Своей крестной в музыке Любаша считает Аллу Пугачеву. Когда-то именно Примадонна открыла начинающему композитору и певице дорогу в шоу-бизнес, взяв в репертуар более десятка ее композиций, пригласив на «Рождественские встречи» и записав совместный альбом «А был ли мальчик?» Потом были дуэты «Будь или не будь», «Кафешка» для Аллы Борисовны и Максима Галкина, во время работы над которыми и зарождались отношения будущих супругов.
Сейчас на счету Любаши более 1000 треков, их исполняют Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте, Григорий Лепс, Лолита, Валерия, Алексей Чумаков. Артистка не останавливается на достигнутом — она создает музыку и песни для мультфильмов, кино и мюзиклов, работает с детьми в собственном театре «Зебра в клеточку». А теперь еще и принимает участие в проекте «Суперстар» на НТВ, где борется за победу с коллегами и друзьями по шоу-бизнесу.
В «Суперстар» многие вас заново открывают как полноценную певицу. Пришли на шоу, потому что стремитесь к этой роли?
«Суперстар» ведь может быть не только певица, но и художник, композитор, скульптор. Это не «Голос», где ставка на вокал. Но, как исполнительнице, мне тоже доказывать ничего не нужно, меня еще Алла Борисовна отметила, когда мы с ней записывали «А был ли мальчик?» Свои песни я пою давно на авторских концертах — считаю, что профессионально и в своей узнаваемой манере. Когда меня пригласили, вначале думала — зачем я сюда пришла, столько переживаний, волнений, лезу совершенно не в свою шкуру, потому что приходится исполнять чужую музыку, примерять на себя порой не близкий материал... Я бы за это время кучу хитов написала, наверно, потратив столько же сил! Но шоу тоже опыт — это как побывать в другом городе, другой стране, с какой-то совершенно иной культурой. Поэтому — почему бы и нет. Да и привлечь внимание к своим проектам никогда не повредит.
Как критику воспринимаете, низкие оценки? Поэты, говорят, народ обидчивый.
Как и все творческие люди, я, конечно, очень чувствительна. Стараюсь относиться философски, но иногда реакция может быть непредсказуемой. С Сережей Соседовым мы, кстати, не раз это вместе делали, а с Шурой в «Ну-ка все вместе!» были в экспертах. Я часто оцениваю выступления артистов, детей и понимаю, что для конкурсантов — это мастер-класс: они делают выводы, учатся. Но, если участники в музыке профессиональнее некоторых членов жюри, то какой уж тут конкурс? Это шоу, работающее по законам жанра, чтобы привлечь зрителей: надо, чтобы присутствовали интересные диалоги, реакции, стычки.
Вы назвали Аллу Пугачеву своей «крестной» в творчестве. Вы сейчас так же близки как крестная и дочь?
Быть близкими — это не значит каждый день встречаться и общаться. Я всегда чувствую ее, как чувствую своих близких людей. Как маму свою, которая живет на Украине, и мы с ней не так часто видимся. Мне достаточно того, что 20 лет назад Алла Борисовна столько для меня сделала, дала путевку, необходимый толчок. Мне его хватает до сих пор. Когда в тебя верит такой человек, делает комплименты, подарки. Она тогда меня толкнула, а я, поверив в себя, уже полетела. И абсолютно не надо, чтобы Алла все время меня поддерживала, чтобы мы постоянно встречались, чтобы я советов просила...
Но при этом вы наверняка периодически взаимодействуете?
