Михаил Сергеевич признается: в последние годы работа отошла на задний план, важнее всего внуки, супруга и дети. Ради них готов отказаться от любых ролей, спектаклей. Ведь когда опускается занавес, выключаются камеры, именно семья помогает прогнать накатившую хандру и справиться с проблемами.
«День рождения — не праздник»
Михаил Сергеевич, вы летом говорили: «Сделаю все, чтобы юбилей даже не заметить». Почему?
День рождения — не тот праздник, который хочется отмечать на всю страну. Это слишком ответственно: кого-то не пригласишь, кого-то обидишь, плюс большая нагрузка из-за лишнего внимания. Другое дело, 50–60 лет работы в театре или кино — вот более весомые события. Но, к сожалению, так получилось, что почти все каналы попросили поучаствовать в съемках, и было сложно отказать.
26 декабря соберетесь только с семьей и близкими?
Скорее всего, нет — в принципе, как всегда. Обычно в Новый год, только стихает бой курантов, поднимаем бокалы – и на этом конец. Свои дни рождения как-то пропускаем. Более-менее серьезно отпраздновали годик внука 5 декабря — вот событие так событие!
И как прошло?
Конечно, Гриша не запомнил ничего, но для нас счастье просто устроить ему праздник. Он только начал ходить, уже пытается говорить какие-то словечки, четыре зуба выросли. Для него было удивлением, ведь каждое утро он просыпается и видит маму, папу, бабушку, дедушку, брата, а тут вся комната украшена шариками. Родители поздравляли и пели песни... Наверное, понял, в какую сумасшедшую семью попал! Пускай привыкает потихоньку.
Как думаете, 70 лет — много или мало?
Для кого как. На мой взгляд, очень много.
В детстве представляли себя в таком возрасте?
Никогда даже не задумывался. Как и все молодые люди, воспринимал жизнь бесконечной. Но, оказывается, она достаточно быстротечна, и такие серьезные даты возникают как неприятные телеграммы. День за днем, неделя за неделей, и вот уже звонок в дверь: «Вам 70, распишитесь».
«Брюзгливый старый Ворчун»
В ваших интервью лейтмотивом проходит грусть и тоска по прошлому. Действительно так тяжело дается новое время?
Это чувство посещает не только меня, но и многих других. Скучаю по людям, которые ушли безвозвратно, да и перспектив никаких уже нет, кроме взросления внуков. Творческие планы смутные и расплывчатые, только если какая-то интересная работа подвернется, то соглашусь. Но мне не нужно доказывать состоятельность и специально играть Короля Лира или Скупого рыцаря.
Вы ведь даже планировали уйти со сцены…
Ориентируюсь на спортсменов — рано или поздно нужно уступать место молодым. У каждого товара свой срок, думаю, мой истек, поэтому пыжиться и обманывать свежестью не собираюсь. Как правило, пожилые артисты вызывают у зрителей лишь сожаление и грусть: он и уже не те, кем были, при этом пытаются из кожи вон лезть, чтобы хоть немного оставаться полезными. Неприятное зрелище, вот его и постараюсь избежать.
И все же, что именно не устраивает в XXI веке?
Я брюзгливый старый ворчун, которому ничего не нравится. У каждого своя дорога, своя жизнь, свой путь, особенно у молодежи. Во многом не согласен, но ругать не хочу. Например, люди сейчас постоянно сидят в гаджетах, больше общаются с неодушевленными предметами, а я привык говорить глаза в глаза.
Соглашусь, цифровая эпоха захватила...
Вряд ли я прав, просто последнее время излишне раздражаюсь. А нужно спокойнее, с юмором относиться к происходящему, таков закон: взрослеем, и нам милы те годы, когда были молоды, и непонятны те, которые предтоят. Так что жизнь идет своим чередом — будущеенужно детям, внукам, а нам надо постараться помочь.
Но у вас есть все: прекрасная семья, деньги, статус, слава…
Да, и годы давят на плечи, и на здоровье, и на эмоции, и на мировоззрение. Ужасны и безвозвратные потери — уходят друзья, родные, близкие, без них тоска... Но нужно смириться и воспринимать неизбежное как должное. Я никак не могу согласиться с природой, которая всех приговорила к одному концу — кажется, в этом есть какая-то несправедливость. Кто-то находит выход в вере в Господа Бога, кто-то в родных, кто-то, напротив, в одиночестве. Я же только ищу соломинку, за которую можно зацепиться.
Про вас в последнее время часто писали в негативном ключе: парковка, авария в Петербурге…Как реагируете на подобное?
Не обращаю внимания, слишком много лишнего и ненужного выставляется сейчас напоказ. Вообще, с журналистами у меня неблагополучные отношения — они почему-то любят давить прыщи у известных людей. Вместо того чтобы скрыть и загримировать негатив, который бывает у каждого, выставляют это и смакуют на ТВ-экранах, в газетах. Могу только пожалеть, раз у них нет возможности проявить себя как-то по-другому. Живя за счет других, становятся похожи на паразитов.
«Я не полководец, я воин»
А есть ли сейчас та, глядя на которую думаете: «Эх, почему мы не встретились в молодости»?
Зачем себя дразнить? Мой идеал — мама. Супруга приближается к нему, так как фанатично любит детей, отлично их воспитала и стала сумасшедшей бабушкой — это самые главные качества. Лариса сейчас меньше обращает внимания на меня, ведь отдает его внукам. Но так даже удобнее, да и она занимается тем, что дорого.
Последние несколько лет удивляют ваши высказывания в отношении женщин. То недовольны успехами дочери, то с сарказмом говорите о назначении супруги худруком. Вы побаиваетесь успешных дам?
