Наталья Бочкарева много лет прослужила в театре, которым тогда руководил Олег Табаков. Она была одной из любимиц мэтра еще со студенческой скамьи — Олег Павлович поверил в девушку и взял к себе под крыло, помог перебраться в столицу из провинции.
Потом были «Счастливы вместе» — сериал принес Наталье бешеную популярность, однако, одновременно надолго сделал заложницей одной роли. Только через несколько лет случились «Елки», а относительно недавно — ситком «Две девицы на мели», где зрители снова увидели Бочкареву в любимом комедийном амплуа.
МХТ им. Чехова звезде в какой-то момент тоже пришлось покинуть — за ее спиной там всегда плели интриги. О шоковом этапе в жизни, хайпе на Бузовой и продолжении «Счастливы вместе» актриса откровенно рассказала «СтарХиту».
Наталья, вообще довольны ли вы своей занятостью в кино и в театре сейчас — в пандемийный период есть работа?
Скажу честно, от всего этого я немножко отдохнула. Было несколько спектаклей в Москве с января по май, потом случилось затишье, которое я потратила с пользой. А вот с сентября меня по полной программе расхватали — теперь уже и кино, и театр вместе. За осень у меня будет 2-3 выходных, что крайне приятно. Но не надо забывать, что я же еще учусь: свое хобби, рисование, вдруг захотела развить до профессионального уровня и поступила… в Строгановку, в академию живописи и скульптуры. Поняла, что творчество не просто должно накапливаться и простаивать дома, а жить в народе. Пошла, понятно, отточить живопись, но больший упор сделала на скульптуру. Год вот учусь и год еще остался.
У вас был длительный простой в кинокарьере после завершения «Счастливы вместе». Не пожалели вообще, что согласились на этот сериал?
Я всегда с радостью вспоминаю годы веселых съемок, по-прежнему общаюсь с другими актерами. Даша Сагалова вот даже предложила организовать съемки продолжения. Кстати, есть множество людей, которые хотят, чтобы мы сделали завершение, — ведь концовки в сериале как таковой нет. В данном случае это может быть даже полный метр, который поставит точку. К отсутствию же ролей после «Счастливы вместе» я отнеслась спокойно, не сильно страдала из-за ситуации. Тем более соскучилась тогда по театру. Во время работы над ситкомом у меня почти не было спектаклей — снимали ведь по 6 дней в неделю. Так что я окунулась в постановки, набрала себе кучу всего — слава Богу, предложения были. Тогда возникла и «Ханума», в которой играю до сих пор, и «Подкаблучники» с Борисом Щербаковым.
Вообще следите за происходящим в российских театрах сейчас? В Ермоловском актеров пачками сокращают, в МХАТе Бузова, в «Современнике» скандал с Ахеджаковой, в Моссовета мэтры уходят из-за отсутствия ролей. Шок-контента не меньше, чем в шоу-бизнесе. Что думаете про весь этот хайп?
Пандемия на театры очень сильно повлияла. Раньше не было никаких скандалов. Думаю, они просто пытаются выживать, спасаться. И именно поэтому возникла Ольга Бузова — нужно было каким-то образом заманить молодую публику. Многие сейчас и актеров-то не знают, потому что не ходят в театры. Зато знают блогеров, тиктокеров… Эдуард Бояков сделал просто финт ушами, чтобы возник классный инфоповод. А говорить при этом можно, что угодно, в нашей профессии всегда важно не что, а как. То, что ты можешь выйти на сцену МХАТа, — это «что». А как ты сыграешь роль и сколько проживет спектакль — это «как». Сколько раньше было фильмов, в которых снимались и известные спортсмены, и КВНщики. Все — «актеры»! Другое дело, что есть комедии Гайдая или «17 мгновений весны», живущие вечно, а есть… «Яйца судьбы». Такое тоже имеет право быть, но в историю не войдет. Это разовое, временное.
А вам не кажется, что современная история пишется скандалами? Не запомнят ли, как Бузова вышла на сцену МХАТа или как Киркоров с Давой приехали на дорожку «Премии МУЗ-ТВ»?
Согласна отчасти. Мышление клиповые, от этого время как будто сжалось. С тобой произошел какой-то скандал — ты на короткий промежуток интересна. Если дальше хайпом не поддерживаешь себя на плаву, — уходишь в забвение. Но такое время, точнее безвременье, скоро пройдет. Это как в лихие 90-е — кто-то что-то схватил, урвал, намутил. Вот вы представьте того же Даню Милохина в 50. Он явно не будет блогером, рано или поздно парнишка придет к тому, что надо завязывать. Да, соцсети и видосики дали ему определенный старт, популярность, но дальше-то куда? Нужны мозги, навыки, профессия, нужно уметь что-то делать хорошо, лучше других. Любой блогер, как и любая молодежь, сталкивается с тем, что, если ничему не научился, не развиваешься, в какой-то момент упираешься в стену, в кризис среднего возраста, в то, кто я есть, что дальше... Никто не убежит от этих вопросов. Пока нынешнее время — вот такое. У него нет героев.
Разве что спортсмены, которых тоже обсуждают в последнее время в связи с теми же скандалами. Но при этом и победами тоже.
Да, есть люди, которые добиваются больших высот, выигрывают олимпийские медали. И, надеюсь, нынешние ребята когда-нибудь станут такими же популярными как Немов, Кабаева, Утяшева. Сейчас они только вплывают, дальше сложнее — надо удержать планку. То же самое касается и блогеров, и поющих ведущих. На Олину игру я, кстати, не смотрела, но, надеюсь, талантливые режиссеры научили Бузову играть на сцене. Олю же я знаю еще со времен «Дома-2», мы все тогда были на ТНТ. Она всегда брала своей невероятной трудоспособностью. Многие в какой-то момент начинали расслабляться, купаясь в лучах славы, терять наработанное, опускать руки и скатываться. А Оля пашет и днем, и ночью.
