Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Хореограф Сергей Яджак разработал уникальную методику обучения аргентинскому танго

Победитель профессиональных конкурсов по аргентинскому танго и преподаватель рассказал о собственной уникальной методике обучения танцу, которая позволяет новичкам освоить его значительно быстрее.

16 апреля 2024 17:30
Хореограф Сергей Яджак разработал уникальную методику обучения аргентинскому танго

Сергей Яджак

Крупнейшее событие по аргентинскому танго в России завершилось на днях в Москве. На международном чемпионате-фестивале «Милонга России — 2024» мастера танго, в том числе, стран СНГ и Балтии состязались за главный приз — возможность принять участие в Чемпионате мира в Буэнос-Айресе. В жюри работали звезды танго из Аргентины. Масштаб состязания говорит о невероятной популярности танца в стране и высоком уровне его исполнителей. Чтобы достичь таких высот, определенно нужны годы тренировок. По словам профессионалов, не меньше двух лет нужно учиться, чтобы достичь уровня, достаточного для посещения обычной милонги — особого танцевального вечера. Однако сейчас у любителей танго есть возможность совершать этот шаг в два раза быстрее — уникальную технику обучения адаптировал преподаватель из Санкт-Петербурга Сергей Яджак, ведущий хореограф популярной школы и обладатель наград всероссийского и международного уровня. Среди его учеников уже есть чемпионы, призеры и лауреаты всероссийских конкурсов и турниров.

Сергей, вы уже давно в танцах — только аргентинским танго занимаетесь около 13-ти, из них пять лет преподаете. Сейчас в профессиональном сообществе вас знают, как создателя уникальной методики «ускоренного» обучения танго. Как она появилась?

В танцах я действительно много лет, больше 20. Очень много работал над собой, отрабатывал разные методики, искал свой стиль. В процессе этого саморазвития узнал о технике ТТС (англ. Tango Technique Conceptual — концептуальная техника танго — прим. ред.), которая помогает снизить нагрузку при шаге, улучшить кровообращение и задействовать в танце порядка 640 мышц — это практически все тело. В совершенстве этой методикой владеют всего около 10 человек в мире. Конечно, я приступил к ее изучению и начал использовать в обучении своих учеников. И уже в самом процессе понял, что здесь есть возможность ускориться. Решение пришло само. Дело оставалось только за его успешной реализацией.

Вам удалось адаптировать и улучшить эту методику так, что ученики теперь в два раза быстрее переходят на следующий уровень обучения.

Методика ТТС — это алфавит, разделяющий танго на основные элементы, плавно переходящий в коды, которые позволяют достичь некой беглости в танце. Tecnica — внимание на технические аспекты танца, включая правильное положение тела, работу ног и профессиональные движения. Здесь важно углубленное понимание и совершенствование технических навыков. Conceptos — понимание основных концепций и идей основы аргентинского танго. В этой методике я нашел «узкие места», которые доработал, исходя из своего опыта. Я понимал, что необходимо расширять границы в использовании нетривиальных последовательностей танцевальных связок, благодаря чему можно добиться более свободного и равноправного движения и взаимодействия партнеров в танце. Так, задействование определенных мышц спины партнера дали аккуратное и максимально плавное ведение пары. В нуэво — это современный и прогрессивный стиль танго — ведение партнерши происходит более свободно и легко, без лишнего напряжения руки. Здесь в целом больший акцент делается на импровизации и творчестве. А что касается эсцинарио — короткой театральной пьесы — здесь я предпочитаю устанавливать контакт в поставленном заранее танце. Это важно для создания единения и доверия между исполнителями, усиливает эмоциональное воздействие, удерживает внимание аудитории и улучшает синхронизацию, что помогает исполнителям реагировать на изменения в темпе и ритме.

Хореограф Сергей Яджак разработал уникальную методику обучения аргентинскому танго

Среди ваших учеников уже есть чемпионы крупных соревнований. Сколько пар вы учите по своей методике, какой прогресс наблюдаете?

В этой методике я обучил танцу уже более 50 пар, среди которых есть не только чемпионы, есть призеры и лауреаты конкурсов. Скорость изучения ступеней танго сокращается в среднем на два года. Чтобы выйти на продолжающий уровень, который обычно занимает два–три года в начинающем, мои ученики тратят всего полгода.

