«Фернандо не спит ночами. Потому что боится умереть. После двух муж делает все, что угодно, — смотрит фильмы, читает, работает над второй частью книги... Иногда вырубается на 15 минут. Бывает, ему тяжело дышать — приносят кислородную маску... А днем под моим чутким присмотром восполняет энергию», — делится со «СтарХитом» Вероника, супруга бывшего полузащитника «Зенита».
«Дочь думает, что папа старый»
В 2008 году Фернандо Риксен вместе со своей командой выиграл Кубок УЕФА. В то время помимо успехов на футбольном поле талантливый голландский спортсмен был также известен скандальным нравом, громкими вечеринками и драками с коллегами. Однако в 2013-м его жизнь круто изменилась. Врачи обнаружили у мужчины неизлечимое заболевание — боковой амиотрофический склероз. Ему давали не больше двух лет. Но прошло уже шесть, а Фернандо мужественно продолжает бороться. В данный момент с женой Вероникой и дочкой Изабеллой он находится в шотландском госпитале. Риксен все слышит, видит и понимает, но полностью парализован. Общается при помощи устройства генерации речи. «Недавно мы организовали вечеринку, которую сам Фернандо назвал прощальной, — продолжает Вероника. — И многие неправильно поняли мужа, решив, что чуть ли не на следующий день он планирует прибегнуть к эвтаназии. Напомню, в этой стране процедура запрещена. И умирать добровольно никто не собирается. 28 июня был так называемый последний «выход в люди». В связи с ухудшающимся состоянием супругу все тяжелее куда-то выбираться. Дня рождения — по сути, мероприятие напоминало этот праздник — решили не ждать, потому что никогда не знаешь, сколько человеку еще осталось».
Больше всего Фернандо тронули приехавшие в Глазго русские болельщики. Парни смонтировали красивое видео, запечатлевшее разные моменты из жизни Риксена. Бывший клуб спортсмена «Зенит» тоже передал слова поддержки, сделал растяжку с его фото. «Ему было приятно, плакал, да и все были взволнованы, — признается Вероника. — Друг набил татуировку с изображением мужа, товарищ по «Рейнджерс» спел для него. Любимый обожает группу АBBА, его назвали в честь одной из композиций. Конечно, она тоже звучала».
Сейчас жена футболиста занимается обновлением визы в родном Петербурге — каждые два месяца ей нужно выезжать из Шотландии. «Без Фернандо чувствую себя абсолютно потерянной, как будто половину тела отняли, — рассказывает Вероника. — Беспокоюсь, как он там без меня. Постоянно на связи. Установили специальную камеру, чтобы я в любой момент могла видеть супруга через приложение в телефоне. А так мы с дочкой всегда рядом — комната в хосписе небольшая, напротив его кровати наш диван. Если мужу что-то надо, он пишет на компьютере, я встаю, зову медсестру».
Со стороны все выглядит как будни обычного семейства. За исключением того, что его глава обездвижен. «Смотрим вместе фильмы, Фернандо следит за новинками кино, тотчас же скачивает, — перечисляет Вероника. — Завели собаку — французского бульдога, так Белла с папой обожают выискивать смешные видео в Интернете про эту породу, а потом вместе угорают. Футбол тоже включаем, но для Фернандо тяжеловато — сразу начинает переживать. Раньше ведь играл, а сейчас не может».
Риксен помогает наследнице с уроками, со всеми вопросами по английской грамматике девочка приходит к нему. «Дочка не совсем понимает, что с отцом, а я стараюсь не затрагивать специально эту тему, — говорит Вероника. — Белла почти с пеленок видела его таким. Говорит: «Я знаю, что папа немного другой. И люблю его». Считает, что Фернандо просто старый. Спрашивает иногда: «Мама, а ты через много лет тоже будешь такой?» Пишет ему всякие послания, читает стихи. О подобной связи отца и дочери можно только мечтать. Хотелось бы подольше продлить их общение, чтобы Фернандо видел, как она растет».
«Погуглите, я живой!»
Над кроватью футболиста — список того, что ему нельзя, предназначенный в том числе и для стажеров-волонтеров, которые помогают ухаживать за пациентами хосписа. «Мужа ни в коем случае нельзя приводить в лежачее положение — сразу начинает задыхаться, — упоминает Вероника. — Он всегда полусидит. Только когда моют, опускают буквально на пять минут. Временами кажется, что медики боятся до него дотронуться, поэтому он меня иногда просит почесать голову как следует, помассировать руки и ноги. Ему хочется посильнее. Говорит: «Мне кажется, я такой грязный, надо отскрабить». В общем, держимся на позитиве».
Супруга Риксена продолжает верить в чудо, однако пробовать лечение нетрадиционными методами отказывается. «Сейчас все зависит от его легких — как они будут работать, — поясняет женщина. — После того как Фернандо объявил о прощальном вечере, мне столько шарлатанов написали. Клянутся, что исцелят, говорят: уверуйте. Но если есть Бог, то почему дети умирают от рака?»
Сейчас семья спортсмена получает помощь футбольной команды, где раньше играл Риксен, и пожертвования. Родители Фернандо отказались от сына после страшного диагноза, бывшая жена отсудила все имущество. А недавно еще и голландской пенсии, которая была хорошим подспорьем, лишили. «Якобы мы не отправили бумагу с подтверждением, что Фернандо не умер, — говорит Вероника. — Когда компания звонила, муж попросил включить громкую связь. В порыве ярости не сдержался: «Обо мне можно найти информацию в Сети — погуглите, я еще живой!»
Естественно, о собственном развитии и планах супруге футболиста пришлось забыть. «Мой мир — это муж и ребенок, — откровенничает Вероника. — Самое страшное — остаться без него. Вижу, как Фернандо тяжело, хоть и не говорит об этом. Не понимаю, что буду делать, когда любимого не станет. Сейчас активно ищу работу. По образованию я психолог, но для трудоустройства в Европе требуется подтвердить профессию. Испанского не знаю, по-английски никто не говорит. Надо переквалифицироваться, но на кого?.. Из-за учебы дочки привязаны к школе. Могу работать с 10 утра до 4 часов дня. Необходимо что-то дистанционное, думаю, может, риелтором. Завещание муж составил, как только заболел, но документ пока не подписан. Я никогда не спрашивала, он сам как-то обронил: «Не переживай, все достанется тебе и Белле».
Фото: VI Images via Getty Images, Dima Korotayev/Epsilon/Getty Images, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)