировал во МХАТе им. Горького новый спектакль по рассказам Валентина Распутина — он будет называться «Сеня». Ставит Галина Полищук, потрясающая женщина, которая выпустила недавно великолепную премьеру — «Женщины Есенина». Рад, что меня судьба свела в первую очередь с директором театра — Владимиром Кехманом, он меня и пригласил в постановку. Сейчас театр на ремонте, а вот уже в ноябре будут премьерные показы, всех приглашаю. Очень необычная и сложная роль, много персонажей. Честно признаться, никогда не играл такой материал, поэтому с нетерпением жду, когда в сентябре начнутся финальные репетиции.
Раньше ты состоял в труппе театра Школа современной пьесы. Но несколько месяцев назад то ли ушел, то ли ушли — разное писали: сорвал гастроли, запил, разругался с худруком из-за политики.
Меня уволил Иосиф Леонидович из-за позиции. Он попросил меня удалить из Инстаграма (запрещенная в России экстремистская организация) пост с Владимиром Владимировичем Путиным — фотографию, сделанную на вручении госпремии России. Я отказался, а он и предложил: «Тогда, может, не поедете на гастроли?» Я и не поехал.
В начале июля Рейхельгауза уволили, поставили на его место Дмитрия Астрахана. Что думаешь по этому поводу?
Интересно, за что? Помню, как Татьяна Григорьевна Васильева, будучи долгие годы актрисой театра и, более того, они с Иосифом Леонидовичем дружили, услышав от него фразу «ваши дети с войны будут возвращаться в гробах, а я буду этому только радоваться», взяла трудовую книжку и уволилась. Сказала, что не будет работать с человеком, который транслирует такие мысли. Рейхельгауз сам из Одессы, его, конечно, в чем-то можно понять, — в месте, где ты родился, происходят военные действия. Но будучи режиссером московского театра говорить подобные вещи просто непозволительно и неправильно. Тем более Иосиф Леонидович еще ведь долгое время являлся педагогом. Вот у меня вопрос к Минкульту — чему мог научить человек с данной позицией? Не буду одобрять то, что его уволили, значит, так надо.
Ты достаточно категорично высказывался про уехавших коллег. Вообще много было разочарований за последние несколько месяцев?
Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше. Чего раньше-то не уезжали? Все хорошо было? А как стало не очень, так сразу смотались. Но ведь это Родина, мать. Она тебя кормила, поила, она тебя родила, воспитала, дала детский сад, школу, профессию, работу. Твои родители выросли на этой земле. И когда твоей матери вдруг стало плохо, ты говоришь, мол, я с тобой жить не буду, до свидания, разбирайся сама со своими проблемами. Да, когда матери полегчает, она всегда примет назад. Но примут ли братья, зритель твой — вот в чем вопрос. В любом случае Бог им судья. С другой стороны, нам стало посвободнее дышать. Раньше как было — везде одни и те же. А теперь эти «одни и те же» уехали, и у нас работы прибавилось.
Очень неожиданной стала твоя роль Царя в балете «Конек-горбунок». Сложно было в новой ипостаси?
Куда меня жизнь только не заносила. Я ведь играю еще в белорусском театре — исполняю партию князя Базинелли в оперетте «Граф Люксембург»: каждый месяц летаю в Минск. Туда тоже попал совершенно случайно, пригласили и я согласился. Не подозревал, насколько это непросто — и петь, и танцевать, и попадать в живой оркестр. Потом уже Кехман позвал в балет на роль Меманса — царя. Спрашиваю: «Ну где я, и где балет?» На первой репетиции по привычке начал параллельно движениям проговаривать текст, но меня быстро поправили: «Марат, это балет, здесь не говорят, здесь танцуют — свои законы!» Было сложно, я знал, что это труд, но что настолько каторжный и тяжелый... У нас-то, у актеров, отрепетировал роль — вышел, сыграл. А в балете нужно и размяться, и все пройти музыкально. Сейчас мы постоянно играем этот спектакль в Питере в Михайловском театре. Но пока там отпуск, а осенью продолжим.
Осенью стартует и очередная «Битва экстрасенсов». Не устал от этого шоу?
Ни в коем случае, это любимый проект, который я всегда жду с нетерпением! Каждый раз новые испытания, новые люди — интересно узнать, кто они. В сентябре начинается 23 сезон, уже отобрали участников, был огромный кастинг — около 5 тысяч человек.
Ты сам ближе к скептикам или к поклонникам? С кем-то из экстрасенсов поддерживаешь связь вне съемочной площадки?
Друзей у меня среди магов не появилось, но я верю участникам — при мне много раз ребята показывали настоящие чудеса, в том числе за кадром, вне программы. А критики, которые говорят, что все это лишь шоу, должны быть. Кто-то полагает, что у нас снимаются актеры, которых мы нанимаем, и они всех разыгрывают по сценарию. Когда вижу слезы радости или горя у этого, так называемого «актера», сразу думаю — какой интересный актер, где же мы таких крутых 22 сезона подряд берем! Почему их никто не знает, если они столь гениальные. То, что люди с шестым чувством существуют, даже доказывать не стану.
Когда-нибудь что-то спрашивал для себя или про себя у них?