Культуру танго вы распространяете не только на классических уроках. Последние три года каждое лето вы организуете сезонный танго-лагерь «Бархатный сезон» на Черноморском побережье. В чем особенность занятий танго в таком формате? Как проходили смены?

Главная отличительная особенность — это атмосфера. Ни в одной городской школе невозможно создать подобие аргентинской портовой улицы, где зародился танец, а на Черноморском побережье это все есть. Лагерь посещали люди из разных уголков России — порядка 50 человек за смену. При этом в смене работали только два педагога — я и моя партнерша Татьяна Петрова. В течение 10–14 дней мы ежедневно проводили занятия по обучению танго. Групповые уроки были утром и вечером, а в дневное время — отдых и индивидуальные занятия. Каждый вечер мы организовывали уютные милонги, но не классические. Помимо танго, мы добавляли другую музыку: сальсу, бачату или линдихопу. Это придавало разнообразия вечерам, добавляя неожиданный шарм, а также расширяло музыкальный кругозор наших учеников. В завершающий день лагеря мы всегда ставили отчетный спектакль, который собирали в течение всей смены. Участие в нем могли принять все желающие ученики. Последняя постановка, кстати, у нас была очень яркой и чувственной по мотивам пьесы «Аладдин».

Сергей, вы ведь не только педагог. Значительную часть вашей профессиональной жизни занимают выступления в разных городах России. Самым масштабным проектом было выступление на сцене Кремля в шоу «Белоснежный бал Иоганна Штрауса» Concord Orchestra. Как вы туда попали и каково было работать на большой сцене?

Это было в 2019 году, когда я уже начал свою преподавательскую деятельность. Меня пригласил коллега, руководитель хореографической постановки Артем Майоров, когда пара, которая была постоянно задействована в шоу, не смогла присоединиться к выступлению. Я согласился. Работать на большой сцене — это вообще особая миссия для танцора. Она дает максимально свободное пространство для творчества, профессионалы, которые работают плечом к плечу — танцоры, музыканты, вокалисты — вдохновляют. Многотысячный зал заряжает неимоверной энергетикой и погружает в глубочайшее состояние, которое сложно описать словами. Ты будто изнутри танца и всего шоу, но чувствуешь все, что происходит снаружи. Это даже не эйфория, это нечто большее.

Аргентинское танго известно своей страстью, элегантностью и импровизацией. В чем заключается уникальность профессии тангеро, которая позволяет воплощать все это в танце?

В абсолютном владении высочайшим уровнем техники и мастерства, позволяющим выполнять сложные и элегантные движения с точностью и легкостью, в умении чувствовать и воспринимать музыку, танцевать в гармонии с ритмом и настроением, так, чтобы зритель переживал страсть, тоску, радость и множество других эмоций.

Именно это помогало вам добиваться серии побед в турнирах и кубках? Последняя — в ежегодном открытом Чемпионате «Кубок Урала 2024» в Челябинске, где приняло участие более 80 пар. Прошлый год принес абсолютные победы в Кубке Федерации Federation Cup Open — 2023 в Москве, в турнире Winter Cup by TangoJam Club и White Tango Festival Championship в Санкт-Петербурге. Раскройте секрет для тех, кто тоже стремится к победам?

Секретов нет. Здесь работают исключительное и грамотное владение телом за счет ежедневных тренировок. Ну и, конечно, собственные наработки и техники дополняют процесс конструктивом и неукоснительным движением вперед. Отключаю мысли и просто двигаюсь в ритме музыки, чувств и эмоций. Именно они высвобождают разум и позволяют ему работать иначе, не создавая преград. Ведь когда танцор выходит на сцену, он остается один на один с собой. Рядом только партнер, которому можно и нужно доверять, иначе не достичь высоких результатов. А сцена позволяет испытать искусство доверия и взаимопонимания в полной палитре эмоций со всех сторон: и со стороны зрителя, и со стороны танцоров. Поэтому сказать, что это только владение искусством или адаптированная методика, нельзя. На победу работает совокупность и того, и другого, помноженное на личные качества танцора.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения