С творчеством Сарика Андреасяна широкий зритель знаком благодаря таким работам, как «Мамы», «Чикатило», «Гудбай, Америка» и многим другим. Режиссер славится внушительной фильмографией и скоростью кинопроизводства, за что нередко получает шквал критики. Однако он не дает себя в обиду и быстро пресекает любые выпады в свой адрес. Многие, к примеру, помнят его скандальные разбирательства в запрещенной социальной сети с ведущей, нелестно отозвавшейся о фильмах Сарика с экрана федерального телеканала.
Сейчас Андреасян снимает для ТНТ и онлайн-кинотеатра PREMIER комедийный сериал «Бедный олигарх». Картина повествует о разорившемся бизнесмене, который попадает в санкционные списки и теряет все деньги. Главные роли исполняют Максим Лагашкин и Владимир Сычев. Мы побывали на площадке и застали страшно занятого руководителя. За короткий перерыв успели поговорить о новом проекте, громких конфликтах с Лерой Кудрявцевой и Надей Сысоевой и любимых комедиях.
Главный герой «Бедного олигарха» теряет все свое состояние. А вы когда-нибудь лишались денег, имущества? Начинали все сначала?
В процессе режиссерской карьеры, конечно, были разные кинокомпании, возникали разные ситуации. И с нуля приходилось начинать. Но я всегда оставался в рамках своей профессии, не уходил в какие-то другие бизнесы.
Почему на роль обедневшего олигарха выбрали именно Владимира Сычева? Что именно импонирует в работе с ним, это ведь уже не первый опыт сотрудничества?
Да, за последние два года мы сняли с Володей несколько сериалов. Почему он? Мы хотели героя, который будет народным и в какой-то степени даже провинциальным олигархом. Важно было создать у зрителя понимание, что это все-таки человек из 90-х. Именно в те времена он заработал огромное состояние и теперь пытается стать частью британского общества, которое его никогда не примет. Английское комьюнити всегда подчеркнет — ты русский. Кстати, вот в Америке ты действительно становишься американцем. Ты можешь стать миллиардером Сергеем Брином — и все забудут, что ты из России. А в Англии всегда будешь русским. Поэтому было важно добавить в характер нашего героя долю провинциальности. А в Сычеве это есть.
Сегодня увидели, как вы работаете. Только в нашем присутствии одну сцену переснимали раз 20! Наблюдая за этим, нельзя не вспомнить артистов, которые снисходительно отзываются о ваших картинах, называя их непрофессиональными. Взять хотя бы тут же Надю Сысоеву, позволившую себе такое высказывание.
Зная Надю вот уже 15 лет, думаю, что у нее просто случился эмоциональный всплеск. Видимо, она перебирала в голове какие-то фамилии, и единственный, кого вспомнила, был я. Наверное, Надя выбирала между мной и Михалковым, а потом решила, что безопаснее обидеть меня. Я хорошо понимаю, что в те дни, когда началась эта заварушка, люди писали очень много глупых вещей. Могу, конечно, резко отреагировать в Интернете, но не умею держать зла.
Вы отходчивый? Обиды прощаете?
Сколько было этих обидных историй! С Дудем, Минаевым, Лерой Кудрявцевой... Я могу бурно отреагировать в Интернете, но встречаться с человеком один на один, чтобы высказать ему что-то, не буду. Сам люблю пошутить в Сети, много раз подкалывал Петрова или Безрукова, хотя того же Сергея Витальевича снимал. А что касается самого факта оскорблений… Так получилось, что в нашей стране не так много режиссеров, которых знают люди. Если попросить прохожих на улице озвучить ассоциации со словом «режиссер», чьи имена они назовут? Михалков, Бондарчук, Бекмамбетов, Андреасян. Поэтому я ко всем выпадам от коллег по шоу-бизнесу отношусь спокойно. Уверен, когда встречу Надю в центре Москвы, она сама не будет знать, как себя вести в этой ситуации.
Пригласили бы ее в свое кино после того, что она сказала?
Мы с Надей должны были поработать вместе, но потом не получилось — то ли по срокам, то ли по другим причинам… У нас никогда не было плохих отношений. Тут вопрос в другом! Иногда бывает так, что знаешь артиста 10 лет, но никогда не снимаешь. А бывает — не дружишь, но часто снимаешь.
А есть артисты, которых вы еще не снимали, но хотели бы?
С Хабенским, например, никогда не работал, но лишь по причине его занятости. Мы быстро запускаем проекты: написали сценарий и через 3-4 месяца готовы снимать. И когда обращаешься к таким востребованным артистам, они зачастую заняты. Говорят: «Да, давайте поработаем, но через полтора года, сейчас нет свободного времени». Ждать полтора года так себе... У кого-то есть терпение, у меня — нет. Поэтому пишем сценарий под другого артиста, менее популярного. Еще я бы поработал с кем-то из молодых восходящих звезд — Юра Борисов, Тихон Жизневский. Но я все равно не мыслю категориями «кого бы поснимать», потому что у меня к этому очень индустриальный подход. Мы много производим, поэтому снимаем артистов, которые нам подходят, свободны в данный момент и согласны с нашими условиями. Это нормальное явление.
Что вам нравится снимать больше — легкие комедийные проекты, как «Бедный олигарх», или серьезные работы, как «Чикатило»?
Такие проекты, как «Чикатило», забирают очень много времени. Каждый сезон — это примерно 7-8 месяцев работы. А комедийные сериалы можно полностью сделать за два месяца. К тому же отвлекаешься на таких работах, ведь сидим в комфортном помещении, а, снимая «Чикатило», работаем где-то в лесу, ночью.
Так это же интересно!
