Они прославились пару месяцев назад, все началось с обычного репоста в соцсети: «А вот это пять баллов. Почитайте, как пиарится астраханская Столовая №100. Астраханская столовая, Карл! Где пюре за 16 рублей! Потрясающе. Заберите копирайтера в Москву, это же талантище, золотое дно!» – написал известный блогер Рустем Адагамов. После о столовой узнала вся Россия, а чуть позднее даже канал ВВС. За несколько дней количество подписчиков их странички в соцсети выросло с 500 до 14 тысяч.
Кушать подано
Астраханская столовая мало чем отличается от других: одноэтажное здание из красного кирпича, внутри – небольшие столы, витрины с железными лотками для еды, гора пластиковых подносов. Цены на блюда демократичные. На завтрак яичница за 12 рублей, на обед борщ за 23 рубля или уха за 20 рублей, одно из самых дорогих блюд столовой – эскалоп с грибами за 135 рублей. Средний чек на одного человека около 150 рублей.
Совладелец самой популярной в России столовой Алексей Серебряков признается, что тексты на сайте пишет его партнер Сергей Капустин. Они дружат почти сорок лет, с третьего класса. Алексей по образованию инженер, Сергей – учитель истории. Каждый занимался своим делом, а в конце 90-х, как и многие, подались в коммерцию. Продали квартиры – так у них появился стартовый капитал. Сначала торговали подшипниками и шили робы для рабочих из Узбекистана. По бартеру им достался деревянный дом площадью 260 кв. м, в котором сейчас находится столовая.
– Здание было в ужасном состоянии, – рассказывает Алексей Серебряков. – В нем находились буфет и библиотека для работников «Автоколонны №1204». Стены из дерева, внутри все запущено. Со временем сделали ремонт. Бизнес не шел, и в 2003 году друзья решили заняться общепитом.
– Какая разница, пирожки или подшипники? – продолжает Серебряков. – Это все равно торговля. Тогда нам было по 32 года, мы могли рискнуть, сделали это и не прогадали. Купили подержанное оборудование, наняли поваров. Но посетители не шли. Столовая была в отдалении, там даже транспорт почти не ходил. Постепенно ситуация изменилась – три года назад столовая начала работать круглосуточно. В самом заведении есть свободный доступ к wi-fi, кетчуп, майонез и хлеб бесплатно, а ночью – еще и кофе, сахар, лимон.
Бог маркетинга
Свои посты Капустин стал публиковать два года назад.
– Сочинять истории мне нравилось всегда, – рассказывает Сергей. – Но этим делом надо заниматься регулярно, а я чаще пишу по настроению.
Сообщения в блоге появляются каждый понедельник, в них говорится об акции, которая будет проходить в столовой.
– Самые лучшие посты я вообще писал на коленке! – продолжает Капустин. – Над стилем тоже не раздумывал. Наверное, за него стоит сказать спасибо Пушкину, Гоголю и Хармсу – я люблю читать, хотя по литературе в школе у меня была твердая четверка. С ростом популярности астраханской столовой количество посетителей не изменилось – около 300 человек в сутки.
– Все дело в том, что наша аудитория –это полицейские, врачи, таксисты, дальнобойщики. Они не сидят в интернете, – объясняет Алексей. – Мы и сами обедаем в столовой. Я люблю мясные блюда: котлеты, отбивные, а Сергей – запеченную курицу.
Зато увеличилось число недоброжелателей. Недавно пришло письмо якобы от администратора программы «Ревизорро». В нем сообщалось, что ведущая шоу собирается навестить Столовую №100, и за 20 тыс. рублей отправитель обещал предупредить о дате визита.
– Поняли, что хотят развести, и даже отвечать не стали. Проверок мы не боимся, – говорит Алексей Серебряков. – В зале у нас чисто, мы моем полы несколько раз в сутки. Продукты закупаем у поставщиков, которые имеют все необходимые сертификаты. Персонал столовой – 15 человек: повара, кассиры, посудомойщицы и администратор. Конечно, с доходов от столовой особенно не разгонишься, тем более в кризис. Мы не можем себе позволить отдохнуть на Бали, но на нормальную жизнь хватает. У меня большая семья – жена, две дочери и сын от первого брака. Сергей в разводе, у него взрослый сын. После Нового года продажи сильно упали, но к весне немного выровнялись. Поднимать цены на блюда в кризисное время не с руки, отпугнем клиентов. Стараемся держать стоимость на одном уровне, но на мясные блюда цены все равно пришлось повысить. Времена непростые, но мы не теряем надежды, что все наладится.