Артист рассказал, с какими трудностями сталкивается в кадре и за кадром, а также поделился мыслями о добре и целительной силе музыки.
Ты принял участие в последнем сезоне «Реальных пацанов». Не нахлынула ностальгия, когда снова вошел в образ Антохи?
— Да, Антоха вернулся, но совсем ненадолго — буквально на 20 секунд эфирного времени. Мне позвонил продюсер Антон Зайцев и сказал следующее: «У нас последняя серия последнего сезона, и мы хотим, чтобы ты предстал в качестве режиссера „Реальных пацанов“ в самом финале». Я был готов бесплатно это сделать, в дань уважения сериалу — меня многое с ним связывает. Получилось классно и весело, снова всех увидел. Но даже если бы сейчас все возобновилось, уже не пошел бы сниматься — не потому что мне не нравится проект или команда. Просто совершенно нет времени на самостоятельные съемки как актеру.
В последние годы ты все чаще выступаешь в качестве режиссера. Легко ли совмещать эту профессию с актерской? Не чувствуешь себя не по ту сторону кинокамеры?
— Действительно в последнее время много режиссирую. В начале мая приступаю к большому 12-эпизодному сериалу. Осенью буду снимать еще один сериал, а зимой — полный метр. Знаешь, совмещать актерство с профессией режиссера действительно тяжело, особенно в одной киноработе. Такая история случилась в моей дебютной картине «Нормальный только я», и после подобной ошибки уже не совершу, потому что безумно трудно быть и в кадре, и по другую сторону камеры.
Режиссировать мне нравится, получаю огромное удовольствие. Только что закончились съемки в Архангельске. И это здорово — немного другая стезя, больше ответственности, решений, каких-то результатов. Но как только ты объявляешь о небольшой паузе в актерской карьере, так сразу начинают сыпаться хорошие, большие, классные предложения, от которых очень тяжело отказаться.
Ты снял уже несколько фильмов для детей. Считаешь это призванием? А как относишься к советской киноклассике?
— К советской классике отношусь очень, очень, очень хорошо! Считаю ее своей «настольной книгой», постоянно пересматриваю фильмы мэтров — как детские, так и взрослые. На днях в очередной раз смотрел «Холодное лето пятьдесят третьего…» Советское кино — моя кинематографическая alma mater, и свои картины, в том числе и детские, стараюсь сделать в стилистике именно той эпохи.
У меня получается работать с детьми, что отмечают все, кто приходит на наши проекты. Возможно, это и есть призвание. Но заостряться только на детско-юношеском контенте моя компания «ПРОСПЕКТ МИРА» не намерена. Сейчас в разработке несколько взрослых проектов.
Твой пасынок Леон Кемстач стал звездой сериала «Слово пацана». Помогал ему советами в преддверии съемок?
— Советами Леону, конечно, помогал, но не в преддверии съемок, а до кастинга. Понятно, что в первую очередь он обратился ко мне. Мы помяли, размяли и подготовили сцены, и он в общем потоке, без всякого блата, абсолютно честно поехал на пробы, никто даже не знал, что это наш ребенок, и отлично отпробовался — это только его заслуга. Ну а на съемках с ним занимался непосредственно Жора Крыжовников, который знает, как правильно работать с актерами, поэтому там моя помощь была уже не нужна. Да и Леон приходил все время уставший, ему было не до разбора следующих сцен, он просто падал и засыпал. Такой большой проект, конечно, тяжело в 14 лет тянуть.
Ты много занимаешься благотворительностью. Но может ли внести свою лепту в доброе дело обычный, совсем не знаменитый человек?
— Благотворительность — это ведь не про деньги, а про помощь, про выделение свободного времени, какой-то частички души. Даже про стиль жизни. История людей знаменитых и медийных, она больше, наверное, направлена на популяризацию благотворительности того или иного фонда или проблемы, на которую собираются деньги. А обычный человек, который хочет помочь, может внести свою лепту, например, свободным временем или автомобилем — просто сесть в свою машину и весь день перевозить медикаменты или подарки.
Ощущаешь нехватку доброты в окружающем мире?
— В первую очередь, доброта, как и красота — в глазах смотрящего. Меня окружает много добрых людей. Стараюсь не замечать людей злых, и как-то с годами их вокруг практически не осталось, чему я очень рад. Как ты себя настроишь, с каким настроением просыпаешься, так же и мир будет относиться к тебе.