В нужный момент, когда мне просто было плохо, так случилось, что она услышала мои детские песни для «Барбариков». Двойняшкам Гарри и Лизе тогда был годик, и к ним попал диск с этими треками — малыши их без конца слушали. Алла Борисовна тогда со мной связалась, говорит, хочу, чтобы ты появилась у меня в школе-студии: «У тебя такие классные детские песни, ты обязательно должна поработать с ребятами!» Она ведь, кстати, начинала свою творческую карьеру с профессии учителя музыки. В течение года мы вместе занимались с юными талантами, пока мастерская не закрылась. И я видела, как ответственно она относится к роли художественного руководителя — со всей душой, не просто как публичный человек формально работает лицом. Помню, накануне генеральной репетиции концерта для мам к 8 марта у Пугачевой поднялась температура до 39. Но она все равно приехала на прогон, два часа смотрела номера, делала замечания, что-то меняла. На сам концерт уже не смогла остаться, потому что плохо себя чувствовала. И таких моментов, когда она пример не только артистки, личности, большой фигуры в шоу-бизнесе, огромное множество. Мы близки в этом смысле. Ну и, конечно, те 12 моих песен, что она исполнила — очень нас соединили. Там много задевалось наших общих женских струн… Бывает же, что одному человеку текст и музыка разрывают сердце, а другой просто проходит мимо и даже не понимает, о чем это. А мы с ней совпали, почувствовали родство душ.
А к 70-летию не предлагали Алле Борисовне свои композиции?
Я была на ее концерте, она присылала билеты. Но, знаете, — не надоедаю. У каждого есть свое личное пространство и нарушать его надо только в самом крайнем случае. Алла прекрасно знает, что у меня есть и как я умею писать. Просто в тот период времени ей, видимо, что-то другое оказалось близко. Жизнь идет, все меняется, нельзя привязываться к одному автору, зависеть. Люди должны пробовать разное, поэтому у меня нет абсолютно никакой ревности. В любой момент могу отправить ей трек, чтобы узнать мнение. Недавно как раз Алла Борисовна ответила: «Очень классная песня и парень круто спел». Это было про Рому Кошкарова, с которым я сейчас работаю. Вот так могу, но и то — не злоупотребляю.
Как думаете, Пугачева следит за вашими успехами?
Не могу сказать, не знаю. В любом случае никогда не скажу, что за что-то на нее в обиде. И осуждаю тех, кто начинает обвинять Аллу Борисовну в своих неудачах, в том, что не сумел удержаться.
Многие, кстати, открыто говорят, что она перекрывала им в какой-то момент кислород. Азиза, Лика Стар, да десяток недовольных точно наберется.
Это их личные истории, но не надо сваливать свою собственную слабость на Пугачеву. Если человек упорный, он себя найдет. Не получается пробиться как певец, попробуй делать аранжировки, иди в театр, в мюзиклы, в оперетту, в кино: талант может себя в разных направлениях проявить. Меня вначале тоже многие критиковали, мол, сотрудничество с Аллой — это случайность. И я так разозлилась, что в отместку написала песни буквально всем звездам — причем они стали хитами! Тогда моим обидчикам стало нечем крыть. Поэтому не стоит обвинять других — пытайся реализоваться сам, ищи свободную дорогу. Я детям, которых учу в своем театре, всегда повторяю: если вы встали на путь, то будьте сильными, уверенными, готовыми бороться.
Начинающие авторы часто робеют перед звездами такого масштаба, как Примадонна. К примеру, знаменитую «Рюмку водки» Лепс купил у Жеки всего за 300 долларов. А вы дорого взяли с Пугачевой за те золотые хиты?
Во-первых, до Аллы Борисовны я уже работала с Цекало, Крутым, Укупником. И не одному человеку продавала песни, опыт был. С Аллой у меня, тем не менее, случился первый хороший заработок. Я, причем, даже не называла сумму, язык бы не повернулся — считала, что для меня это и так запредельный бонус. И она заплатила сразу за 12 песен, мы тогда сидели вообще без денег, для меня это была несусветная сумма. Я сначала не хотела брать, но Пугачева сказала: «Дорогая, это твой хлеб, даже слушать не хочу. Ты композитор — это профессия». Вот она и еще Ветлицкая, наверно, с особым уважением относятся к работе поэтов и композиторов, считают, что автор не должен быть бедным и попрошайкой, понимают, что хиты стоят дорого.
