Александра, каждый человек к благотворительности приходит разными путями. Каким был ваш?
Все началось с бега. К моменту знакомства с фондом я около полутора лет занималась бегом с тренером. Тогда только начинались благотворительные забеги, и мне предложили пробежать за фонд. Я сказала: «С удовольствием», — ведь обычно ты тренируешься только для себя, а тут вдруг это могло кому-то помочь.
Просто познакомились — и почувствовали: вот оно, мое дело жизни?
Вообще я скептически относилась к благотворительности. Мне казалось, что, если ты состоятельный человек — тогда да, реально можешь помогать. А вот это все «переведите 10 рублей» казалось каким-то несерьезным. Но пробежать согласилась, потому что это было интересно. Потом марафон закончился, и фонд прислал по e-mail результаты, что нужная сумма в пользу подопечного собрана. «Жизнь как чудо» занимается конкретной проблематикой — заболеваниями печени у детей. И тогда я подумала: ну надо же. Мне всегда казалось, что «помогать» — это слово с большой буквы, нет, даже капслоком его надо писать: ПОМОГАТЬ. А тут раз, ты пробежал — и цель достигнута, я так просто смогла помочь детям.
Что такое марафон — знаю, что такое благотворительность — тоже. А как это вместе выглядит — не очень представляю.
Все думают, что помогать можно только переводом пожертвований. Но на самом деле есть масса других возможностей: стать волонтером, помогать pro-bono, то есть своими умениями (к примеру, ты фотограф и можешь помогать фонду бесплатно фотографировать на благотворительных мероприятиях). И один из таких примеров — бег! У фонда даже есть своя беговая команда «Бегу за чудом» и Интернет-платформа. Любой человек может посвятить свой забег, да и любое другое событие, в пользу фонда. Я бегу и призываю своих друзей поддержать меня пожертвованием в пользу детей. Так получается оказывать помощь именно за счет большого количества маленьких вкладов!
И после того марафона вы решили стать попечителем фонда?
Да. Правильнее будет сказать мне предложили, и я с радостью согласилась. После того забега мое отношение к благотворительности кардинально изменилось: я поняла, что, будучи медийной личностью, способна привлекать внимание, в том числе к детям, которым нужна помощь. Недавно я посвятила этому свой день рождения, попросила друзей не дарить мне цветы, а перевести эту сумму в пользу фонда. И мы собрали необходимые средства для нашей подопечной из Ярославля. Девочка сможет приехать в Москву на важное обследование. И так может сделать каждый!
Как работают благотворительные фонды? Разве не лучше помочь самому какой-то конкретной семье?
Сейчас, после 9 лет попечительской работы, я понимаю преимущества благотворительности вместе с фондом. Многим людям кажется, что гораздо эффективнее помочь напрямую — прийти к семье ребенка и передать средства. Адресная помощь, безусловно, — хороший вариант, однако важно учитывать несколько моментов. Во-первых, люди не всегда способны перечислять средства стабильно. Во-вторых, передавая средства напрямую, ты не узнаешь о том, насколько полно использовались возможности твоей помощи. Например, родители покупают ребенку лекарство, не зная, что этот препарат государство может предоставить за счет средств обязательного медицинского страхования. Если бы родителей кто-то вовремя оповестил о государственной программе, то они бы получили лекарство бесплатно от Минздрава, а деньги благотворителей направили на оплату реабилитации, санатория и так далее. Фонд всегда очень внимательно проверяет каждую заявку. Он берет на себя всю коммуникацию с семьей, взаимодействие с врачами, долгую перспективу кураторства, грамотное распределение ресурсов и программную помощь. И, конечно, фонд помогает решать не только адресные запросы конкретных семей, но и влияет на развитие диагностики заболеваний печени в целом: много работает с врачами и медицинскими учреждениями.
В обществе ведется спор, как стоит заниматься благотворительностью — публично или анонимно. Бытует мнение, что оповещать о своих добрых делах широкую общественность — нескромно. Вы испытываете дискомфорт, когда рассказываете о ваших благотворительных проектах?
Нет, совсем наоборот. Я, конечно, не считаю себя героиней, однако, мне кажется, что, если ты медийная личность, тебе стоит заниматься благотворительностью открыто. Зачем? Во-первых это вызывает доверие, значит это реальный ребенок и реальная проблема. Во-вторых аудитория может вдохновиться твоими поступками и также устремиться помогать тем, кто в этом действительно нуждается. К примеру, наш театр в этом году провел благотворительную акцию. В честь своего юбилея — МХТ им. А.П. Чехова отметил 125 лет — запустил программу «Театр помогает». В ней приняли участие несколько фондов, в том числе и наш. На сайте проекта можно было оформить пожертвование и помочь тем, кто сам всегда помогает. Собранные средства будут направлены на программы помощи подопечным. Не так давно у нас была встреча с дарителями фонда после моего спектакля, мы общались, придумывали новые проекты. Своим примером я могу вызывать доверие к фонду и вдохновлять других — это ли не прекрасно!
Что вы посоветуете нашим читателям?
Делать добро — это проще, чем кажется. Заходите к нам на estafeta.ru — любые ваши умения, знания и такие события, как дни рождения и забеги, могут помочь детям. Сколько вы соберете: 100 рублей или 100 000 не имеет значения, потому что маленькой помощи не бывает. И до встречи в театре и на экранах.
Фото: пресс-служба благотворительного фонда «Жизнь как чудо»