Три с лишним часа действа, уводящего зрителей в стародавние времена королей, междоусобиц и войн, пролетают на одном дыхании. Герой Домогарова — гнусный тиран, исчадие ада, уже родившийся уродливым. Но то было физическое уродство. Нравственное оказывается гораздо страшнее. Недолюбленный матерью сын, которого сторонятся все члены семьи, в отместку плетет интриги и идет по трупам родных в борьбе за трон. О природе этой жестокости и размышляет в постановке ее режиссер Нина Чусова.
В спектакле множество персонажей, которых никак не назовешь второстепенными, — у каждого своя судьба, свои пороки, которые вскрываются по ходу пьесы. Там каждый готов продать и убить ради собственной выгоды. Ричард жонглирует и манипулирует низменными чувствами, ему нравится провоцировать, в прямом смысле давить людей.
В средневековую историю, благодаря режиссуре Чусовой, врываются и отголоски современности: тут и предвыборные листовки Ричарда, которые раздают зрителям, и сын короля в круглых очках, напоминающий в момент первого появления на сцене Гарри Поттера.
Наблюдая за вами во время спектакля, невозможно не заметить, что вы кайфуете от этой роли, проживаете ее на все 100. Многие мечтают сыграть Ричарда. Вы были в их числе?
Да, тут все совпало: и желание, и режиссер. Но в репертуарном театре нет такого — «хочу» или «не хочу». Есть репертуар, который составляется на будущее, и, если ты попадаешь в распределение, обязан репетировать, работать. В случае с «Ричардом» мы с режиссером Ниной Чусовой долго думали, взвешивали все за и против: насколько это будет интересно, злободневно и вообще нужно. И вот пришли к выводу через два года, что надо ставить. Да, пьеса сложная, тяжелая. Работу провели огромную. И по сокращению произведения в том числе. Если его делать в оригинальном виде, спектакль шел бы часов 10.
Читала в одной из рецензий, что для вас разрывающая своими эмоциями роль Ричарда, возможно, как психотерапевтический сеанс, во время которого можно выбросить из себя весь негатив. В этом есть доля правды?
Ну, это понятно. Но не совсем так. Скорее весь спектакль — в принципе психотерапевтический сеанс, но зритель тут не врач. Он, наоборот, скорее должен понять, о чем мы говорим… О наказании. У Шекспира оно особенное. Сначала происходит нравственное падение, а потом тебя убивает совесть и твой характер. Понимаешь, что ты — сам себе возмездие. Почему тогда герой пьесы так ищет смерти? Вот это вот: «Коня, корону за коня!» — когда Ричард не сбегает с поля боя, а лезет в самую гущу. Он думал, что победит, но в результате убит. Не могу сказать, что я на сцене через эмоциональные монологи избавляюсь от негативной энергии. Когда мы встретились с драматургом Андреем Максимовым (автором этой самой рецензии) после спектакля, то он сказал мне следующую фразу: «Для этого надо что-то пережить». Что отнюдь не означает, что я выкидываю черный негатив, чтобы от него освободиться. Пережить — да, тут согласен. Набить шишки в жизни, чтобы понимать, о чем говоришь. Думаю, тут понятно, что имеется в виду.
В итоге вы довольны тем, как все получилось на сцене?
Мы пока только начали плавать. Спектакль рождается, потом ходит в детский сад, в начальную школу. Это все — как человеческая жизнь. Потом он взрослеет, мужеет, стареет и умирает. Сейчас мы только из лягушатника входим в большой бассейн и пытаемся немного грести. Спектаклей через 50 я вам скажу, хорошо ли мы плывем.
У вашего героя в основном негативные черты характера. Но, тем не менее, в какие-то моменты он вызывает даже симпатию. Есть у вас с Ричардом что-то общее? Может, когда-то тоже возникало чувство недооцененности?
У меня детство было замечательное, родители и бабушка любили, ходил в музыкальную школу с 6 лет, тут не докопаетесь. И проводить параллели не надо. Разумеется, всегда хочется большего, чем имеешь. Но надо отдавать себе отчет. Слово «недооцененность» — не совсем правильное. Покоряя одну вершину, надо стремиться к другой. Сейчас есть скорее ощущение неуспокоенности.
А что касается власти — вы властолюбивый человек?
А кто из нас нет? Все мы такие.
Я вот не люблю руководить...
Ну, это вам так кажется. А вот закройте глаза и представьте, что вы начальник отдела.
Я итак начальник отдела, но руководить не люблю.
Всегда думаешь, вот, если бы я был заведующим, к примеру, по репетиционной части, то сделал бы по-другому. Мы все умозрительно об этом размышляем, абсолютно все, каждый. Не верю, что человек может стоять у станка и не думать о том, как стать начальником смены.
У многих больших актеров есть свои театры. У вас не было таких мыслей?
