Мама двоих детей, олимпийская чемпионка, звезда программы «Ледниковый период»… Недавно в ее жизни появился еще один проект – школа талантов «Я», которая находится в торговом центре Vegas. Там «СтарХит» и встретился с Татьяной. Обойдя все классы и проверив, как идут уроки, Навка, расположившись в импровизированном кабинете, рассказала, о чем до сих пор жалеет, как борется с усталостью и последствиями травм и почему боится за младшую дочь.
«Так иногда хочется спеть»
Татьяна, чем ваше учебное заведение отличается от других – от студии Аллы Борисовны Пугачевой, например?
Если честно, я не сравниваю, не пытаюсь подсмотреть, у кого что есть. Создавая эту школу, мы опирались исключительно на свой опыт, анализируя потребности наших собственных детей. Думали о том, что нужно для полноценного гармоничного развития личности. Конечно, нет задачи сделать из ребенка олимпийского чемпиона по фигурному катанию или великую балерину. Но ребята, которые приходят к нам в школу, в течение двух-трех часов могут попробовать себя в разных направлениях и выбрать то, что им наиболее по душе. Это очень удобно – не нужно мотаться по Москве из одной студии в другую. У нас и вокал, и актерское мастерство, и рисование, и танец… Но нет предела совершенству. Еще много задумок.
Расширяться планируете?
Надеемся, если это будет востребовано, открывать филиалы не только в Москве, но и по России. Мечты мечтами, но всему свое время. Пока школа работает всего месяц, детки идут, остаются. Главное – не заставлять, а делать так, чтобы ребенок влюблялся в то, чем занимается. Чувствовал в себе талант, с нетерпением ждал каждого следующего урока.
Многие обвиняли ту же Аллу Борисовну, что ходить в ее творческую студию могут только отпрыски обеспеченных родителей. В вашей обучение более доступно?
На мой взгляд, цены вменяемые. Опираемся на людей со средним уровнем достатка. Чтобы любая семья могла позволить отдать ребенка хотя бы на одну-две дисциплины. Действуют скидки – чем больше разных предметов, тем дешевле.
А кто из наследников известных людей у вас уже учится?
К нам ходит дочка Ани Лорак – София, занимается фигурным катанием, рисованием, вокалом. Аллу-Викторию и Мартина Киркоровых папа записал на пение и танцы. Обучаются дочки Стаса Михайлова Иванка и Маша. Инна, его супруга, – моя подруга, я ей рассказала, что у нас открывается школа. Она приехала вместе с детьми – те попробовали актерское мастерство, рисование, вокал. В будущем планирую отдать в «Я» и свою младшую – Надежду.
Супруг одобряет ваше новое детище?
Ну конечно – поддерживает и гордится мной. Он был на открытии учебного заведения, ему все очень понравилось.
Не боитесь так рано начинать загружать Надю разными дисциплинами, уроками?
Моей старшей дочери 16, сейчас у меня уже другой подход к воспитанию младшей. Я много читаю о раннем развитии ребенка. Ведь существует столько доводов, что малышей нельзя перегружать, мол, пускай они имеют детство… В школу пойдут – там и начнут получать знания. Я сама очень много трудилась в юном возрасте, но меня это не угнетало, я не выросла несчастным человеком с больной психикой. Наоборот, считаю, что в каких-то моментах родители меня жалели и не дали, к примеру, музыкального образования. Очень хотелось бы сегодня, будучи зрелым взрослым человеком, уметь и петь, и играть на фортепиано. Как-нибудь сесть в прекрасной компании за инструмент, доставить друзьям и себе удовольствие. Или нарисовать картину вместе с ребенком. А мои способности в этом, к сожалению, оставляют желать лучшего. Но, с другой стороны, у родителей не было такой возможности. Они разрывались между детьми и работой: мама успевала и готовить, и в очередях стоять, и на автобусах-троллейбусах с кошелками забирать из школы, и воротнички отглаживать, и сказки на ночь читать. Сегодня мне легче, безусловно, – естьи няня, которая помогает с ребенком, и помощница по дому. Возвращаясь к своему детству, могу сказать, что, если бы мне дали больше, я была бы еще многограннее. Ведь не обязательно достигать каких-то высот во всем. Чем больше человек умеет, тем ему интереснее жить. Мы воспитываем детей, даем им уроки не для того, чтобы вырастить гения и хвастаться перед всеми, а главным образом для того, чтобы они потом увереннее шли по жизни. И были всесторонне развитыми, гармоничными людьми, способными строить наше будущее.
У младшей замечаете таланты?
Ей всего лишь два годика, но она уже много чего умеет! Мы и рисуем, и танцуем, и на гимнастику ходим – детскую, легкую. Лепим – поделки папе и маме мастерим на праздники. Наде безумно это нравится, целая галерея дома: разные аппликации, фигурки из пластилина, рисунки.
