15 августа 2019 года навсегда войдет в историю российской авиации. Тогда Дамир Юсупов смог посадить самолет с 233 пассажирами на борту в кукурузном поле. Позднее выяснилось, что при вылете из аэропорта Жуковский самолет столкнулся со стаей чаек. Птицы попали в двигатель, из-за чего тот отказал.
Поняв, что борт неисправен, пилоты запросили разрешения вернуться в аэропорт. Однако тут же произошел отказ второго двигателя, из-за чего экипажу пришлось экстренно сажать самолет в кукурузном поле. Тогда Дамира Юсупова признали всероссийским героем и даже наградили орденом. Правда, с такими почестями до сих пор согласны не все.
Так, пилот-инструктор Сергей Кобышев считает, что аварийной посадки в принципе можно было избежать. «Мое мнение: нельзя награждать за грубейшие нарушения в летной практике. За грубейший непрофессионализм. За что награждать тех, кто только чисто случайно не убил людей? А фактически они сделали все, чтобы их убить», — подчеркнул пилот-инструктор.
По мнению специалиста, у Юсупова были все возможности вернуть самолет в аэропорт. Тогда бы и люди не подверглись опасности, и самолет бы не пострадал. Еще одна претензия Кобышева в том, что при взлете экипаж не убрал шасси, а это сильно сказалось на работе борта с одним двигателем.
С Сергеем согласен и пилот Литвинов. «Этот случай часто сравнивают с тем, когда пилот в США посадил самолет на воду реки Гудзон. Но сравнивать данные аварии неправильно. В США провели расследование, которое длилось пять месяцев. Они доказали, что пилот все сделал правильно, и только после этого того наградили. Здесь же на второй день вешают награды людям, не разобравшись в произошедшем. Уже почти год прошел, а у нас нет расшифровки того полета. Я опираюсь только на слова самого пилота. Нам людям, разбирающимся в ситуации, понятно, что они действовали неправильно», — подчеркнул специалист.
Сам Дамир Юсупов в курсе того, что в его адрес то и дело звучит критика. Реагирует он на нее нормально, хотя и признает, что шасси они действительно забыли убрать. «Мы ждем результаты расследования Межгосударственного авиационного комитета. Пока неизвестно, какое решение они примут. Для меня самое главное, что все пассажиры вернулись к своим семьям, что они живы и здоровы», — поделился пилот в интервью для расследования YouTube-канала Baza.
В деле о чудесном спасении рейса А321 действительно очень много неточностей и вопросов. Однако пассажиры, с которыми удалось поговорить журналистам, до сих пор благодарят весь экипаж за то, что они живы.
Фото: PhotoXPress, Комсомольская правда / PhotoXPress.ru, кадр из документального фильма Baza