Чтобы делать такое дело, придется забыть о профессии, уходить. Совмещать актерство и заниматься организацией жизни театра — как мне кажется, невозможно. Я в этом плане перфекционист. Надо отдавать себе отчет: либо снимаюсь в кино, езжу на гастроли, либо подбираю режиссеров, спектакли, смотрю, ищу, думаю, собираю штат. Это дни и ночи. Но, кто знает, в будущем все может быть, никогда не говори «никогда».
Все отмечают, что вы очень похудели, в отличной форме. Что для этого делали? Может, какой-то режим соблюдаете?
Режима, наоборот, никакого нет. Я как привык просыпаться в полседьмого, так и просыпаюсь. Конечно, потом в обед могу опять заснуть, если никуда не надо идти. Но по утрам организм сам срабатывает. И желание попить кофе всегда побеждает. Не могу сказать, что сидел прям на диете… Видимо, какое-то внутреннее состояние такое было. Как-то все само собой. Железки тягать в зале я не люблю, но ходил несколько раз. Цели похудеть как таковой и не было. Видимо, нервы жрали организм постепенно.
То есть всему виной нервы?
Ну, вот вы видели спектакль, там что, без нервов? Думаю, что после каждого килограмма 1,5 уходит. Все мокрое насквозь — и рубашки, и майки. Можно, конечно, их потом обратно набрать в течение трех дней.
Так на сколько килограммов похудели?
На 10-11. Цифра сейчас держится.
Вы как-то упомянули, что при плотном рабочем графике пьете милдронат (мельдоний) для бодрости и энергии. Это была такая шутка?
Да, он не запрещен, пожалуйста, в любую аптеку заходите и берите, если вам охота как-то собраться с мыслями и чтобы ваш организм был податлив. И не только я этим пользуюсь, но и студенты, к примеру, во время сессии. Я не чувствую от него какого-то взрыва энергии, может, он на меня чисто психологически воздействует, как стимулирующее средство, которое помогает собраться.
Что еще для вас источником энергии может быть?
Просто внутреннее состояние готовности, которое помогает мобилизовать силы. Цель, что нужно дойти из точки А в точку Б, пройти эти 10 км. Мне вот нужно проплыть 25 раз от одного края бассейна до другого. Можно, конечно, этого не делать и проплыть один раз, но есть волшебное слово «надо».
Во время спектакля меня немного удивило, что по сюжету постановки Ричарду натурально плюют в лицо. Такая антикоронавирусная прямо история.
Не могу сказать, почему так сделали, скорее всего, это просто ход. Тут уже не думаешь о коронавирусе, потому что зараза к заразе не пристает, это с одной стороны. Ну, а, во-вторых, мы тут все здоровы: и температуру у нас меряют, и руки все время моем. Проверки в театрах сейчас проходят, но до нас пока не доходят. В любом случае выходить на сцену в масках не имеет никакого смысла. Каждый у нас ответственен сам за себя. Если кто-то заболеет, играть в больном состоянии не приходит.
Вы у себя ни разу не подозревали ковид, а то сейчас же еще разные виды гриппа ходят?..
Нет, я все время нюхаю и слышу хорошо.
А из близких никто не переболел?
Среди близких, слава Богу, нет, а вот знакомые — да. Все шутки про то, что это ерунда, прошли еще с первой волной. Надо по возможности, естественно, соблюдать то, что говорят. Чтобы избежать повторения ситуации, которая была весной. Если театры закроют снова, это будет очень тяжело — удар гораздо сильнее, чем первый.
Помимо «Ричарда» над чем еще сейчас работаете? Может, есть какие-то съемки в кино?
Нет, пока нет. Меня кино забыло. Предложения бывают, но то, что предлагается, неинтересно. Есть одно хорошее, на которое очень надеюсь, но там станет понятно не раньше января-февраля. Были съемки «Гардемаринов» летом, мы сняли то, что хотели, Светлана Сергеевна Дружинина потом еще месяц работала в Крыму. Это уже пятая часть, которая будет состоять из двух: «Мир» и «Война». Первую закончили, подошли ко второй — батальным сценам. К ним приступим либо в конце весны, либо в начале лета.
А чем тогда развлекаете себя в то время, когда особо никуда не сходишь, не съездишь?
Я и не любитель куда-то ходить. Не тусуюсь, мне всегда есть, чем заняться дома. Очень люблю рыбалку. У нас тут есть место определенное. Сейчас вот холодает, форель пошла, щука. Два дня подготовки, потом в семь часов утра на воду, и можно так до пяти-шести вечера просидеть, даже не замечаешь, как проходит время.
Ближайшие спектакли «Ричард III» состоятся в Театре имени Моссовета 31 октября и 4 ноября
Фото: Елена Лапина, PhotoXPress.ru, Сергей Ведяшкин/АГН «Москва», Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).com