12 мая 2022 12:00
Иван, почему вы выбрали профессию режиссера?
Можно сказать, у меня не было выбора. Мама была театральным режиссером, и я практически рос на сцене, а позже даже сам играл в нескольких спектаклях. А отец и дядя работали в кино. Так что лет с пяти я знал, что тоже хочу получить какую-то творческую профессию. Больше склонялся к режиссуре, причем в кинематографе, но и работа кинооператора привлекала — спасибо дальнему родственнику Георгию Редбергу, меня очень вдохновляли его работы. Общий путь был понятен с детства, а определиться с выбором помогло уже образование. Я попробовал все: сначала поступил в ГИТИС на режиссерский факультет, но тогда еще думал о театре. После окончания поступил на специальность «оператор-постановщик» в международном вузе, а уже потом попал во ВГИК. Там мне посчастливилось учиться в мастерской великого Сергея Соловьева. И, кстати, еще в институте я получил первую награду за режиссерскую работу: короткометражный студенческий фильм «Ловитор», в котором я выступил не только режиссером, но и сценаристом, получил главный приз на международном фестивале в Сан-Паулу. Примерно в то же время стало окончательно ясно, что мое призвание — именно режиссура.
Расскажите немного о первых шагах в киноиндустрии.
Сразу после института я попал в русско-американскую компанию «РАМКО», получив должность второго режиссера. И тут тоже очень повезло: мне выпал шанс посотрудничать с Роланом Жоффе, который снял «Миссию» и «Поля смерти» и получил за свои работы «Золотую пальмовую ветвь» и несколько номинаций на «Оскар». Это отличный старт. Вместе с Жоффе я работал над картинами «Похищение» и «Ты и я». Карьере второго режиссера я посвятил в общей сложности восемь лет. За это время несколько проектов получили разные премии, а проект «Летящие по ветру листья» (другое название — «Вагончик мой дальний»), взял «Нику» и несколько наград в Болгарии и Украине.
Вы участвовали в съемках «Левиафана». Какова была ваша роль?
Я также был вторым режиссером. Это очень важная позиция в создании фильма: второй режиссер является правой рукой основного и помогает ему воплощать его видение фильма. В «Левиафане» я отвечал за организационные аспекты съемок, контролировал выполнение графика съемок, чтобы Андрей Звягинцев мог сконцентрироваться на творческих задачах.
Как вы оцениваете историю и сюжет фильма «Левиафан»?
Это кино с очень мощной историей и сюжетом, которые вызывают множество эмоций у зрителя. Фильм описывает жизнь обычного человека, сталкивающегося с множеством проблем и трудностей в своей жизни. Он раскрывает тему коррупции, злоупотребления властью и борьбы за правду и справедливость.
Как вы думаете, какую цель преследовал режиссер, создавая этот фильм?
Мне кажется, основной целью было показать общественные проблемы, которые существуют в России, да и во всем мире, — и вызвать у зрителей интерес к этим проблемам. Фильм, по сути, критикует существующую систему и поднимает много вопросов, которые заставляют зрителей задуматься о своей жизни и обществе, в котором они живут.
А что вы можете сказать про работу актеров?
Считаю, что они сыграли на высшем уровне, сумели передать эмоции и переживания своих персонажей таким образом, что зритель полностью погружается в сюжет и переживает каждую сцену. Особенно я бы выделил Алексея Серебрякова, исполнившего главную роль. Он смог очень точно передать все нюансы переживаний своего персонажа.
Какой момент со съемок вам больше всего запомнился?
Пожалуй, съемка сцены, где главный герой в исполнении Алексея Серебрякова сидит на крыше и смотрит на океан. Это была очень мощная сцена, она вызвала множество эмоций у всех. Мы работали над ней весь день, и я помню, что казалось, будто время остановилось и мы погрузились в атмосферу фильма. Это было невероятное ощущение, когда ты видишь, как все сходится воедино и кино начинает оживать на глазах. А еще для нас было очень важно соблюдать особую атмосферу на площадке, чтобы сохранить эмоциональную глубину картины. Горжусь, что принимал участие в создании такого киношедевра. Думаю, «Левиафан» — это фильм, который останется в памяти зрителей еще на долгие годы, и я рад, что мне удалось внести свой вклад в его создание. Причем зрителей не только российских: «Левиафан» получил признание критиков и зрителей по всему миру. Фильм собрал множество наград, включая «Золотой Глобус» за лучший иностранный фильм, BAFTA за лучший неанглоязычный фильм, а также награду «Каннская пальмовая ветвь» за лучший сценарий на Каннском кинофестивале 2014 года. В целом фильм стал настоящим прорывом в российском кино.
А что насчет ваших собственных проектов? Какие можете особенно выделить?
Конечно, каждый режиссер мечтает о собственном авторском полнометражном фильме. Свое первое предложение о подобном проекте я получил в 2017 году. Нужно было не только поставить кино, но и написать сценарий. Это был двенадцатисерийный фильм «Сальса», в главных ролях снялись Алена Бабенко и Павел Делонг. Проект был очень успешен: до сих пор в Сети появляются положительные отзывы, да и зрительская оценка 7,5 баллов на одном из стриминговых сервисов — высокая для первого самостоятельного проекта. Еще стоит сказать про мой первый детективный сериал, для которого я тоже написал сценарий. Многосерийный фильм «Канцелярская крыса» снимался по заказу телеканала НТВ, и его до сих пор смотрят (к моменту публикации все серии набрали более 70 миллионов просмотров). А в 2018 году его даже номинировали на премию «ТЭФИ». Без лишней скромности отмечу, что именно первый сезон, снятый по моему сценарию, был успешнее последующих.
Международные проекты у вас тоже были?
Да, я работал над шестисерийным мини-сериалом «Любовь сквозь время», снятым по заказу кинокомпании «КазахФильм» и правительства Казахстана. Проект стал крайне успешным в Казахстане, а после приобретен крупной российской стриминговой платформой «Иви», там у него рейтинг 7,6 балла. Кстати, в Китае он тоже стал популярен, права на показ покупал их канал CCTV.
Что можете сказать о дальнейших творческих планах?
Как видно по моему резюме, мне комфортно работать с сериалами, хотя в этой области есть своя специфика: больше личного общения, построение долгосрочных отношений с командой и актерами. Но при этом возможностей развития сюжета и проработки героев и линий больше. Сейчас я начинаю новый этап своей жизни, и он, скорее всего, будет связан с полным метром. Можно сказать, что все предыдущие успехи, награды, отзывы критиков и оценки зрителей были началом моей международной карьеры. В мечтах — снять глубокое интеллектуальное кино, вероятнее всего в драматическом жанре. Хочется признания за пределами России — благодаря «Левиафану» я знаю, каково это, и, конечно, было бы здорово получить номинацию на «Оскар» уже за собственную работу.
Фото: личный архив