Текст: Юлия Зубкова
«Тише, стреляют в Ефремова», – говорит мне ассистентка на съемочной площадке сериала «Следователь Тихонов» телеканала «Россия». В этом эпизоде герой Михаила пытался отскочить от пули, но пиротехника сработала неудачно. На площадке засуетились: «Актер повредил палец!» Когда все успокоилось, подхожу к Михаилу спросить, как самочувствие.
– А ничего серьезного! Царапина. И не такое бывало. Пойдем, поговорим лучше, пока есть время.
Съемки в Питере идут уже почти полгода, дома хоть помнят, как вы выглядите?
Надеюсь. Честно говоря, Юль, я зарабатываю деньги, чтобы кормить шестерых детей. Это моя работа, и хорошо, что она есть. Лет пять назад у меня было по 13 фильмов в год. А сейчас два. Ну и в телевизионных проектах каких-то я задействован. Так чтовсе нормально. Мне говорили, что стукнет «сорокет» – и все изменится, потом будет «полтос» – и вообще стану другим человеком. Но знаешь, что-то я ничего такого не замечаю. Разве что сейчас поспокойнее стал. Работы много, силы надо беречь, и я этому научился.
– Как восстанавливаете силы? Например, я отдыхаю за просмотром телевизора. А вы?
А мне телевизор сейчас, наоборот, мешает – идет чемпионат мира по футболу, стараюсь не пропускать ни одной игры, смотрю даже те, что транслируются в два часа ночи. К сожалению, не высыпаюсь из-за этого. Да и возможность полежать на диване – совсем не способ восстановить силы. Раньше, когда ставил в театре спектакли, обманывал себя, что в роли режиссера отдыхаю от актерства, и наоборот. Но это не так. Чтобы отдых сложился, мне нужно уехать в какое-то совершенно другое место, сменить атмосферу, страну, а лучше континент. Обожаю море, океан. Возможность плавать для меня лучше всего.
Есть уже планы на лето?
Конечно! Сначала поедем с семьей в Юрмалу, в наш дом на море, потом я хотел бы слетать к океану в Лос-Анджелес. Выбирал этот маршрут, чтобы быть подальше от Москвы, где всегда ждет масса дел и забот – если не работа, так домашние хлопоты.
Вот уж не поверю, что Михаил Ефремов лично в магазин за картошкой ходит. Или, например, полы моет...
Нет, только не это! Конечно, посуду я могу помыть, яичницу или мясо пожарить. Но с включением стиральной и посудомоечной машин уже будут проблемы. Конечно, на плечах жены Сони много забот, а с тремя детьми с ними еще тяжелее справляться. Дочке Вере 9 лет, Надежде – 7, они взрослые, с ними проще. Скоро и Борька подрастет, ему сейчас три года, и с ним будет полегче. А пока у нас есть помощница, которая убирает дом. Еще помогает мой директор Таня, которая решает все бытовые вопросы нашей семьи. Пока справляемся.
Доверяете детям на все сто процентов?
Да, доверчивый. Наверняка дети обманывают по мелочи. Это вечная история – я и своим родителям что-то недоговаривал – школьные оценки, прогулы в школе и разные вещи, которые обычно хочется утаить от родителей. Думаю, и моих детей это необошло стороной. Дочке Анне-Марии сейчас 13 лет (ее мама актриса Ксения Качалина. – Прим. «СтарХита»), знаете, какое ее любимое слово? «Нет». Что ей ни предложи, она на все так отвечает. Но это возраст такой, и я стараюсь это принимать. Все мы взрослеем. А малыши, когда покричу на них, ругают меня: «Ты плохой, ты нехороший!»
То есть вы строгий отец?
Знаешь, Юль, как ни странно, я вообще не позиционирую себя как папу. Так что сложно сказать, какой я – добрый, злой или строгий… Какой есть. Все зависит от ситуации, в которой мы с детьми окажемся. Я ж не только поругать могу, но и похвалить. А если серьезно, ловлю себя на мысли, что по-настоящему счастлив, когда с детьми играю. К сожалению, редко это удается. Нужно ведь быть бодрым, а не таким усталым, какой я после съемок. С детьми я хочу быть полон сил и многое суметь сделать, многое успеть.
А есть что-то, что вы упустили и понимаете: это уже не исправить?
Признаться честно, я сожалею, что не выучил английский язык. Изучал его в школе, но всегда знал не так хорошо, как мог бы. Конечно, это упущение. Что касается каких-то других ошибок, то я достаточно ленивый человек, и мне проще вообще не делать,чем жалеть о чем-то сделанном. А в целом я как был антисоветчиком, так им и остался.
То есть правила – это не для вас?
Конечно, только панк, панк, панк, панк! Юля, правила – очень надуманная штука. Иногда их полезно нарушать. А иногда это опасно для жизни. Лично у меня все просто: не делай другим того, чего ты не хотел бы, чтобы делали тебе. Плюс для меня важна поддержка друзей. После семьи и детей для меня это, наверное, главный аспект жизни. Я могу искренне расстроиться, если что-то сделал не так. Это мне свойственно. Как раньше расстраивался из-за каких-то своих ошибок, так и сейчас. Еще я стараюсь ничего особо не планировать, потому что становится слишком обидно, если эти планы из-за чего-то меняются. Я не загадываю, в моем возрастеуже поздно что-либо зага-дывать.
Не согласна, мне кажется, что все от нас самих зависит…
Лично я фаталист, и скорее меня что-то ведет, зачастую я полагаюсь на обстоятельства, судьбу. Хотя, знаешь, раз на раз не приходится, и в устройстве своей жизни я тоже принимаю некоторое участие. По крайней мере, мне хочется так думать.