Согласен, безумно интересно, но если делать только такие проекты, как «Чикатило»… В какой-то момент, сидя в холоде и грязи, вдруг понимаешь, что надо завязывать. Очень романтично, когда на премьеру приходят красивые люди, но когда сидишь рядом с болотом и отмахиваешься от комаров, испытываешь мало приятного. А комедии хороши тем, что всегда снимаются в каких-то благоустроенных, красивых локациях. Поэтому я чередую.
Кстати, на съемках комедий экспериментируете с юмором? Например, добавляете ли импровизированные шутки по ходу съемок?
В процессе подготовки часто переписываем сценарий, кое-что добавляем. Но на площадке уже ничего не вносим. Артист учит 10-15 страниц текста, представьте, что я буду доставать их: «А давай так пошутим? А так?». Им же на важном нужно сконцентрироваться. Поэтому я верю в актерскую импровизацию. Опять же, есть артисты типа Димы Нагиева — он гениален в жанре комедии. С ним, кстати, часто добавляем шутки уже по ходу работы, он сам их придумывает. Когда ты уже знаешь артиста, то примерно понимаешь, что можно от него ожидать, но важно иметь хороший материал на руках. С плохими сценариями ничего путного не получается.
Ваш олигарх попадает в санкционный список. Бесспорно, тема сейчас актуальная. А у вас есть знакомые, которые в связи с последними событиями оказались в такой непростой ситуации?
Настолько богатых людей в моем окружении нет. Наверное, это хорошо, потому что мы полностью абстрагировались от реальности в своей истории. Наш олигарх — некий собирательный образ, затесавшийся между Абрамовичем и простачком, который случайно разбогател. Если бы мы снимали про очень умного олигарха, людям было бы не смешно, а, скорее, жалко персонажа. Поэтому наш герой — между деревенщиной и интеллигентом. Он не знает, как прожить на три тысячи долларов в месяц — и мы это тонко высмеиваем, стебем.
У вас есть любимая комедия? Какая?
Их много. Я, например, очень люблю «День сурка», «Служебный роман», фильмы Тодда Филипса, который снял «Мальчишник в Вегасе». Некоторые новые российские комедии прикольны. Последние 2-3 года все стало поинтеллигентнее, раньше был закос под Голливуд и много пошлости. Сейчас кино стало более семейным.
Ну вот культовые «Елки», например, нравятся?
Мне симпатична первая часть «Елок». Для меня идеальный расклад комедии — трогательно и смешно. В таком стиле мы снимали драмеди — «Мамы», «Гудбай, Америка». Раньше у меня были фильмы в духе «Американского пирога», но время ушло, зрители выросли, это уже не кажется веселым, про писюн уже не заходит. Например, «Гудбай, Америку» и «Бедного олигарха» люди смотрят, потому что тут нет пошлости. С кресла от смеха вы не упадете, не будет дикого хохота, но возникнет понимание того, что с вами разговаривают на интеллектуальном языке. Видимо, я тоже взрослею.
Мы уже поняли, что вы вспыльчивый, но отходчивый. Но все же есть те, кому не прощаете оскорбительных выпадов?
Есть те, с кем вообще никогда не помирюсь — Дудь, Роднянский и так далее.
А с Лерой Кудрявцевой?
С Лерой мы лично не пообщались, но у нас много общих знакомых и все говорят, что она потрясающий человек. Я понимаю, что она произнесла написанный редакторами текст, это ее работа и все такое прочее. Но глобально — она же могла отказаться? Хотя, наверное, дай мне текст, и я бы прочитал, подумав, что люди уже обо всем договорились. Словом, эта история в хорошем смысле затихла. Лера все поняла, она не ожидала такого всплеска, ведь тысячи армян пошли ей рассказывать, кто я такой. Но я, конечно, зла не держу.
...и даже в своем фильме готовы ее снять?
Почему нет? Хотя я стараюсь избегать шоу-бизнеса. Раньше снимал много его представителей, но сейчас понимаю, что актер — это актер. Можно снять условного Джигурду, но он должен появиться в одном кадре, сказать какую-нибудь глупость и исчезнуть. Если мы говорим про серьезную роль, то, конечно, нет. Стараюсь, чтобы на площадке были только артисты, это залог дисциплины и понимания профессии. Когда приходят люди из шоу-бизнеса, им кажется, что они пришли на концерт — требуют внимания, создают кипиш на площадке, могут уехать посреди съемочного дня. В 2010-м я почти всех ребят из Comedy снял. Мы были первыми, кто привлек эстраду в кино. Мне все тогда говорили: «Зачем ты их снимаешь, это же не актеры». Я не понимал, отвечал: «Но ведь Бритни Спирс и Дженнифер Лопес играют в кино, почему нашим артистам нельзя?». Но в Америке другая культура. У них другая актерская школа. Они не учатся по пять лет в ГИТИСах и МХАТах, на конях не скачут, фехтованием не занимаются. Поэтому артист и певец в кадре демонстрируют очень сильную разницу в мастерстве. В нашей стране переобуться в хорошем смысле смог только Дима Нагиев. Я получаю просто тысячи отзывов о его блистательной игре и перевоплощении в «Чикатило» и «Непрощенном».
Именно вы открыли его как драматического артиста?
Я просто рискнул ему предложить это амплуа. Я суперменеджер. Не подбегаю к артистам, не ищу зерно роли — у меня просто нет на это времени. Если бы у нас была одна страница сценария в день, то, возможно, мы бы этим занимались. Но у нас десятки страниц, поэтому я беру артистов, которые уже все умеют. И в случае в Нагиевым риски оказались оправданными, как для него, так и для нас.
Фото: пресс-служба, социальные сети.