Вы так много всего успеваете… Как с усталостью боретесь? Да еще и с осенне-зимним упадком…
Хандра, на мой взгляд, это состояние души. Меня Бог миловал. Некоторые люди, просыпаясь, впадают в депрессию, видя на улице дождь, снег, слякоть. Или, наоборот, вздыхают: «Опять это солнце, опять жара». Я радуюсь каждому дню, каждому утру. Да, тяжело: устаю, порой тело ломит, хочется закрыться от всех. Но нахожу позитивные моменты. Энергию черпаю в близких, в доме. Несмотря на то, что кому-то порой кажусь гламурной, живу семьей, детьми. Но, конечно, самая главная моя батарейка – это Надя. Когда она смотрит на меня папиными глазами и улыбается во весь рот, можно сойти с ума от счастья. Как еще восстанавливаюсь? Хожу в баню, я там буквально перерождаюсь, очищаюсь. Можно сказать, это мой храм. Вообще нужно находить время заботиться о себе. Конечно, пью витамины, бываю у косметолога. И без массажей как спортсменка тоже жить не могу.
Травмы на «Ледниковом периоде» случались?
Намного больше, чем в профессиональном спорте. Потому что некоторые люди, с которыми мы катаемся, совершенно не умеют стоять на коньках. И падают на тебя, и руки-ноги выкручивают, потому что путают стороны. Много мелких травм – ушибы, разрывы связок. Приходилось обращаться за медицинской помощью не раз.
Надя узнает маму по телевизору?
Еще как, всегда смотрит эту программу. Дочка приходила на тренировку, вставала сама на коньки и на «Кармен» была в Сочи, когда у нас там шло представление. Она обожает это дело. Даже боюсь, как бы она фигуристкой не стала (смеется). В принципе я буду не против – но очень уж это травмоопасное тяжелое дело.
Знаю, что дочка у вас даже учит китайский как второй язык…
Она начала посещать садик – англоязычный. Так что уже три языка познает. Дома перебрасываемся с ней иногда словами. Но вообще не рекомендуют в этом возрасте путать, мешать. Лучше, чтобы она разделяла: с родителями – на русском, в садике – на английском, с няней – на китайском. Надя, мне кажется, собрала лучшие черты от мамы, папы, бабушек и дедушек. Может быть спокойной, может шебутной, игривой. Уже с детства – настоящая женщина, любит садиться за мой туалетный столик и, подражая маме, делает вид, как будто накладывает макияж. На это очень забавно смотреть. Несмотря на то, что она еще совсем маленькая, дочка любит жизнь, ей все нравится, у нее горят глаза. Обожает петь, танцевать, читать, плавать, ходить в цирк, зоопарк. Уверена, она вырастет лучезарным, интересным, многогранным человеком. Главное, что ее окружает много любящих людей. Это и есть счастье.
А сестра Саша чем обычно с Надей занимается?
У них есть одно важное общее дело. К старшей приходит педагог по вокалу и по музыке. И для Нади это любимое времяпрепровождение. Она всегда ждет каждое занятие, чтобы посмотреть, как старшая сестра распевается. Наденька даже пытается взбираться на руки к учительнице – подыгрывать на фортепиано.
Саша, знаю, оставила большой теннис из-за травмы. Как у нее успехи?
Она учится, активно готовится поступать через полтора года – пока мы остановились на МГИМО. Факультет, скорее всего, будет экономический, а специальность выберет намного позже – когда станет взрослой и самостоятельной. За год она подтянула учебу, догнала сверстников, почти все экзамены сдала на пятерки. Очень ею горжусь.
Как у вас в семье распределяются обязанности – кто строже с ребенком?
На мне дисциплина, я, наверное, более строга, чем наш папа и все остальные, – сказывается спортивная закалка. Ни в коем случае не кричу на дочку – в нашем доме вообще не знают, что такое повышать голос, но могу серьезно сказать, чего делать нельзя, а что можно, и подробно объяснить почему. Разграничиваю, к примеру, время, когда можно подурачиться, и то, когда нужно придерживаться правил. Считаю, что их нужно прививать детям прямо с пеленок. Многие родители допускают ошибку, потому что в младенчестве разрешают все без исключения. И когда ребенок начинает плакать, кричать, идут у него на поводу. А потом в школу дети приходят разбалованными хулиганами. И воспитывать уже поздно. Если Наде что-то нужно, она всегда направляется ко мне, спрашивает разрешения. Папа же в связи с тем, что намного реже ее видит из-за занятости, рабочего графика, конечно, в основном дочь любит и балует. И мне это безумно нравится.