«Дуэлянт» - новая кинолента Алексея Мизгирева, в которой сочетаются элементы триллера, мистики и мелодрамы. В основе картины лежит дуэль, в ходе которой персонаж Яковлев бросает вызов судьбе. Прошлое героя драматично. После долгих лет ссылки и скитаний мужчина возвращается в Санкт-Петербург, чтобы отомстить виновным в своих несчастьях и вернуть поруганную честь.
«Фильм «Дуэлянт» рассказывает драматичную, захватывающую и волнующую историю, с неожиданным и сильным героем, способную вызвать отклик у современной аудитории, – комментирует продюсер фильма Александр Роднянский. - Новейший технологический инструментарий, технологические инновации, масштаб производства и точность проработки деталей эпохи в сочетании с впечатляющим эффектом зрительского погружения IMAX® помогут превратить «Дуэлянта» в настоящее зрелище и позволят перенести зрителей в неожиданный и интригующий мир дворянского Петербурга 19 века и пережить настоящее приключение. Мы с Сергеем Мелькумовым поверили в режиссера фильма Алексея Мизгирева, ярко зарекомендовавшего себя в авторском кинематографе и впервые обратившегося к кинематографу жанровому. Так часто происходит и в американской киноиндустрии, где из авторского сегмента в большой Голливуд были рекрутированы Кристофер Нолан, Альфонсо Куарон, Гильермо дель Торо и многие другие современные режиссеры».
Звездный актерский состав фильма «Дуэлянт» представлен известными российскими и европейскими актерами, в числе которых Петр Федоров («Сталинград»), Владимир Машков («Миссия невыполнима: Протокол Фантом»), Юрий Колокольников (сериал «Игра Престолов») и Мартин Вуттке («Бесславные ублюдки»).
«Дуэлянт» выпущен компанией «Нон-Стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, являющейся одной из компаний-лидеров отечественного киноиндустрии. На счету «Нон-Стоп Продакшн» - фильм «Сталинград» Федора Бондарчука, ставший в 2013-м году самым кассовым фильмом в современной истории российской киноиндустрии со сборами в мировом прокате в 72 млн. долларов; «Левиафан» Андрея Звягинцева, обладатель «Золотого глобуса», приза за «Лучший сценарий» на 67-м Каннском МКФ и номинант на премию «Оскар 2015» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Кроме того, в портфолио компании - телевизионные многосерийные фильмы «Белая гвардия» Сергея Снежкина, «Достоевский» и «Бесы» Владимира Хотиненко, ретро-детектив «Следователь Тихонов» по мотивам романов братьев Вайнеров.
Режиссер Алексей Мизгирев рассказал о деталях со съемок фильма и об эмоциях, которые актеры попробовали воплотить на экране.
Об эпохе и ее точном воссоздании
Это было интересное время, значительно интереснее, чем мы знаем о нем, очень выразительная эпоха. Люди 19 века умели и хотели значительно больше того, что мы о них думаем.
Во время подготовки к съемкам мне принесли каталог пистолетов, состоящий всего лишь из двух страниц, с киностудии «Мосфильм», и сказали: «Это оружие. Похожее на историческое, но оно доступное. Всегда берут его. К вам приедет пиротехник, и стреляйте на здоровье». Эти пистолеты мы не использовали. Мы отказались от типовых решений, равно как отказались и от производства реплик, от новодельного оружия.
Я стал изучать время, и открылся целый мир оружия. Причудливые немецкие многоствольные пистолеты, бельгийские нарезные дуэльные пары, первые русские, еще капсульные револьверы. Мы знаем оружие американских ковбоев, но русское и европейское оружие оказалось не менее выразительным. Мы стремились к достоверности, которая, к счастью, оказалась интереснее обыденных шаблонов.
Наши художники и реквизиторы нашли в Европе и России и купили настоящие дуэльные пары того времени. Вообще, все оружие в картине – из 19 века. Уникальные мастера починили его, и оружие стреляло. Было непросто сделать это, но наша картина про людей с оружием, и оружие было настоящим. Артист брал в руки револьвер, который воевал. Стрелял из дуэльного пистолета, из которого уже стреляли на дуэлях. Стреляли и убивали.