Очень важно, чтобы у тебя было искреннее желание делать добро. Когда благотворительностью занимаются, чтобы быть в тренде или потому, что кто-то настойчиво попросил — такая помощь реже доходит до конечной цели. Поружаться в благотворительность надо от чистого сердца.
А что для тебя добро? Как ты его понимаешь?
— Добро — это, в первую очередь, уважение ко всем. Если случается буллинг в школе, он происходит из-за неуважения ребят друг к другу. Отсюда проистекают издевательства, насмешки, приколы, подколы, так и пропадает добро. Как только вы начинаете уважать соседа по парте, по подъезду, уважать родителей, друзей, одноклассников, это уважение начинает самостоятельно обрастать добром, и вы уже не сможете этот поток остановить. Старайтесь ценить весь окружающий мир!
Попытайтесь найти правильное объяснение злу. Если ты видишь, что сосед постоянно злой, скорее всего, его даже надо пожалеть. Мы не знаем, что творится у него дома за дверью и, возможно, если ты к нему единственный будешь проявлять уважение и доброту, то он начнет потихонечку оттаивать — по крайней мере, по отношению к тебе. Даже если люди где-то агрессивны, все равно сострадайте, примите и постарайтесь научиться их уважать.
Могут ли добрые дела, и, в частности, благотворительность, стать важной частью современной популярной культуры? Ведь бытует мнение, что в ней царит культ богатства и эгоизма.
— Культ богатства и эгоизма, наверное, присутствует. Но не в поп-культуре, а в блогинге. На это смотрит молодежь и начинает думать — все, я не хочу идти ни в больницу, ни в школу, хочу стать блогером. Подобная история опасна.
А так, повсюду имеются и нечистоплотные ребята, и настоящие люди — и среди киношников, и в музыке. Есть мужчины и дамы, которые исполняют популярные песни и при этом серьезно занимаются благотворительностью. Я лично таких знаю, честь им и хвала. Они тоже открывают свои фонды, а организация под патронажем известного человека может помочь большему количеству людей.
Многие считают, что не стоит публично, напоказ, говорить о благотворительности. Разделяешь это мнение?
— Нет, не разделяю. Не стоит кичиться и делать на этом пиар. Не нужны многосерийные YouTube-шоу о том, как ты пришел в квартиру к больной бабушке или к детям, и говоришь — я сейчас всех спасу, давайте сделаем из этого короткометражку. Благотворительные фонды, в свою очередь, ежедневно и ежеквартально отчитываются за проделанные добрые дела и спасенные жизни, вот это, я считаю, правильно. Люди должны видеть и знать своих героев.
Нашим благотворительным организациям очень часто нужна медийная персона, потому что люди ей доверяют — знают, что деньги или собранные для нуждающихся вещи достанутся адресату, а не осядут где-нибудь в злых карманах. Такой человек должен понимать ответственность за то, к чему он призывает и быть уверенным в том, что собирает помощь именно тем, кто в ней нуждается. А после сбора надо публично сказать спасибо всем, кто помог.
Полагаешь, музыка может делать людей добрее?
— Как говорится — можно пережить любую беду, если подобрать правильный трек. В целом, я уверен, что музыка, как и кино — спасительный инструмент. Если фильм может просто показать тебе яркий пример того, как, следуя пути главного героя, надо поступить в трудной ситуации, то музыка на правильное решение способна натолкнуть, создав нужное настроение.
Ты был участником комедийной группы SexPistols. Любишь панк-рок? Что вообще предпочитаешь послушать на досуге?
— Да, много слушал всякого панка — Sex Pistols, Offspring, Green Day, наши отечественные группы. Но больше был поклонником хардкора — Sepultura, Machine Head, Rage Against the Machine, Korn — такие команды. Но сейчас либо возраст взял свое, либо стабильная усталость и перенасыщение эмоциями на работе сказались… Сегодня любимая музыка — это джаз. Но я большой поклонник коллектива «Голос Омерики» и всего нашего ска-движения. Знаю многих ребят-музыкантов. Так что осталась некая привязанность к хулиганским композициям, но она ушла в сторону российской музыки.
28 марта звездными участниками самого доброго музыкального события станут ST, Mary Gu, Сергей Лазарев, Мари Краймбрери, Баста, Клава Кока, Artik&Asti, Мот, «Моя Мишель», Люся Чеботина, Amirchik, GAYAZOV$ BROTHER, Akmal', Niletto, Леша Свик, Олег Майами и многие другие суперзвезды, которые вживую исполнят любимые миллионами слушателей хиты.