Веками на Руси существовала официальная христианская православная церковь, которая базировалась на главной книге — «Новом Завете». Основные церковные каноны были закреплены на «Стоглавом Соборе» еще при Иване Грозном.
Во времена царствования Алексея Михайловича Романова в XVII веке произошла Никоновская реформа, которая должна была скорректировать накопившиеся ошибки и разногласия внутри церкви, ведь в епархиях богослужения проводились по-разному, требовалось привести все к единообразию.
Реформа внесла изменения в обрядовую часть:
православные христиане теперь должны были креститься не двумя пальцами, как раньше, а тремя (трехперстное крестное знамение);
крестный ход стали совершать не по cолнцу, а против него;
поклоны теперь можно было делать поясные, а не земные, их число уменьшилось;
во время службы возглас «аллилуйя» стал звучать троекратно, а не двукратно;
имя Спасителя стали произносить как «Иисус», а не «Исус» (буква раскола);
количество хлебных буханок (просфор), используемых в литургиях, уменьшилось с 7 до 5 и т. д.
Но одними обрядами дело не ограничилось. Никон стал вносить изменения в священные тексты, приводя их, по его мнению, к «чистой» греческой православной церкви.
Так называемая «Книжная справа» изменила и названия книг: Потребник стал называться Требником, Устав — Октоихом, Часовник — Часословом.
Все эти перемены были инициированы «сверху» и выражали официальную позицию государства и церкви. Но понравились изменения далеко не всем: у Никона появился противник из числа прежних единомышленников, протопоп Аввакум, который стал голосом тех людей из народа и церковников, которые считали все происходящее посягательством на истинную веру, ее уничтожением, а самого Никона — воплощением Антихриста.
Многие священники и иноки писали челобитные и письма, обличая нововведения, которые, по их мнению, разрушали традиционный уклад и меняли само вероучение. Потемкин называл новые книги и чины «злой верой».
Так постепенно в народе стали говорить, что до реформ была одна вера, а после появилась другая. Тех, кто исповедовал старую веру, называли «староверцами», или «староверами», а принявших Никоновскую реформу — «нововерами». Правда, второе название постепенно исчезло, а термин «старовер» остался.
Официально же противники реформы в государственных документах значились как «раскольники», их обвиняли их в расколе церкви и отправляли в ссылки.
Когда к власти пришла Екатерина Великая, раскольники стали именоваться в бумагах «старообрядцами», что означало смягчение отношения к ним со стороны монарха. Императрица решила, что этих людей можно было бы поселить на пустующих территориях и предоставила им льготы на проживание там.
Постепенно термин «старообрядцы» стал вытеснять термин «староверы». Но не все соглашались, что это правильно. Многие считали, что Никоновская реформа посягнула не только на обряды, но и на само православие, и продолжали называть себя «староверами» или просто «православными христианами».
Староверы (старообрядцы) сегодня стараются сохранять все церковные догматы дореформенной Руси и в богослужениях используют книги, изданные до 1652, то есть при «последнем благочестивом патриархе».
У них нет отдельной церкви или сообщества. Но есть 2 направления: «поповцы» и «безпоповцы» (букву «з» мы здесь поставили осознанно).
Поповцы признают важность «посредников» между богом и человеком, необходимость всех древних церковных таинств и т. д.
Безпоповцы говорят, что после реформы Никона благочестивых священников не осталось, и каждый истинный православный христианин — сам себе священник. Они принимают только Крещение, исповедь, а некоторые из них — таинство брака.
У современной официальной церкви свое мнение по поводу старообрядцев: это такие же православные христиане, а обряды у тех и других «равноспасительны», то есть разница в них несущественна в деле спасения души.
О том, кто такие староверы и старообрядцы и чем они отличаются от православных христиан, можно говорить долго. В статье мы дали базовое понимание, но некоторые ученые очень глубоко изучали этот вопрос.
У них есть очень любопытные версии об истинных задачах, которые должна была решить реформа, и о роли староверцев во всем этом процессе. Например, много интересного можно почерпнуть из работ и интервью историка Александра Владимировича Пыжикова.