Издание South China Morning Post со ссылкой на правительство Китая на днях сообщило, что еще 17 ноября 2019 года в стране был зарегистрирован первый случай заражения неизвестным вирусом. Произошло это в провинции Хубэй. Разумеется, тогда никто и подумать не мог, что коронавирус так стремительно распространится по всему миру, устроив проверку на прочность для мировой системы здравоохранения.
О том, что в Китае началась полномасштабная эпидемия, стало известно только в декабре. Тогда в провинции Ухань было зарегистрировано несколько десятков случаев заражения. Уже 1 января город был полностью закрыт, а его жители оказались изолированы от всего мира. Чиновники надеялись, что таким образом удастся остановить распространение инфекции.
А вот общемировое течение жизни тогда еще не изменилось. Европейские СМИ изредка сообщали о вирусе нового типа, а в России и вовсе умудрялись делать абсурдные заявления: мол, COVID-19 поражает исключительно китайцев. О том, что инфекция опасна для всех, вне зависимости от национальности, стало известно в конце января: тогда в Италии зарегистрировали первые случаи заражения. Далее вирус распространился в Испании, Великобритании, странах Восточной Европы.
В конце февраля-начале марта происходит то, что еще год назад казалось невозможным: почти все государства Европы принимают решение о тотальном карантине. Перестают работать рестораны, отели, прекращается авиасообщение. Италия, Чехия, Испания и другие государства вводят полный локдаун: выходить из дома можно было только на работу и на прогулки с собаками.
А тем временем в Китае 29 марта объявили об окончании эпидемии. Остальным государствам это дало надежду на то, что первая волна продлится пару месяцев, а позже произойдет спад.
России долгое время удавалось избегать распространения COVID-19. Первые случаи заражения были выявлены еще в январе, но тогда пациенты быстро выздоровели. Полномасштабная эпидемия началась в марте, когда в Москве появилось сразу несколько пациентов с коронавирусом.
Тогда все жители страны напряженно следили за количеством зараженных. В супермаркетах опустели полки с крупами и туалетной бумагой, а люди внезапно вспомнили, что руки нужно мыть по несколько раз в день.
А вскоре призаком жизни с коронавирусом стала удаленка. Миллионы людей были переведены на дистанционную работу. По улицам городов курсировали полицейские, которые следили за тем, чтобы люди не нарушали карантинные меры и сидели по домам. Отсутствие рейсов из зарубежных стран, штрафы за нарушения режима самоизоляции — все это стало реальностью для граждан России.
Только к началу мая ситуация стабилизировалась как в России, так и во всем мире. Государства постепенно начали снимать ограничения, а к лету мир и вовсе забыл про пандемию. Люди не захотели отменять намеченные отпуска, поэтому курорты Краснодарского края заполнились туристами. При этом специалисты еще тогда говорили о приближении второй волны.
Как и в первый раз, сначала признаки второй волны появились в Европе. Осенью Италия, Испания, Чехия, Германия и другие государства сообщили об увеличении числа зараженных. К концу сентября в России также случился резкий прирост. Однако вторая волна уже не вызывала такой паники у людей. Во-первых, граждане устали от ограничений. А во-вторых, в мире все чаще стали звучать речи об изобретении вакцины.
Сейчас работа иммунологов выходит на финальный этап, а это означает только одно: совсем скоро на рынке появятся сертифицированные вакцины. Тогда уже можно будет прогнозировать исход эпидемии. Остается только надеяться, что новый штамм COVID-19, который недавно обнаружили у норок в Дании, не успеет к тому моменту распространиться по всему миру.
Фото: Legion-Media, АГН «Москва», iStock/Gettyimages.ru, Getty Images