Разве что один раз. Был конец прошлого сезона «Битвы», а я как раз приобрел себе катер для рыбалки и отдыха — заказывал еще осенью, его специально строили на заводе. И вот под Новый год поинтересовался у наших ребят, говорю: «Мотор мне должны привезти, «Ямаха», а с ними сейчас большая беда — перестали поставлять практически. Скажите, придет он или нет?» Они ничего даже про катер не знали. И все пять экстрасенсов ответили, что не видят никакого мотора в этом году, хотя производители уверяли меня, что он уже на подходе и готов. Предсказали, что техника дойдет только весной — и, действительно, я забрал его в мае. Вот даже в таком бытовом вопросе, мелочи, казалось бы, а не ошиблись. Катер мой сейчас стоит в Астрахани — в рыбной мекке: как только у меня выпадает несколько свободных дней, прыгаю в машину и мчусь на рыбалочку и купаться. А осенью привезу его сюда — хочу покататься по Подмосковью, по Оке.
А пока активные съемки — сейчас вот мы на площадке проекта «Алла, такси». Расскажи про своего персонажа.
Проект я очень ждал, предложение поступило еще весной. Должны были снимать под Воронежем, а экспедиции — это всегда весело, интересно. С режиссером, Рауфом Кубаевым, я уже работал и в Москве, и в Ташкенте, и в Бричмулле — район под Ташкентом с потрясающими озерами. Он большой профи, мой товарищ, можно сказать, единоверец: я — татарин, он — узбек. Когда узнал, что снимать будет именно Кубаев, то с радостью ему позвонил, говорю: «Рауф, я готов сыграть у тебя любую роль». А оных было много — правда, в основном женских. Он предложил мне сначала одну: говорю, мол, очень маленькая роль, хочу видеться с тобой чаще. После этого возникла та, которую я сейчас и играю — директора таксопарка Ворохова Виктора Михайловича. Так получилось, что чуть-чуть поменялся график, как часто бывает в кино, и в экспедицию я не попал. Но ничего страшного, главное — легкий и хороший материал, в меру смешной, необычный. Мы с Рауфом решили, что мой персонаж — это русский Харви Вайнштейн, который пользуется своим служебным положением и любит все, что в юбке.
А какой в сериале актерский состав.
Да, потрясающий. В первую очередь, Роман Сергеевич Мадянов, у которого недавно был юбилей, 60 лет. Я пытался сосчитать, сколько у нас было совместных проектов, даже не смог. Минимум пять картин, поэтому мы уже как родные. Тем более часто встречаемся не только на площадке, но и за ее пределами — на рыбалке, охоте. Можно сказать, мы дружим, а когда у товарищей есть возможность поработать вместе в кино, то почему бы и нет. По сюжету он непосредственно мой начальник, хозяин таксопарка. Но Роман Сергеевич в принципе главный на площадке, он уникальный человек, великий актер, глыба. Потрясающие девчонки — Света Колпакова, Юлия Такшина, веселые, красивые, заводные. Хоть мы снимаем в небольшом и довольно душном помещении, поднимись, увидишь, как там все легко и задорно, без напрягов. Ужасно работать, когда все время ждешь обед или конец съемочного дня. Здесь я такого не наблюдал. Вчера вот закончили раньше, и даже как-то посидели, пообщались по поводу сцен. А с Рауфом мы еще помимо того, что единоверцы, так еще и «единобольные» — потому что оба болеем за «Спартак». На днях команда нас порадовала, победила, в перерывах между съемками обсуждали еще и футбол. В общем смотрим в одном направлении и носим одежду одного цвета — красно-белого.
В последнее время постоянно в инфополе истории про таксистов — от комических до трагических. Сам с чем-то таким не сталкивался?
Я часто пользуюсь службами такси, сейчас это доступно, удобно. И у меня есть даже некий месседж ко всем нам, водителям. У нас есть страшный пример Миши Ефремова, урок каждому — актерам, друзьям, всем. От тюрьмы и от сумы, как говорится, не зарекайся — жизнь может перевернуться в один прекрасный миг. Есть услуга «трезвый водитель», есть такси, есть платные парковки. Протрезвеешь — спокойно заберешь машину. И вот Миша сидит. Я с ним часто переписываюсь, на днях мы с Романом Сергеевичем сделали специально для него фото на площадке с надписью «Мишаня, ждем тебя!» — обязательно ему отправим, пусть порадуется. Он с нами, он везде. Поэтому, что касается такси, — пользуйтесь. Когда чувствую, что опаздываю на съемку или на спектакль в театр, вызываю такси и еду по специально выделенной автобусной полосе — как правило, успеваю всегда.
Главная героиня в сериале — женщина. За рулем. А это, как говорится…
Нет, это не страшно. Я спокоен — с женщиной иногда бывает даже безопаснее, чем с мужчиной. Главное, чтобы водитель вел себя собрано и адекватно. Сейчас многие не выпускают из рук гаджеты — от этого куча проблем. Бывает, прям вижу на дороге, что человек тупит — обгоняю, а он сидит в телефоне. Либо пишет смс, либо разговаривает — это неудобно, отвлекает. Убирайте телефоны из рук во время вождения! И потом мы удивляемся, что у нас пробки. Да потому что мы сами тормоза — сидим вечно в соцсетях.
Кстати, ты давно перестал вести Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация), да и вообще нигде не появляешься.
Меня больше нет ни в каких социальных сетях. После событий на Украине взломали те, что сейчас запрещены в России. Если у нас придумают какую-нибудь интересную соцсеть, то, может быть, зарегистрируюсь. А во вражеских и импортных больше появляться не собираюсь.
Фото: пресс-служба, АГН Москва, PhotoXPress, соцсети