У молодого обаятельного Дениса Нурулина, одного из последних выпускников легендарного Олега Табакова, за плечами почти полтора десятка работ в кино. Но особое место в биографии 25-летнего актера занимают исторические картины — он и сам признается, что тяготеет к этому жанру, каждый раз удивляющему масштабом.
Сегодня, 16 января, на НТВ состоится как раз такая премьера: в детективном сериале «Безсоновъ», действие которого разворачивается в начале XX века в Петербурге, Денис сыграл сыщика-гения Николая Безсонова. Будучи из знатного дворянского рода, его герой волею случая попадает на службу в полицию. Сослуживцы холодно принимают юного князька, но начальство в лице опытного чиновника Щукина видит в добром и честном парне будущую звезду сыска. Вдвоем они пытаются раскрыть цепочку загадочных и опасных преступлений, совершенных то в городских трущобах, то в будуаре светской львицы.
Денис, есть у вам что-нибудь общее с героем? Когда-нибудь чувствовали себя гениальным?
Я всегда больше учусь у своих персонажей, нежели сравниваю себя с ними, черпаю у них что-то новое. В случае с Безсоновым, конечно, была проделана колоссальная работа, исторические проекты тем и интересны, поэтому я только рад. В одном ты пробуешь скакать на лошадях, в другом — драться на саблях. Когда я учился в театральной школе, у нас был предмет «фехтование», а благодаря «Безсонову» мне пришлось расширить квалификацию. Приезжал постановщик, ставил нам бой, крайне необычный и сложный. Необходимо было одновременно драться на саблях и произносить текст, и не отдельные реплики, а полноценный монолог. Оказалось непросто все это соединить, освоить технику. Получилось изящно, такая прямо бриллиантовая сцена. Добавил ли мне герой интеллигентности голубых кровей? Думаю, она всегда у меня была, я вырос в довольно интеллигентной семье. Наверно, скорее позволил осознать, что люди того времени — это люди чести. И мой персонаж тоже. Если сказал, что сделает, то расшибется, но сделает. Вот это, наверно, очень важный аспект для мужчины — сдерживать обещания, выполнять обязанности. Мой персонаж хоть и молод, но настолько честен перед самим собой и перед людьми, что подкупает любого.
А вообще, если б был выбор, то в каком веке хотели пожить? В прошлое отправились бы или в будущее?
Думаю, что хотел бы жить только в настоящем, настолько оно интересное. Мы же для чего-то родились именно здесь и сейчас, поэтому нужно творить великие дела, воплощать масштабные планы. А непросто было всегда.
«Безсоновъ» стал вашей первой значительной ролью в фильмах исторического жанра. Проект долго не выходил, поэтому вы после него уже успели сняться и в «Елизавете», и в «Этерне». Что впечатлило на съемках, на подготовительном этапе, помните?
С точки зрения проб все проходило достаточно обычно, но, так как проект костюмированный, нас сразу помещали в декорации, переодевали, наносили грим, усы. Я приезжал раз пять, и это дало фору — сразу погрузило в предлагаемые обстоятельства, другой мир. Заходишь в специально выстроенный киногород в Ленинских горках, и сразу отключаешься от реальности, попадаешь в волшебство. Все вокруг настолько затягивало и заманивало! Конечно, я готовился к роли и до начала съемок: изучал эпоху, людей — как они говорили, жили, одевались. Все 20 серий мы сняли по плану, на одном дыхании со всеми обеспечивающими работу артистов цехами. Кстати, насколько мне известно, сериал уже побывал на международном рынке — его показали на японском телевидении и нескольких онлайн-платформах.
Вы окончили колледж Табакова, застали самого Олега Павловича. Каким его запомнили? Строгий ли он педагог? Бывало, что выговаривал за что-то?
Олег Павлович никогда не был суровым, умел найти к каждому ученику подход, нужные слова. Был человеком с большой буквы! В качестве художественного руководителя школы он приезжал на показы, педагогические отрывки, экзамены, всегда присутствовал на сессиях, в том числе, на дипломных спектаклях, что-то подсказывал, общался с нами. Мне, конечно, хотелось, почаще с ним контактировать, но, увы… Он и так подарил мне такую жизнь, такую свободу — ведь ты приезжаешь в колледж, и попадаешь полностью на гособеспечение. Я вообще из провинции, из далекой Республики Татарстан, маленького городка Бавлы с 20 тысячами населения. Для меня это был колоссальный шанс, я безумно благодарен. Помню, как Олег Павлович вручил дипломы, мы проводили его до машины, посадили, он помахал ручкой и уехал. Больше мы уже не увиделись, так как меньше чем через год Табакова не стало.
После, с 2017 по 2020, вы служили у Сергея Безрукова, тоже выпускника Олега Павловича, в Губернском театре, были задействованы во многих спектаклях. Почему ушли?
Да, я у Сергея Витальевича сначала снимался в кино, а потом работал в театре. Он даже передал мне по наследству свою бенефисную роль в постановке Табакова «На всякого мудреца довольно простоты». Ушел, потому что так сложились обстоятельства. С 2020 года не работаю в театрах, задействован только в кино.