Кареты мы привезли из Германии, а еще несколько карет по проекту наших художников построили в Чехии. Эти кареты были одновременно и декорацией, и мобильной повозкой, в них запрягали лошадей. Мы получили возможность снимать в движении.
Наши художники сконструировали велосипед, который движется без цепного привода и привычной “звездочки” на колесе. Это прототип велосипеда 1849 года, нами доработанный. Пришлось дорабатывать, поскольку тот велосипед ездил только по прямой, не поворачивал, а наш должен был ездить по треку с наклонной поверхностью. Кстати, в то время еще не было слова «велосипед». Такие двухколесные аппараты назывались самокатами.
Артист Машков два месяца тренировался ездить по узкому треку на самокате. С нами в группе был циркач, который ездит на необычных велосипедах. В итоге циркач не мог ездить столько, сколько ездил Владимир Машков.
О наводнении
В 1860-м году, когда разворачиваются основные события «Дуэлянта», наводнения в Петербурге не было. Большие наводнения были раньше и позже этой даты. Но сам образ города, в котором корабли лежали поперек пешеходных улиц, люди, которые плавали на лодках между дворцами – все это очень выразительно, и мы это использовали.
О дуэлях
В России действовал так называемый «дуэльный кодекс», но он существовал по умолчанию, в то время как, например, у французов он был зафиксирован в письменном виде. В качестве записанного текста русский дуэльный кодекс появился только в 1910 году. Правда, это ничего не отменяло. Каждый дворянин знал правила дуэли. На дуэли защищалась честь. А честь для дворянина не была пустым звуком.
Дуэль была кульминацией отношений. То, что вело к этой кульминации, тот эмоциональный градус, который побуждал к убийству подчас лучшего друга, ставшего в мгновение врагом - очень интересный и странный феномен. Если вынести за скобки безобразия пьяных офицеров и увидеть в дуэлянтах высокообразованных людей, владевших несколькими языками, изучавших экономику и юриспруденцию, живо интересовавшихся устройством государства, увлекавшихся литературой, писавших стихи, и вдруг, в какой-то момент, они начинали друг друга остервенело убивать, то это очень интересный материал для фильма. Дуэль - это очень русская история.
О чести
«Дуэлянт» – это фильм про людей, которые защищают свою честь. Сегодня граждане привыкли пропускать унижения чести. Кто как может терпит и идет дальше. В 19 веке дворянин знал, что честь – это не какое-то формальное приложение ко всей остальной жизни. Честь сущностно необходима для жизни.
Честь – это то, как ты относишься к себе, и как позволяешь относиться к себе окружающим.
Ценность чести была куда больше, чем ценность жизни. Императоры запрещали дуэли, ведь дворяне жестоко уничтожали друг друга. Дуэли были уголовно наказуемы. Но, тем не менее, поединки не прекращались. Честь была важнее царя.
О Петре Федорове и Владимире Машкове
Мне не хотелось делать примитивную пару «хороший-плохой». Слишком хорошие артисты были у меня в руках. Главный герой картины совершает поступки в общем-то отвратительные – он убивает людей. При этом, по нашей русской гуманистической традиции, он хороший человек. Его главный противник часто совершает хорошие поступки, являясь человеком со сложной мотивацией. Между нашими героями сложные и эмоциональные отношения. Они зависят друг от друга, и в то же время друг друга уничтожают. У героев разные возможности. У персонажа Петра Федорова, Яковлева, нет ничего, только честь. Для героя Владимира Машкова мир открыт. Вся история – это развитие их взаимоотношений, которая заканчивается кульминацией – дуэлью.
Герой Машкова, граф Беклемишев, – это второй главный герой. Важнейший персонаж, важнейшее силовое поле, на котором держится история. Разница между тем, где он хороший, а где плохой, фактически не читается. И хотя мы понимаем головой, что, наверное, герой отрицательный и даже отвратительный, но Машков играет с такой мощью, что отключает твои рецепторы своим обаянием. Поведенческая логика главных персонажей иногда совпадает, как ни странно. Они оба убивают людей, оба конфликтуют с миром. И я бы не сказал, что там однозначно понятно, кто кого. За спаррингом Федорова и Машкова интересно следить. Мощная актерская пара. Удивительно, что вместе они никогда не играли. Они впервые вдвоем на экране.
