Если когда-нибудь Юрию Грымову придется писать резюме, то его опыту можно будет только позавидовать: клипмейкер, режиссер, руководитель телеканалов, академик киноакадемии «Ника», а с декабря 2016-го он возглавляет Московский драматический театр «Модерн». Я застала его в рабочем кабинете, он обсуждал с помощницей, какими должны быть галстуки для фотосессии. «Главное, подберите узкие и не пестрые», – дает указания Грымов.
Жалко денег
Юрий Вячеславович, давайте с галстуков и начнем. Вы всегда прекрасно выглядите – сами занимаетесь обновлением гардероба?
С этим нет проблем, я же в юности работал манекенщиком у Вячеслава Зайцева. Правда, со временем успокоился – почти не обращаю внимания на лейблы, чего и всем желаю. К тому же и мир моды существенно изменился: если 15 лет назад, чтобы надеть красивую вещь, за нее нужно было отдать уйму денег, то сегодня появилось много качественных вещей за скромные суммы. Раньше я делал покупки преимущественно за границей, теперь в Москве это так же выгодно. Я считаю, что тратить огромные суммы на одежду противоестественно, мне на это жалко денег.
На путешествиях вы не экономите. Как любите отдыхать?
А я и не напрягаюсь… Но если куда-то лечу, то минимум дней на 10, чтобы полностью отключиться. Мне нравится Африка, считаю, в мире нет ничего лучше. Говорю так, потому что в 2008 году объездил континент от и до – снимал с американцами фильм «Чужие». А еще Азия – там сегодня происходит все самое интересное. Европа давно стоит разрушенная и уставшая, Америка для меня всегда была «деревней», а вот Корея, Индонезия, Сингапур, Китай – это да, там есть на что посмотреть в плане культуры, дизайна и архитектуры. Путешествуем в основном с супругой Ольгой.
Вы женаты 25 лет. В чем, на ваш взгляд, секрет идеального брака?
Люди должны любить друг друга. А еще быть порядочными. Мы все не без греха, но человек не вправе обижать того, кто ему дорог. Если вышло так, что укололи, надо извиниться. У Оли самая трудная и почетная работа, какая может быть: она посвятила всю себя семье – мне и дочери, а вообще она челюстно-лицевой хирург.
Ваша 20-летняя дочь Антонина в 2012 году переехала в Париж, сейчас учится в Сорбонне. Кем она станет, когда закончит университет?
Да кем захочет, это ей решать. Экономистом, наверное… Через два года она планирует переезжать в Сингапур, чтобы там поступить в магистратуру. Тоня – умная девочка: в отличие от папы, она блестяще учится.
Почему отправили дочь учиться за границу?
Я разочаровался в российском образовании. Дочь получала одни пятерки, но учителям до этого не было дела… Зато в старейшей школе Франции Эколь де Рош после часа собеседования нам сказали, что Тоню ждет большое будущее. В 10-й класс она пошла уже в Париже. Первые два года после переезда мы с женой жили на две страны. И это было тяжело – как морально, так и финансово.
Может, ради дополнительного заработка займетесь бизнесом, как многие ваши коллеги?
Времени не хватает. Тут столько работы: красим стены в фойе, сцену ремонтируем, меняем освещение. В театре за 30 лет мало что произошло, теперь нужно все приводить в порядок. Работников сразу предупредил: узнаю, что кто-то ворует, – ударю по лицу и подам в суд. С 23 мая на все вечерние спектакли не буду пускать в спортивной обуви. Мой монастырь – мои правила. Открою приличный буфет, чтобы в антракте люди не в очереди за дорогущим бутербродом с колбасой стояли, а заранее могли заказать ланч, присесть за столик. Еще мечтаю, чтобы к осени зарплата у актеров стала раза в три выше. Чтобы добиться этого, не раздаю билеты бесплатно, даже близким. У меня масса знакомых, кто мог бы получить от меня приглашение, но с радостью приобретает билеты в театр за деньги с целью нам помочь.
Аудиофил со стажем
В одном интервью вы сказали, что не любите, когда вас узнают...
Это не совсем так. Наоборот, нравится, что люди, которые подходят ко мне в самолете или ресторане, как правило, очень приятные. У меня вообще нигде нет «виртуального дерьма» – ни в Инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация), ни в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация). Мне не пишут пошлости, не обзывают… Это радует.
Какие книги читаете?
В последние полгода беру книги в руки ради выгоды: работаю над двумя фильмами – «Три сестры», который выйдет осенью этого года, и «Анна Каренина» – его премьера состоится в 2018-м; много читаю об этих произведениях. Также я уже несколько лет тружусь над грандиозной постановкой «Войны и мира». Премьерный показ на сцене «Модерна» запланирован на 2018 год. Еще люблю музыку – я аудиофил со стажем, коллекционирую пластинки. Слушаю джаз, арт-рок…
А к современному кино как относитесь?
Считаю, что его сегодня в России нет. Успех нашего кинематографа пришелся на советский период, и его не повторить. Поезд ушел – нового Данелии не будет… Сейчас мы производим 70 картин в год, из них примерно 20 выходят на экраны, и всего одна возвращает вложенные деньги. Разве это нормально? Я верю в театр. Департамент Москвы много для нас делает. И министр культуры Владимир Мединский искренне заботится о том, чтобы театры не занимались выживанием, а именно развивались, были современными и интересными максимальному количеству зрителей. Кино сегодня – это уже не искусство, а, скорее всего, маркетинговый бизнес. Конечно, если сегодняшние фильмы – прорыв, то мои «Три сестры» и «Анна Каренина» с точки зрения восхваляющих нынешний российский кинематограф – отстой, потому что слишком уж они, картины, разные. У меня играют великие актеры – Анна Каменкова, Саша Балуев, Александр Пашутин, Владимир Носик… И я знаю, что создаю достойный продукт. Если кто-то считает по-другому – это его дело.