Сами вы сталкивались с подковерными играми в театре? С конкуренцией, с палками в колеса, с борьбой за внимание режиссеров.
В театре всегда это было. Не бывает театров без интриг. Труппа в МХТ во время моей службы состояла из 120 человек — 120 эгоцентричных личностей, каждая из которых о себе высокого мнения. Одни одной кучкой дружат, другие другой. Конечно, я прошла через многое — слава Богу, ножи в спину были лайтовые. Но мой уход из МХТ тоже связан с определенными кознями.
Вы сами решение приняли или помогли?
Ушли меня, как часто происходит в театрах уже по отработанной схеме: просто не продляют контракт. Раньше была именно служба — и ты служил до глубокой старости. А потом МХТ им. Чехова и другие учреждения культуры перешли на новую систему — где каждый год есть право с тобой расстаться. Я отнеслась к произошедшему философски, как и к другим крутым поворотам судьбы. Неудачи и шоковые ситуации двигают вперед — это значит тебе дается шанс идти куда-то дальше. Да, я на тот момент жила только театром, было горько, тяжело. Но, если бы не ушла, то, наверно, не поступила бы учиться на высшие режиссерские курсы к Хотиненко, не освоила бы новую профессию. Может, не родилась бы идея с собственной школой-студией. Мне нравится учить детей, что-то им давать. Читала недавно интервью Ширвиндта, который рассказывал, мол, студенты, приходящие в вузы, кроме фамилии Пушкина ничего не знают — в голове пусто. Понимаю: они идут за славой, чтобы просто стать известными. Моя же задача, даже если подопечные решат свернуть с творческого пути, дать им базу, элементарные знания об искусстве.
Много времени отнимает школа? Удалось удержаться в период пандемии, когда многие позакрывались, не выстояли?
Мы продолжали работать дистанционно, сохранили всех учеников. В какой-то момент перестали арендовать помещение, а потом переехали в другое здание — теперь находимся на Шаболовке. Горжусь, что многие наши детки поступили учиться дальше по театральной стези — учатся и в школе Щепкина при Малом театре, и в колледже Олега Павловича Табакова, которым руководит Владимир Машков. Видеть результат очень важно. Этим летом провели кинолагерь. Но у меня есть еще большие планы: хочу снять полнометражный детский фильм с учениками. Скажи мне 10 лет назад, что я буду преподавать и получать от этого удовольствие, ответила бы: «Да вы что?! У меня кино, спектакли, телешоу».
Кстати, о шоу. Сейчас много телепроектов на любой вкус — и вокальных, и танцевальных, и экстремальных. Следите за какими-то? Наверняка поступали предложения принять участие?
С сентября стартует новая программа со мной на Первом канале. Предлагали много экстремального в последнее время. «Последнего героя», например. Но, честно, не решилась: не нашла в себе силы выйти из зоны комфорта. Потом звали в «Форт Боярд» и «Фактор страха», где все эти жуки, змеи, ужасы. Тоже нет. Возможно, если бы мне было лет 20-30, попробовала бы такие преодоления себя. А сейчас не хочу. Мой мозг вопрошает: «Зачем?! Чем ты это мотивируешь?» А вот танцевать и петь я бы с удовольствием пошла.
В пандемию вы, кстати, ворвались в Тик-Ток. Дети затащили?
Все свое творчество, весь свой комедийный задор нужно было куда-то реализовывать. Сын и дочь уже были в ТикТоке. Аня, помню, спросила: «Мам, ты точно хочешь туда залезть?» Я говорю, да, уверена, а вы мне поможете. Правда, мнения про контент разошлись: Ваня любит познавательные ролики — всякие лайфхаки, а дочь у меня альтер — есть там такое направление. Ей нравятся готические образы — она и меня пыталась переодевать. Накупили кучу париков, так что мои поклонники смеялись — мол, вот до чего карантин довел! Тик-Ток, конечно, прекрасен — благодаря пандемии я сразу стала миллионщицей. Но и его мне стало мало. Когда я поступила в Строгановку, стала общаться в искусствоведческих кругах, захотелось пойти еще дальше. Меня заинтересовали фреска, иконопись, реставрация. Познакомилась с удивительными людьми из ассоциации усадеб, поездила и посмотрела, как люди их восстанавливают. Поняла, что это реальный подвиг и, конечно, очень долгий и трудный путь…
И громадные деньги…
Да. Но я хочу сказать: лучше тратить их так, чем в погоне за новыми сумочками. Сезон прошел — вещь сразу не в тренде, отправляется на очередную полку. Таким кичем пользуются, наверно, лишь те, кому это в новинку, кто долго шел к финансовому успеху. Быстро надоедает. Меня покупка новой сумочки, честно, давно не трогает. Да, друзья-дизайнеры могут подарить аксессуар из новой коллекции, но радость от обретения длится недолго. Хочется заниматься чем-то большим, глобальным. Оставить след, память. Да, сделать это актерскими работами — безусловно, тоже хорошо. Но их забывают. Все проходят через подобные этапы: вот ты на пике, вот случается спад. Можно, как Филипп Киркоров, пытаться удержать свой пик любыми способами. У каждого — свой путь. Но в погоне за славой и популярностью упускаются важные моменты. В свои 40 лет я пришла к тому, что нужно созидать какие-то другие вещи.
Фото: кадр из сериала «Счастливы вместе», Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), АГН Москва