Недавний скандал с пятью младенцами, найденными в московской квартире, вновь заставил всю страну обсуждать плюсы и минусы суррогатного материнства. Напомним, что полиция обнаружила малышей в совершенно неподобающих условиях, без присмотра, если не считать няни-иностранки. Найденышей отправили на обследование в больницу, а представители правоохранительных органов тут же завели дело по статье о торговле людьми.
Уже потом выяснилось, что всех пятерых выносили суррогатные матери из России по «заказу» граждан из Китая, которые и являются биологическими родителями младенцев. Из-за пандемии коронавируса детей не смогли время вывезти из границу, поэтому они и оказались во временном «убежище».
Сейчас иностранцы, мечтающие стать родителями, довольно часто едут именно в Россию. Дело в том, что процедура, при которой в организм суррогатной матери подсаживается уже искусственно оплодотворенная яйцеклетка, запрещена во многих странах Европы и Азии. А вот в России она легализована и приносит довольно приличный доход. Считайте сами: в 2020 году на свет должно появиться около полутора тысячи младенцев от суррогатных матерей. В среднем такая услуга стоит 2-3 миллиона рублей.
«Дети, рожденные суррогатными матерями для иностранцев, отдельно в нашей стране не учитываются. Но я полагаю, что речь может идти о 10–15%, не более. Так что основные получатели этой услуги — российские семьи. И когда кто-то говорит, что россиянок эксплуатируют и они рожают для иностранцев — это неверно», — уверен член Российской ассоциации репродукции человека Константин Свитнев.
Найти потенциальную сурмаму, готовую выносить ребенка, можно как самостоятельно через Интернет, так и через специальные агентства. Во втором случае гарантий чуть больше. Многие женщины идут на это стесненных финансовых условий: гонорар в один-два миллиона рублей помогает им покрыть долги, улучшить жилищные условия.
Так, женщина по имени Виктория оказалась в сложной жизненной ситуации: она лишилась работы, но должна была обеспечивать двоих детей. Тогда суррогатное материнство стало для нее спасением. Будущих клиентов она нашла в социальной сети: стороны просто списались, встретились, а после заключили договор об оказываемых услугах.
«Раз в неделю биологические родители приезжали и смотрели, что у меня в холодильнике. В каждый визит привозили подарки для меня и моих детей. Сначала я все равно боялась, что меня обманут и не заплатят. Но к концу беременности мы с биородителями стали чуть ли не друзьями, и все прошло отлично. Рожала я в хорошей клинике. Малыш здоровый и красивый. Та семья счастлива, и моя — тоже, ведь мы смогли выкарабкаться из нищеты», — призналась Виктория.
Конечно, бизнес довольно новый и полон рисков, ведь большие деньги привлекают мошенников. Самый скандальный случай, связанный с суррогатным материнством, произошел в середине 2000-х. Гражданка России Людмила Вержбицкая представлялась сотрудницей специализированного центра, находила клиентов в Сети, собирала деньги и биоматериал, а потом отдавала счастливым родителям младенцев. Вот только оказалось, что все они были чужими: Вержбицкая искала женщин, которые хотели сделать аборт, уговаривала их оставить ребенка за определенную плату. Затем рожденных малышей передавала клиентам.
Дело получило большую огласку не только из-за скандального шлейфа, но и из-за мягкого приговора для Вержбицкой. Тогда женщина отделалась небольшим штрафом и годом тюрьмы условно.
Бывают случаи, когда суррогатные матери вынашивают детей, но потом отказываются отдавать их биологическим родителям. Один из таких инцидентов произошел в 2010 году: некая Зинаида Ракова заключила договор с семьей, но после родов поняла, что не сможет расстаться с малышом. Женщина обратилась в суд, и он принял ее сторону: ребенок остался с ней.
Дело в том, что в Семейном кодексе прописано, что биологические родители могут быть записаны в свидетельстве о рождении «только с согласия женщины, родившей ребенка». Именно поэтому суррогатные матери находятся в приоритетном положении. Но и их тоже могут обмануть.
«Бывает, что биологические родители обращаются к нескольким суррогатным матерям, а потом выбирают одну из них. Иногда биологические родители вообще разрывают контракт, потому что по каким-то причинам передумали. Что делать женщине, если она уже беременна, но ребенок больше не нужен биологическим родителям? Рожать? Делать аборт? На какие деньги его растить, если оставить себе? Все это очень сложные для нее вопросы, даже если она получила денежную компенсацию», — пояснил преподаватель университета имени Н.И. Пирогова Лев Ляуш.
К тому же беременность — это всегда стресс для организма. Вынашивание ребенка может обернуться развитием хронических заболеваний и даже ростом опухолей. Именно поэтому женщин, желающих стать суррогатными матерями, пусть и за большое вознаграждение, не так много. Некоторые из них пытаются дополнительно нажиться, воспользовавшись уязвимым положением биологических родителей. Часты случаи, когда беременная начинает шантажировать клиентов, добиваясь увеличения итоговых выплат. Именно поэтому в специализированных агентствах существуют черные списки.
Все эти минусы давно на заметке у чиновников и членов правительства. Так, сенатор Елена Мизулина еще в 2015 году предлагала запретить суррогатное материнство, обосновывая это тем, что эта услуга, по сути, является торговлей людьми. Через пару лет депутат Антон Беляков внес на рассмотрение в Госдуму законопроект о запрете суррогатного материнства, но его не поддержали. Специфический бизнес продолжает существовать в России. И в пользу его развития говорит растущее число тех самых счастливых семей, которым все-таки удалось обрести долгожданных наследников, пусть и не самым традиционным способом.
По материалам Baza
Фото: Pixabay