Мария – автор 14 пьес, трех киносценариев и 35 книг. Ее новое произведение «Неделя в Манхэттене» появится на прилавках в конце июля. Помимо этого Арбатова более 30 лет руководит общественными организациями, занимающимися защитой прав женщин. Писательница рассказала «СтарХиту» о потере близкого человека и почему не обижается на критику.
Никаких мутантов!
Мария, сегодня вам исполняется 60. Решили, где будете отмечать?
Этот год в нашей семье юбилейный. Маме – 95, сыновьям Петру и Павлу – по 40, кошке Каше, которая дома главная, – 20. Мой астролог Наталья Мельник посоветовала отпраздновать дату в июле узким семейным кругом, а в сентябре разрешила переходить к публичным мероприятиям на эту тему. Юбилей для меня большое испытание, терпеть не могу сидеть китайским болванчиком и слушать практически похоронные речи о собственных заслугах… Мне предложили сделать мероприятие в Большом зале ЦДЛ, но последние годы я регулярно поднимаюсь на эту сцену, чтобы положить возле гроба букет, и потому совсем не вижу себя на ней в качестве юбилярши.
Знаете уже, что вам подарят близкие?
У нас все креативные: что муж, что сыновья с невестками, что падчерицы. Уверена, ждет гора презентов. Но цветы прошу не дарить: у меня, как у любой бывшей телеведущей, иммунитет по отношению к букетам, которые вечно некуда девать.
Сыновья еще не сделали вас бабушкой?
Пока нет, все впереди, сегодня они слишком заняты своей жизнью. Петр – эксперт по защите памятников, развитию городов и координатор общественного движения «Архнадзор». А Павел - самый известный регрессионный терапевт до Уральского хребта, за хребтом живет его учитель. Они уже настолько умные и взрослые, что сами говорят мне, как жить. К тому же носят фамилию папы, не подчеркивают родство со мной и выстраивают жизнь без моей помощи, в отличие от большинства детей знаменитых людей. Это внушает уважение, тем более мы ежедневно видим, как известные граждане, не стыдясь, надувают карьеры детей, словно мыльные пузыри.
Куда отправитесь отдыхать этим летом?
В августе планируем поехать на Алтай, в Белокуриху. Это наш русский Баден-Баден с уникальной водой, которая лечит сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, кожные заболевания и остеохондроз. На этом курорте в четыре раза больше аэроионов, чем в Давосе, и именно там сделана облетевшая Интернет фотография Путина топлес. В этом году Белокурихе исполняется 150 лет, она давно стала модным местом, и мы уже в третий раз полетим туда подкачаться энергией.
А к более радикальным способам – типа косметологии и пластической хирургии – не пробовали обратиться?
Я, как Анна Маньяни, считаю, что «моя жизнь должна остаться на моем лице». Куча знакомых женщин стали как напечатанные на одном станке – с мертвой от ботокса мимикой, то пришивают, то отрезают сиськи. За этим стоит только низкая самооценка. Уж как-нибудь доношу собственное лицо, и мужа, который младше меня на 10 лет, мои морщины не смущают.
«Соседи думают, что мы убиваем друг друга»
Вы феминистка, но это не помешало трижды выйти замуж. Дома вы главная?
С каждым браком человек становится умнее и приспосабливается меньше перетягивать одеяло на себя. Быт с Шумитом мы делим пополам, я по своей технической дебильности до сих пор не умею включать посудомоечную и стиральную машины, но зато хорошо кашеварю, муж тоже научился фантастически готовить индийские блюда. Он племянник Пурана Чанда Джоши (первого генерального секретаря коммунистической партии Индии) и Калпаны Датты (национальной героини страны). Вырос с толпой прислуги и в начале нашей семейной жизни, стоя у плиты, приговаривал: «Видела бы это моя мама». Его знатное происхождение не предполагает подобных обязанностей.
Случается, что ругаетесь?
А как же, да еще с такими криками, что соседи думают: мы друг друга убиваем. Ссоримся, правда, не по поводу разбросанных носков, а на политические темы.
А тот факт, что ваши бывшие мужья любят бывать у вас дома, его не напрягает?
Они мне близкие люди, считай, родственники. Правда, Олега, второго супруга, который был мне практически братом, недавно не стало... Первого же, Александра, с его женой я и супруг всегда рады видеть за нашим столом.
«Против быдла»
Вы выступаете против нарушения прав сексуальных меньшинств, поддерживаете легализацию однополых браков… За это вас часто критикуют, в том числе и в вашем блоге, который читают более 30 тысяч человек. Обидно?
Как любая правозащитница, я стою на страже прав человека, независимо от того, ребенок это, старик, женщина, инвалид, мигрант, гомосексуал... Если критикуют, ради бога, я только «за». Но в блогосфере очень низкая культура дискуссии и под критикой понимается хамство. Так что я вынуждена тут же «банить» собеседника, зная, что, если от него сразу не избавиться, то он будет и дальше жрать мое время, которое расписано по минутам. Также я не позволяю на своих страницах пошлых смайликов, мата, грязной лексики – всего того, что «быдлячит» Интернет.
Когда свободные пару часов все-таки выдаются, чем любите заняться?
Читать, но в последнее время для меня это роскошь, в основном занимаюсь этим «по работе»: отрецензировать, дать рекомендацию, номинировать на премию... Раньше говорили: мол, выйдешь на пенсию – будешь сидеть с книжкой в кресле-качалке. Ничего подобного! Я уже пять лет на пенсии, но мой режим ничуть не изменился. По внутреннему ощущению мне лет 35, разве что мозг немного отрос. Мой досуг – это, скорее, опера и кино, чем театр. В бытность драматургом объелась театра. Что касается кино, то готова по 10 раз пересматривать Паоло Соррентино, в России наиболее известен его фильм «Великая красота». А из последнего российского не могу не отметить «Тряпичный союз» Михаила Местецкого и, конечно, последний фильм Звягинцева «Нелюбовь».