Михаил, совсем скоро состоится масштабная Русская Музыкальная Премия телеканала RU.TV! Какие ощущения испытываете в преддверии такого события?
Самые радужные и фантастические! Будет круто! Подготовка идет полным ходом, дефицита артистов у нас нет — на сцену выйдут около 50 исполнителей. Ожидаются и сольные выступления, и мегамиксы из лучших хитов, и неожиданные коллаборации, например, Ваня Дмитриенко и Григорий Лепс, а также JONY, Zivert, ANNA ASTI, Клава Кока, Hamali & Navai, Владимир Пресняков и так далее… В общем, от 13-летней Миланы Хаметовой, которая сейчас просто разрывает Интернет, до самого Лепса, который в прошлом году отметил 60-летие.
Премия пройдет уже в двенадцатый раз. Чем она будет отличаться от церемоний прошлых лет? Какие-то особенные сюрпризы ждут зрителей?
Мы всегда находим, чем удивить зрителей. Но сюрпризы на то и сюрпризы, они должны оставаться в тайне до поры до времени. И все самое интересное, эксклюзивное и неожиданное без купюр смогут увидеть только зрители «Крокус Сити Холла». Конечно же. и телезрителей, и Интернет-пользователей мы не оставим без праздника. Мы транслируем Премию телеканала RU.TV в прямом эфире на все 11 часовых поясов нашей необъятной родины — от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Но, к сожалению, не все можно показать на экране чисто технически.
Концептуальным акцентом и особенностью Премии в этом году станет связь поколений. Слоган предстоящей церемонии — «Все звезды с нами». Мы хотим подчеркнуть, что артисты, участвующие в Премии, выбрали Россию, живущих здесь поклонников и остались верны своему творчеству.
Также мы не будем ограничиваться только музыкальными сюрпризами, нами задумана синергия всех видов искусств. Например, планируется коллаборация артистов балета и спортсменов.
Планируются ли новые номинации в этом году?
У нас много спецпризов, о которых мы не заявляем во всеуслышание, но которые объективны и актуальны. За то решение, что приняли для себя многие певцы, оставшись со своей аудиторией здесь, в России, они по праву должны быть награждены.
К списку классических номинаций также добавились «Лучший альбом» и «Лучший концертный тур».
К слову, мы полностью изменили систему голосования и ушли от классического определения пятерок. В этом году номинантов как таковых нет, есть лишь номинации. Пользователь заходит на сайт, открывает раздел «Голосовать» и видит возле каждой номинации поле, в которое нужно внести имя артиста, достойного победы. Условие одно: в течение прошедшего года его клип должен был хотя бы раз появиться в эфире нашего телеканала. Конечно, туда можно вписать и Бритни Спирс, и Рианну, но эти голоса просто не будут учтены. Таким образом, голосование стало по-настоящему народным.
Нельзя отрицать, что музыкальная индустрия сильно изменилась за последний год. Как по-вашему, куда мы сейчас движемся?
Я считаю, что все произошедшие изменения были в лучшую сторону по одной простой причине — появилось больше места для интеграции новых артистов. Отряд не заметил потери бойца, скажем так, и на место ушедших исполнителей пришли новые перспективные ребята, которые действительно получили больше шансов быть увиденными и услышанными.
Сегодня музыкальные стриминговые сервисы имеют ограниченные возможности для рекламы и продвижения собственного музыкального материала. В топе радио, музыкальное телевидение, и мы с радостью пользуемся возможностью открывать зрителям новые имена.
Сейчас новую волну популярности обретают артисты 80-х и 90-х. Не вызван ли этот тренд тем же дефицитом, которого, как вы утверждаете, отечественный шоубиз не испытывает?
Абсолютно нет. Это происходит потому, что все циклично. Было в моде техно, следом попса, рок… Потом все это ушло, пришла современная музыка, новомодное звучание, другие технические возможности. Сейчас происходит новый виток, стиль девяностых возвращается в обновленной версии. Это постоянный процесс. И, кстати, он происходит не только на эстраде. Взгляните на фешн-индустрию!
Здорово наблюдать за тем, как эти тренды меняются, как приходит что-то новое, как возвращается и преображается старое. Например, Сергей Жуков — у него есть аудитория, которая, будучи подростками, танцевала под его композиции, когда они только становились хитами в 90-х, начале 2000-х. Но в его песнях есть что-то такое классное, народное — и оно заходит публике настолько, что уже даже дети и внуки тех фанатов слушают его музыку, да простит меня Сергей!
Сейчас при желании известным может стать каждый второй, не имея ни музыкального образования, ни технических возможностей. Не опасна ли для рынка такая быстрая текучка кадров?