Нет, просто мирская жизнь волнует меньше, чем семейная и личная. Когда закрываем дверь в квартиру, то там происходит самое важное. Гораздо интереснее ощущать дочку как дочь, а не звезду, Ларису как спутницу жизни, а не как актрису. Конечно, в профессиональной сфере нужно добиваться результата, но это второстепенно — главное, чтобы в семье было хорошо.
Говорят, изначально возглавить Театр Ленсовета предлагали именно вам, но вы отказались, и после появилась кандидатура жены...
Правда, но я же не полководец, я воин. Лариса тоже сначала не хотела, хотя потом управление культуры убедило, ведь она непосредственная ученица Игоря Владимирова, который когда-то возглавлял это заведение. Ей предложили стать художественным руководителем: отбирать материал для будущих спектаклей и артистов, заниматься общим управлением — надеюсь, справится с поставленными задачами. Вообще, непосильный труд быть полезной и на службе, и дома. Жена может просто не выдержать нагрузок. Но я постараюсь поддержать, ведь мы в одной упряжке.
Увидят ли зрители спектакль, где будете вы, Лариса, Лиза и Максим?
Нет. Мы очень разные артисты, да это и не цирк, где выступают династии борцов или жонглеров. Нужно отталкиваться не от спектакля, а от драматургии — еще не написано пьесы, которая нам четверым идеально бы подошла по ролям. Да и желания нет — ни у нас, ни у них. Такой эксперимент абсолютно никому не нужен.
Боярский — один из немногих актеров, который популярен и сейчас: вас снимают в рекламе, фильмах, молодежь цитирует. Как так получилось?
Досконально не анализировал ситуацию, но посудите сами: мне 70 лет, и в Питере, по-моему, уже не осталось такого человека, которого бы я не знал, — футболисты, врачи, таксисты, продавцы, артисты. Нет такой сферы, где не было бы большого количества друзей-знакомых. Что касается присутствия на экране, то оно минимально. Просто общая копилка ролей составляет внушительную сумму — начиная от д’Артаньяна и кончая последними работами, серьезный багаж.
Есть версия, что вы скорее шоумен, чем актер. Якобы смогли себя достойно преподнести, а затем воспользовались славой. Согласны?
Нет, я не шоумен — совершенно точно. Есть гораздо более талантливые и интересные молодые артисты, которые делают потрясающе вещи. Никогда карьерой серьезно не занимался, судьба давала работу, и я ее делал. Знакомство с Гладковым, Дунаевским и Резниковым принесло свои плоды в песенных работах. Кино и театр давали мне Дюма, Мольера, от такого грех отказываться, просто максимально добросовестно выполнял, играл то, что предлагали.
«Чем серьезнее ошибка, тем глубже раскаяние»
Несколько лет назад вы сказали про сына: «Сережа – единственный еловек в нашей семье, у которого есть мозги». В чем это выражается?
Он просто намного моложе и умнее меня и супруги, с серьезной профессиональной хваткой, недаром сейчас находится на службе государевой — депутат Государственной думы. Разбирается во многом и стремится узнать новое: учится быстро и с удовольствием. Равно как и Елизавета, ведь никаких особых талантов мы у нее не замечали до окончания школы, но потом сама взялась за себя, и то, что есть сейчас, — плод ее работы, а не мамы с папой. Лиза чувственный человек, Сережа более рациональный.
Случалось ли такое, что вы с Лизой поссорились и несколько дней не разговаривали?
Никогда. С рождения до сегодняшнего дня – ни разу. Исключено. Думаю, такого и не произойдет. Если дети делают что-то не так, то потом осознают, и лишнее давление на них бессмысленно. Наша семья живет в гармонии, но она не лирическая, такая... очень острая, с хорошим перцем — случаются эмоциональные вспышки, которые идут только на пользу. Можем крикнуть, можем посмеяться, можем не спать — все плюсы и минусы есть. Вряд ли со стороны кажемся нормальными, все-таки актерские дети и сами актеры — а это уже диагноз. Обычным никто из нас быть не может.
Недавно Лиза приобрела квартиру в центре Петербурга, многие недоумевают, зачем она ей…
Давно не обращаю внимания на чужое мнение. Да и дочь на самом деле не посвящает меня в свои планы. Сказал только: «Решай сама». Вот в мои годы вообще ничего не хочется покупать, кроме лекарств: ни дом, ни недвижимость за рубежом, ни самолет именной — на кой черт мне это? Построил дачу, а там никто не отдыхает, все было бессмысленно...
Вы действительно такой по-хорошему сумасшедший дедушка, каким представляетесь?
Наверное, нет. Просто сейчас тот момент в жизни, который пока требует моего участия. В меньшей степени я нужен как отец, как муж, а как дед нужен: отвезти, привезти, сходить в магазин, одеть, погулять. Забот хватает. Причем, если бросить и кино, и театр, и все остальное, то день полностью займут внуки — нелегкая работа. Пока она лежит на плечах жены и дочки, но стараюсь максимально их разгрузить. Знают — если попросить, выполню со 100%-ной гарантией.
Оглядываясь назад, есть ли момент в жизни, за который до сих пор стыдно и неприятно?
Много чего было, но этого уже не вернуть никогда. Конечно, на совести есть грехи, которые я доверю и разберусь только с Господом Богом. В принципе, как и у всех, просто не афиширую. Они могли повлиять на чью-то судьбу, и не самым лучшим образом. Да, каждый человек прошел через большие ошибки — и чем те серьезнее, тем глубже раскаяние и тем умнее мы становимся.
Фото: Андрей Федечко, Persona Stars, Интерпресс/PhotoXPress.ru, личный архив, пресс-служба театра им. Ленсовета