На что потратили гонорар, помните? На жизнь или что-то осталось памятное?
Часть денег мы отложили и потом купили в том числе на них дом. Это была моя мечта — дом с калиткой в лес. После Аллы Борисовны повалили заказы: Айзеншпис купил песню для Билана, Киркоров сразу несколько для Стоцкой, плюс для себя — «Полетели».
Что думаете по поводу современных текстов на эстраде? Песен, что молодежь исполняет, — Элджей, Моргенштерн и так далее. Войдут они в историю?
Молодежь во все времена была разная. Есть и та, что ценит качество, смысловые фишки, хуки, да и вообще работу со словом. Есть, конечно, и не читающая, но что поделать… зато они больше обращают внимания на аранжировки. Что касается Моргенштерна или Элджея, то, на мой взгляд, они перерастут себя нынешних — а сейчас им просто важнее всего привлечь к себе внимание. Считаю, что музыка и искусство должны все-таки вести людей к свету, поднимать, а не опускать. Всегда есть место разным заблуждениям, но кто я такая, чтобы кого-то критиковать или поучать? Два моих сына — музыканты, и вот они очень ценят текст, видимо, от меня передалось. Но при этом они модные и современные — Андрей Гризли и Глеб Стоматолог. Младший в свои 23 года уже спел и с Агутиным, и с Гагариной, и с Ивановым из «Рондо». Причем эти люди сами его пригласили — сын активно себя проявил на арт-фесте «Таврида»: там есть такой проект, где звезды выбирают из молодых музыкантов себе партнера для дуэта. Они, конечно же, не подозревали, что это мой сын. И на «Ну-ка все вместе!» Глеб ничего не сказал о маме, самостоятельно пришел и всех поразил вокалом и харизмой.
Как считаете, если бы вы написали те свои золотые хиты сейчас — они бы стали так популярны? Или в наши дни нужны другие песни?
Любое время диктует свои формы — надо просто в них уметь вписать свое внутреннее понимание. Сейчас изменился темпоритм — динамика жизни ускорилась, естественно, не нужны длинные строки, наоборот, краткость изложения, не мысли, а скорее намеки. Но, если взять те мои старые песни и переаранжировать — то и сегодня это будет востребовано. Хорошая музыка всегда найдет своего слушателя. В этом году я, к примеру, написала целый мюзикл на заказ — «Путешествие в страну сказок», где каждая песня связана с определенной страной. Идея заключалась в том, чтобы композиции исполнили звезды проекта «Голос» разных лет: спели Брэндон Стоун, Маша Кац, Этери Бериашвили, Людмила Соколова, Андрей Гризли и другие. Они все вокалисты, что важно, — потом мы сделаем еще презентацию с оркестром, чтобы было по-настоящему красиво.
Вы со всеми уже успели поработать в шоу-бизнесе. А дружите с кем-то из своих, так сказать, клиентов?
Дружба — это когда ты и по телефону говоришь, и лично, и не боишься надоесть. Когда хочется не просто работать, но и общаться. В шоу-бизнесе не принято слишком доставать друг друга, публичные люди настолько пресыщены вниманием, что им хочется побыть одним. Я их прекрасно понимаю, поэтому своей дружбой никого особо не донимаю. Но отметила бы Филиппа Киркорова, он очень теплый, порядочный человек. Несмотря на то, что хит «Полетели» был спет 16 лет назад, до сих пор откликается на мои просьбы с удовольствием. Вот я песню написала, он показал ее Ани Лорак — а она приобрела. Часто у звезд меняются телефоны — если я пару лет не общалась с кем-то, связь может просто пропасть. Так произошло с Григорием Лепсом. Поэтому я действовала через Филиппа — отправила ему трек «Два Колумба», Григорий его купил, и песня стала лауреатом «Песни года» в 2018 году. Считаю, что Филипп мой друг. Он очень человечный, несмотря на то, что звезда и, вроде как, должен звездиться.
Фото: пресс-служба НТВ, личный архив, Legion-Media