Что в артисте должно быть заложено изначально — это талант. И неважно, учился ли он. Конечно, если специальное музыкальное образование есть, то исполнителю может быть намного легче. Но мы же оцениваем трек не с точки зрения академического вокала. К примеру, есть хорошая песня, артист поет ее определенным образом, это нравится публике — и в этом единении возникает фишка, химия. Ты можешь петь мимо нот, но тем не менее это кайфово и нравится людям. Да, если придет Лариса Александровна Долина со своим академическим образованием и разнесет тебя в пух и прах, она будет права. Но это не сделает такого артиста менее популярным в народе.
А есть те, кто делает все профессионально, все правильно, но раз — и не звучит.
При этом многому можно научиться. Шоу-бизнес не ограничивается одним вокалом. Работать надо и над тем, как ты выглядишь на сцене, как двигаешься, говоришь. Успех складывается из очень многих моментов: стиль, имидж, занятия хореографией, работа с музыкантами, залом и прочее.
Недавно отгремел юбилейный концерт «Фабрики звезд», которая в свое время стала крупным поставщиком артистов на российскую сцену. Как оцениваете перспективу таких проектов?
Я не скажу, что «Фабрика звезд» — великий поставщик артистов. Она начиналась в 2002 году, и, мне кажется, сейчас можно пересчитать по пальцам тех артистов, которые остались на слуху после этого проекта. Основной поставщик в последнее время — это Интернет. Ко мне приходят ребята и говорят: «Как мы станем популярны, если вы нас не берете на телеканал?» Но ведь есть Интернет, который предоставляет для продвижения колоссальные возможности, которых прежде ни у кого не было.
Сейчас стать популярным намного проще, чем раньше. Вопрос опять-таки в том, есть ли у тебя предрасположенность и талант и насколько твое творчество совпадает с тем, что необходимо аудитории, а также насколько оно отличается от того, что уже состоялось. Ведь никому не нужна вторая Zivert и пятая Полина Гагарина. Поэтому, когда приходит кто-то со своим новым звучанием, свежей внешностью и заполняет свободную нишу, это замечательно. Интернет — максимально доступная площадка для того, чтобы понять, нужно ли вообще твое творчество кому-то или нет.
К слову о свободной нише… За последний год ее вполне успешно занял SHAMAN со своим патриотическим настроем. Какова вероятность, что родится целое поколение артистов подобного жанра?
Честно говоря, таких артистов много. К нам поступает огромное количество музыкального материала подобного жанра. Скажу так: мы не играем околовоенную музыку в силу того, что телеканал RU.TV — это все-таки канал, который хочется включить, чтобы отвлечься от новостной повестки и текущей ситуации. Тем не менее, мы ни в коем случае не игнорируем поддержку патриотического духа. С октября прошлого года мы начали создавать Агитбригады «Русского Радио» и уже успели провести порядка 35 концертов: и на новых территориях, и в Крыму, и в госпиталях, и в воинских частях. Поэтому телеканал RU.TV и «Русское Радио» всегда в повестке.
Если говорить о патриотическом воспитании граждан, то мы делаем это доступным нам способом — через русскоязычную музыку и популярных в нашей стране артистов. А что касается артиста SHAMAN, то песня «Встанем» была написана задолго до начала СВО. Просто наступило ее время, так сказать. Мы возвращаемся к тому, что нужно быть не похожим на других. Если бы SHAMAN пел в стиле Мота, L’One или Элджея, возможно, он затерялся бы среди них. А тут все сложилось, и он стал артистом патриотичного жанра. Будет востребована твоя музыка или нет, нельзя угадать, это покажет только время.
Вечный вопрос — есть ли будущее у радио, учитывая, что все уходят в Интернет?
Я не согласен с тем, что публика уходит в Сеть. Я лишь говорю, что это удобная платформа для популяризации и тестирования материала, поскольку ты получаешь объективные цифры и понимаешь, нужна людям твоя музыка или нет. А радио и телевидение будут всегда. Во-первых, это удобные, беспроблемные, по большей части бесплатные каналы, а во-вторых, у Интернета нет души. Вот, например, прямо сейчас у нас идет прямой эфир, и это самая что ни на есть непосредственная связь с поклонниками. Нам пишут, мы общаемся с людьми, выполняем их просьбы.
Также и телевидение, и радио — это, в первую очередь, программирование, созданное живыми людьми, профессионалами. Это некий экспертный уровень подбора материала, который сложно реализовать в Интернете. И авторитет станций и каналов позволяет получить максимальный уровень доверия от аудитории.
Напоследок осмелюсь спросить, кто из артистов сейчас в вашем личном топе?
Хороший вопрос… Смотря по какому критерию оценивать. Есть очень много факторов, которые на это влияют. Кто действительно сделал все очень правильно и с выпуском музыки, и с гастрольным графиком — это ANNA ASTI. Кто держит уровень мастерства и, выпуская новые композиции, собирает «Лужники» — это Сережа Жуков. Еще отметил бы JONY — он гениальный парень. Но глобально в топе, наверное, все-таки ANNA ASTI именно по причине того, что она сделала все очень грамотно, благодаря чему и завоевала такое признание.