Но что делать, если перевести определенную сумму просит голос родного человека? Эксперты настаивают: не верить на слово ни в коем случае.
Статистика атак киберпреступников с каждым годом становится все более печальной. Согласно данным, в 2023 году мошенники похитили у россиян около 15,8 млрд рублей, что на 11,5% больше, чем годом ранее. Несмотря на то, что новые схемы обмана регулярно раскрываются и граждане все реже берут трубку, когда на мобильный телефон поступает звонок с неизвестного номера, злоумышленники не останавливаются и постоянно придумают все новые лазейки, которые помогают им набивать карманы за счет доверчивых граждан.
Так, за последнее время участились случаи, когда мошенники вымогают деньги с помощью созданных искусственным интеллектом голосовых сообщений от имени владельца аккаунта в социальных сетях или мессенджерах. У людей практически не остается шансов сомневаться в том, что близкий попал в сложную ситуацию, ведь он просит о банковском переводе не текстом, который легко подделать, а в аудио.
С помощью фишинговой атаки киберпреступники получают доступ к странице человека, а затем начинают писать его знакомым, друзьям и родственникам с просьбой об определенной сумме денег. Все эти мольбы они подкрепляют аудиосообщениями, созданными на основе предыдущих голосовых с помощью нейросети. Современные возможности позволяют реализовать фейк, который практически невозможно отличить от настоящего голоса.
Один из пострадавших от подобной атаки рассказал, что злоумышленники рассылают такие сообщения не только в личные чаты, но и во все беседы, в которых состоит пользователь. Помимо аудио, в диалогах также распространяют снимки банковской карты с именем и фамилией вне зависимости от того, указаны ли на странице реальные данные владельца аккаунта.
Ведущий специалист департамента Digital Risk Protection компании F.A.C.C.T. Евгений Егоров назвал подобное вымогательство довольно продвинутым и сообщил, что «схема опасна тем, что мошенники используют сразу несколько факторов идентификации жертвы — аккаунт, голос и банковскую карту». Все это практически не оставляет шансов сомневаться в истинности полученных сообщений.
Меры профилактики
Для того, чтобы избежать последствий фишинговых атак, стоит взять на заметку следующие правила профилактики:
Не сообщайте в мессенджерах и социальных сетях информацию из документов, а также срок действия карты, защитный код CVC/CVV на обратной стороне (три цифры), код из СМС и пуш-уведомлений, ПИН-код и количество денег на вашем счете;
Регулярно чистите диалоги, удаляя спустя время голосовые сообщения даже, если они не несут в себе никакой важной информации;
Не вводите на сомнительных сайтах персональные данные;
Придумывайте сложные пароли к разным ресурсам (например, с помощью менеджера паролей) и не отказывайтесь от двухфакторной идентификации;
Следите за кибербезопасностью личного телефона: установите пароли, разделите учетные записи на личные и рабочие;
Старайтесь своевременно обновлять операционную систему;
Подключайтесь к общественному Wi-Fi только в случае крайней необходимости, иначе велик риск стать жертвой снифферинга (перехват данных в общественных местах. — Прим. «СтарХита»). Отдавайте предпочтение мобильному Интернету, он надежнее;
Получив сомнительную просьбу о помощи от знакомого, обязательно перезвоните ему и уточните, не является ли полученное от него сообщение реальным.