Перестали успевать и там, и там? Многие востребованные артисты жалуются, что вынуждены делать выбор.
Да брехня это. Все можно успеть, было бы желание. Я приезжал после съемок на спектакли и репетиции, летал на гастроли, выпускал постановки. Просто кто-то предпочитает отдаваться больше кино, кто-то театру. А с Сергеем Витальевичем у нас до сих пор очень добрые хорошие отношения, мы расстались хорошо.
Вы уже успели поработать со многими мэтрами нашего кино — Смоляковым, Смеховым, Балуевым, Гостюхиным и другими. Робели перед ними? Может, кто-то из старших дал вам ценный совет?
Нет, никакой слабости, трусости, боязни. Наверно, я воспитан в хорошей театральной школе, которая дала мне стержень, боевую подготовку. Поэтому всегда очень комфортно себя чувствую и, пользуясь случаем, набираюсь опыта у гениальных людей. Наблюдаю, как они держатся в кадре, подмечаю приемы. Наша профессия всегда преподносит какие-то открытия, не позволяет стоять на месте. Все друг у друга учатся. Мне вот запало в душу то, что Олег Павлович говорил: «Удача и терпение — самое важное для артиста. Но терпение не для того, чтобы просто сидеть и ждать у моря погоды, а чтобы быть в любой момент готовым к работе, предложениям». А для этого нужно больше изучать, впитывать.
Что в целом помогло пробиться на главные роли — та самая удача? Тяжело было в начале, испытывали конкуренцию?
Мы все актеры, конкурентоспособные, просто у каждого свой путь. Допустим, мне что-то предлагают — я не берусь, а другой — возьмется и будет работать. Мы выбираем свои рельсы, по которым движемся. Благодаря школе Табакова я оказался готов проявить себя по-максимуму. Поэтому ничего сверхъестественного не делал — не колдовал. Да, в 18 лет мне, конечно, крупно повезло со знакомством с Сергеем Витальевичем Безруковым. Он вместе с супругой Анной Матисон готовил к запуску фильм «Нищеброды». К нам в колледж пришел кастинг-директор, заметил меня и пригласил на пробы на главную роль. Удача в принципе важна, не только в актерской профессии. Но на ней одной далеко не уедешь. Один раз, второй, третий — ладно. Но зрители ведь не дураки, если артист не харизматичен, не талантлив. Своей игрой ты постоянно должен многое доказывать. С моего курса, к слову, все при работе: кто в Табакерке, кто в МХТ им. Чехова, кто в театре Джигарханяна — Сатиры. Олег Павлович говорил, не буду лукавить, что у нас очень урожайный выпуск. Это правда.
Часто вашими партнершами в кадре становятся красавицы нашего кино. Не случалось в кого-то из них влюбляться? Ведь часто романы развиваются именно на съемочной площадке.
В моем случае все было настолько легко и трепетно, что со всеми партнершами я до сих пор в прекрасных отношениях, именно дружеских. Плюс, ты же прекрасно понимаешь, отдаешь себе отчет, что это работа, ее не следует переносить в жизнь. Да, порой сердцу не прикажешь. Но, что касается, к примеру, Юли Хлыниной, то мы прекрасно отработали в «Елизавете», быстро нашли общий язык. Она очень нежная, умная и, конечно, красавица — каждый влюбится в такую девушку! Рад, что Юля — мой дорогой друг.
С опытом, связями и друзьями понятно. А что касается заработка — считаете себя уже финансово успешным?
Мне кажется, даже если у человека все хорошо, ему всегда мало. Оно и правильно — не нужно останавливаться. Да, деньги вещь нужная, но для меня сейчас работа важна в первую очередь с точки зрения интереса к выбираемым ролям. Чтобы каждая производила впечатление, оставляла след своей изюминкой. Я еще молод, не обзавелся семьей, поэтому могу посвятить все время карьере.
А на что тратите гонорары? Уже накопили на свою квартиру в Москве?
Я живу в столице почти 10 лет, но пока, конечно, не успел купить собственную недвижимость. Веду довольно размеренную жизнь — трачу в основном на путешествия, помогаю родным. Не транжира. Да, могу похвастаться, что в довольно молодом возрасте, в 21 год, сам приобрел хорошую машину, езжу на ней до сих пор. А больше пока ничего существенного.
Часто удается бывать на родине? Наверно, там все вами особенно гордятся!
Мы много сегодня говорили про Олега Павловича, и вот он учил, что нельзя забывать свои корни, откуда ты родом и с чего начинал. Там моя кровь, мои родители, каждый Новый год я отмечаю с ними. Всегда жду возможности приехать в Бавлы, чтобы побыть с близкими. В маленьком городке мне по-домашнему уютно, все, конечно же, друг друга знают. Нет суеты, все очень размеренно, ты восстанавливаешься, перезагружаешься, вдохновляешься.