Петр Федоров очень ответственно отнесся к своей роли. Многие наши артисты любят сниматься сразу в нескольких картинах. Петр этого не делал. На съемочной площадке было много трюковых элементов, и он их исполнял сам. В экспедиции, которая проходила за полярным кругом, в одном из эпизодов Петра погружали в ледяную воду. Постановщики трюка два дня грели воду, и, по иронии кинематографической жизни, Петр лег не в это место, а в соседний резервуар, в котором ничего не грели. И артист совершенно мужественно терпел боль, пока не прозвучала команда «Стоп!» Это опасно, и Петр, и я это понимали, но в нем была такая внутренняя заряженность сыграть именно в таких предлагаемых обстоятельствах, что он даже не простыл.
Я не был знаком с Федоровым до начала работы над фильмом. И меня поразило, как он мужественно бросил себя в эту роль, не только физически, но и эмоционально. Он пророс в эту роль. И это связано не только с правдой тела, но, прежде всего, с правдой эмоции. Для того, чтобы так безоглядно открыться, требуется смелость, даже большая, чем лечь в ледяную ванну. Петр на это пошел. Это осталось в картине. Герой Петра Федорова – трагический герой, которого надо было прожить, а не сыграть. Знаете, есть такой критерий актерского мастерства – быть или казаться. Вот Петр – это не казаться, Петр – это быть.
О персонаже Мартина Вуттке (бароне Старое)
Барон Старое – персонаж-немец, играет его крупнейший немецкий артист Мартин Вуттке. Мартин – настолько большой артист, что я стал менять его роль, добавлять. Роль Вуттке расширилась даже не за счет каких-то реплик, а просто за счет масштаба его личности. В итоге барон Старое стал не второстепенным персонажем (как было задумано изначально в сценарии), а одним из центральных героев, крайне важным для объяснения сути героя Федорова, сути фильма в целом. Вуттке справился с ролью легко и изящно. Я впервые работал с немецкими артистами (в фильм играет также Франциска Петри), и они, признаюсь, поразили меня своей дисциплиной, собранностью и готовностью к работе.
Об именах и фамилиях главных персонажей «Дуэлянта»
Я никогда не выдумываю персонажам имена. Есть авторы, которые зашифровывают в имена и фамилии какие-то символы и тайные смыслы. Я никогда этого не делаю. Я всегда отталкиваюсь от какого-то набора фамилий, которые существуют в том времени, в тех предлагаемых обстоятельствах. И Беклемишев, и Яковлев, и Тучковы, и Старое – это все реально существовавшие фамилии, с ними были связаны дуэльные истории. Что-то я использовал в сценарии, что-то нет. Жизнь многообразнее, чем мы о ней думаем, к счастью. Надо не столько фантазировать, сколько прислушиваться.
Об актерах «Дуэлянта»
Сергей Гармаш играет однорукого убийцу. По сути, уже интересно. Гармаш как-то легко вошел в свою роль – она небольшая, но достаточно яркая, в персонаже есть изменение.
Княжну Марфу Тучкову играет молодая актриса Юлия Хлынина, ее брата – Павел Табаков. Новые лица в кино, хотя за ними есть уже какой-то послужной список. Мы хотели свежих лиц, новых артистов. Княжна Марфа – это дворянка, способная на безрассудный поступок. И мы искали актрису, которая, сохраняя внешность и способ поведения барышни, была человеком взрывным, готовым на решительный поступок.
С самого начала мы с продюсерами, понимали, что иностранцев играют иностранцы, а русских – русские. Нам важна достоверность. С одной стороны, история жанровая, с другой – реалистически достоверная. Было необходимо, чтобы речь звучала полноценно и легко. Наши герои общаются друг с другом на двух языках, и немцы говорят по-русски, и русские говорят по-немецки. Такая многоязычность была частью жизни Петербурга. Речевая характеристика мегаполиса, где равнозначно звучит русская, французская, немецкая, английская речь. Санкт-Петербург был сильным, передовым городом, мегаполисом империи, городом-лидером.