После того, как стало известно, что в разбившемся в Тверской области самолете точно летел Евгений Пригожин, общественность стала активно обсуждать его похороны. Где должны проститься со столь значимым человеком? Кто посетит церемонию прощания?
Тучи начали сгущаться еще 28 августа, когда анонимные Telegram-каналы стали сообщать о том, что на нескольких кладбищах Санкт-Петербурга наблюдается активность: появились ограждения, дежурят представители органов правопорядка. Тут-то и стало понятно: последняя гастроль главного музыканта ЧВК «Вагнер» пройдет в его родном городе на Неве.
Вообще, если почитать воспоминания коллег и друзей, то Евгений Пригожин был мастером интриг и нестандартных ходов. Он дважды «убивал» себя, имел кучу паспортов с разными личностями (именно поэтому в соцсетях до сих пор сомневаются в реальности его смерти — прим. «СтарХита»), а также любил, чтобы все плясали под его дудку. И уйти в мир иной спокойно он себе, да и другим, не позволил бы.
Уже в 10 утра корреспонденты ведущих СМИ Петербурга заняли свои посты у ворот главных кладбищ Северной столицы. Основным местом действия было выбрано престижное Серафимовское кладбище, которое находится недалеко от центра. Оно носит статус мемориального, найти последнее пристанище там считается престижным, ведь рядом покоятся герои с подлодки «Курск», ветераны Великой Отечественной войны, прославленные актеры, режиссеры, родители президента России Владимира Путина, папа и мама Виталия Мутко. Учитывая жизненный стиль Пригожина, его стремление к показной роскоши такой выбор места последнего пристанища был весьма правдоподобен.
У центрального входа на Серафимовское кладбище с раннего утра дежурили наряды ОМОНа, рядом ютились автозаки Росгвардии. Перекрыли несколько улиц, а позже выяснилось, что в доме напротив входа расположились снайперы. Зайти на территорию было практически нереально, даже те, у кого там покоятся родственники, не смогли пройти бдительный кордон. Но всегда есть «запасной вход» — нужно было просто обойти кладбище с другой стороны, где досмотр был не таким жестким.
В итоге около 12 часов дня бравые бойцы с нашивками ЧВК «Вагнер» стали перешептываться: «А прощание будет?» На площади перед церковью столпились журналисты, нервно штудирующие новостные ленты.
Инсайдерская информация из пабликов гласила, что оживление наблюдается и на Северном кладбище (там около полудня стали собираться люди), где было организовано прощание с командиром «Вагнера» Валерием Чекаловым (позывной Ровер). На Серафимовском кладбище перешептывались: Чекалов, Прихожин и Уткин (правая рука Пригожина и его близкий друг, — прим. «СтарХита») очень дружили, поэтому их могли бы похоронить вместе.
Около 14 часов на Серафимовском кладбище заметили небольшое оживление. Сотрудников ОМОНа и Росгвардии выставили возле нескольких захоронений. «Оттеснять нас будут», — стали перешептываться журналисты. Только вот подготовка шла очень вяло. Все ждали, что привезут гроб с телом, а его все не было.
Примерно в 15:00 появилась информация о скоплении народа у Манежа Кадетского корпуса на Университетской набережной. Место для прощания весьма престижное, рядом автомобили с госзнаками, а буквально в 500 метрах — кафе Евгения Пригожина.
Тут-то и появилась мысль, что главу ЧВК могут захоронить на Смоленском кладбище. Это тоже знаковое место — здесь находится часовня почитаемой православной церковью Ксении Петербургской, а также могилы игроков «Зенита» и музыкантов группы «Кино». Да и в целом Васильевский остров был не чужим для Евгения Пригожина.
Но катафалки, уехавшие от Манежа, взяли курс на платную дорогу ЗСД, а оттуда скрылись в районе Белоостровского кладбища. «Засада, нас обманули», — в сердцах говорили те, кто пришел на Серафимовское.
Белоостровское кладбище находится не в черте Санкт-Петербурга и не славится какими-то значимыми захоронениями, хотя и там нашли покой многие известные персоны: ученые, общественные деятели. Есть даже несколько могил бойцов ЧВК «Вагнер». Дежурившие на месте журналисты воочию могли наблюдать «шоу»: катафалк, машины сопровождения, люди в черном, говорящие: «Скоро будет тело».
Казалось, близится финал этой странной истории, но… Евгений Викторович и его команда вновь смогли всех удивить. Уже когда Серафимовское (все еще оцепленное ОМОНом и с металлодетекторами на выходе) начало закрываться, официальные Telegram-каналы ЧВК «Вагнер» дали точные координаты места похорон — Пороховское кладбище. Информация об этом появилась аккурат после 17 часов, когда по официальным данным территория кладбища уже закрыта.
Паблик «Кровавая барыня» тут же выдал инсайд, что если сейчас приехать на Пороховское, то добрый дядя сторож проведет всех желающих поклониться могиле Пригожина. Но, приехав в рабочий район Ржевка (он был основан еще при Петре I, а сейчас является окраиной Санкт-Петербурга), люди увидели лишь несколько десятков спецмашин ОМОНа, Росгвардии, а также множество снующих туда-сюда местных жителей с немым вопросом в глазах: «Что происходит?»
Успевшие до 18.00 не нашли никакого сторожа, зато наткнулись на людей с автоматами, которые на все вопросы вежливо предложили обратиться в пресс-службу или прийти завтра. При этом по всему периметру кладбища расставили бойцов с оружием — через каждые 10 метров. Корреспонденты подсчитали, что их не меньше 300, и, по некоторым данным, дежурить они будут всю ночь.
Евгений Пригожин действительно по меткому замечанию Ксении Собчак, «ушел красиво». Его похоронили рядом с могилой отца, а на месте захоронения висит флаг России и стяг ЧВК «Вагнер». На надгробном камне красуется стихотворение Иосифа Бродского.
Публика уже усмотрела в словах «мертв или жив» очередной месседж от Евгения Викторовича, который даже после смерти заставил говорить о себе всю страну и даже весь мир. Теперь последняя гастроль главного «музыканта» ЧВК «Вагнер» сыграна до конца.
P.S. Рихард Вагнер — легендарный немецкий композитор XIX века. Его самое известное творение «Полет валькирии», по слухам, было одним из самых любимых произведений Евгения Пригожина.