Сегодня в России ситуация с коронавирусом остается очень напряженной: страна уже на пятом месте по количеству зараженных в мире, и пик эпидемии еще не пройден. В это тяжелое время, когда все вынуждены сидеть по домам, мало кто задумывается о том, что делать тем, у кого нет хоть какого-то угла?
По неофициальной статистике, только в Москве проживает 80 тысяч бомжей. Их быт до недавнего времени был хорошо отлажен: бездомные собирали милостыню, спали в подвалах, на лавочках, в переходах метро. Необходимую медицинскую помощь и продукты они могли получить в специальных благотворительных фондах. Однако в последние месяцы ситуация в корне изменилась.
Один из обитателей улицы по имени Валерий рассказал, что многие его товарищи очень серьезно относятся к вирусу. «Я больше из своей бутылки пить никому не даю, только если в стакан. Есть у меня и маска, и перчатки, спрятал недалеко от вокзала. Я их вечером надеваю, когда иду по общественным местам. Сейчас бомжам — труба. На вокзалах не поспать — сразу прогоняют, из метро тоже. У храмов нам раньше и подавали, и кормили. Я в день имел полную сумку продуктов — люди сами отдавали. А теперь даже в магазин пускают не всегда. Сейчас многие бездомные пытаются уехать из Москвы. Знаю мужика, который на попутках поехал в Ярославль», — признался Валерий.
Ситуация с бездомными очень опасна. Дело в том, что у многих обитателей улицы слабый иммунитет. К тому же они находятся в группе риска из-за возраста. Если хотя бы несколько бомжей заразятся коронавирусом, эпидемия быстро распространится, ведь члены сообщества тесно общаются друг с другом.
Именно поэтому правительство и благотворительные фонды пытаются помочь бездомным. «Улицы Москвы объезжает мобильная служба Центр социальной адаптации имени Глинки «Социальный патруль. Ее сотрудники проводят с бездомными разъяснительные беседы, предлагают помощь и приют. В Центре и его филиалах всегда есть свободные места. Сейчас сотрудники Центра особенно внимательно следят за состоянием здоровья своих подопечных и проявлением у них любой симптоматики заболеваний. В качестве срочной социальной услуги лица без крыши над головой проходят дезинфекционную обработку, получают чистую одежду и ночлег», — рассказали в Департаменте социальной защиты населения.
А вот представители благотворительной организации «Ночлежка» еще в конце марта призывали чиновников из Москвы и Санкт-Петербурга смягчить условия, при которых люди могут попасть в дома ночного пребывания. Дело в том, что по правилам человек мог заселиться только при наличии паспорта со штампом регистрации именно в этом регионе.
Сейчас бездомным не разрешают собирать милостыню, также их прогоняют из вокзалов и переходов метро. Однако многим из этих несчастных просто некуда идти. Так, в Москве ранее функционировали шесть организаций, предоставляющих ночлег для бомжей. Теперь же половина из них закрыта. Ситуация в регионах более тяжелая: там людям без определенного места жительства часто приходится рассчитывать только на себя.
Директор подмосковного приюта «Теплый прием» Илья Кусков отмечал, что ситуация осложняется с каждым днем. Представители социальных служб стараются замерять температуру у бездомных и оказывать помощь тем, кто в этом нуждается, но количество людей, живущих на улице, с симптомами ОРВИ растет.
7 мая стало известно, что режим самоизоляции в столице будет продлен до конца месяца. В остальных регионах решение о снятии или ужесточении ограничительных мер будут принимать губернаторы. И все же одно понятно наверняка: жизнь бездомных, как и всех остальных россиян, еще не скоро вернется в привычное русло.
По материалам Daily Storm, Varlamov.ru, «МК»
Фото:iStock/Gettyimages.ru,Legion-Media