Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Режиссер Иван Глубоков о создании «Левиафана», работе с Серебряковым и карьере за границей

Глубоков, второй режиссер фильма «Левиафан», не просто организовывал съемки: благодаря тесному сотрудничеству с основным режиссером, Андреем Звягинцевым, команда разработала методику, которая оптимизировала съемочный процесс. Помимо этой картины на счету Ивана и другие громкие проекты. Мы поговорили о том, каким был его путь к профессии.

12 мая 2022 12:00

Иван Глубоков | www.starhit.ru
Иван Глубоков

Иван, почему вы выбрали профессию режиссера?

Можно сказать, у меня не было выбора. Мама была театральным режиссером, и я практически рос на сцене, а позже даже сам играл в нескольких спектаклях. А отец и дядя работали в кино. Так что лет с пяти я знал, что тоже хочу получить какую-то творческую профессию. Больше склонялся к режиссуре, причем в кинематографе, но и работа кинооператора привлекала — спасибо дальнему родственнику Георгию Редбергу, меня очень вдохновляли его работы. Общий путь был понятен с детства, а определиться с выбором помогло уже образование. Я попробовал все: сначала поступил в ГИТИС на режиссерский факультет, но тогда еще думал о театре. После окончания поступил на специальность «оператор-постановщик» в международном вузе, а уже потом попал во ВГИК. Там мне посчастливилось учиться в мастерской великого Сергея Соловьева. И, кстати, еще в институте я получил первую награду за режиссерскую работу: короткометражный студенческий фильм «Ловитор», в котором я выступил не только режиссером, но и сценаристом, получил главный приз на международном фестивале в Сан-Паулу. Примерно в то же время стало окончательно ясно, что мое призвание — именно режиссура.

Расскажите немного о первых шагах в киноиндустрии.

Сразу после института я попал в русско-американскую компанию «РАМКО», получив должность второго режиссера. И тут тоже очень повезло: мне выпал шанс посотрудничать с Роланом Жоффе, который снял «Миссию» и «Поля смерти» и получил за свои работы «Золотую пальмовую ветвь» и несколько номинаций на «Оскар». Это отличный старт. Вместе с Жоффе я работал над картинами «Похищение» и «Ты и я». Карьере второго режиссера я посвятил в общей сложности восемь лет. За это время несколько проектов получили разные премии, а проект «Летящие по ветру листья» (другое название — «Вагончик мой дальний»), взял «Нику» и несколько наград в Болгарии и Украине.

Вы участвовали в съемках «Левиафана». Какова была ваша роль?

Я также был вторым режиссером. Это очень важная позиция в создании фильма: второй режиссер является правой рукой основного и помогает ему воплощать его видение фильма. В «Левиафане» я отвечал за организационные аспекты съемок, контролировал выполнение графика съемок, чтобы Андрей Звягинцев мог сконцентрироваться на творческих задачах.

Режиссер успел поработать со многими звездами российского кино
Режиссер успел поработать со многими звездами российского кино

Как вы оцениваете историю и сюжет фильма «Левиафан»?

Это кино с очень мощной историей и сюжетом, которые вызывают множество эмоций у зрителя. Фильм описывает жизнь обычного человека, сталкивающегося с множеством проблем и трудностей в своей жизни. Он раскрывает тему коррупции, злоупотребления властью и борьбы за правду и справедливость.

Как вы думаете, какую цель преследовал режиссер, создавая этот фильм?

Мне кажется, основной целью было показать общественные проблемы, которые существуют в России, да и во всем мире, — и вызвать у зрителей интерес к этим проблемам. Фильм, по сути, критикует существующую систему и поднимает много вопросов, которые заставляют зрителей задуматься о своей жизни и обществе, в котором они живут.

А что вы можете сказать про работу актеров?

Считаю, что они сыграли на высшем уровне, сумели передать эмоции и переживания своих персонажей таким образом, что зритель полностью погружается в сюжет и переживает каждую сцену. Особенно я бы выделил Алексея Серебрякова, исполнившего главную роль. Он смог очень точно передать все нюансы переживаний своего персонажа.

Главную роль в «Левиафане» сыграл Алексей Серебряков
Главную роль в «Левиафане» сыграл Алексей Серебряков

Какой момент со съемок вам больше всего запомнился?

Пожалуй, съемка сцены, где главный герой в исполнении Алексея Серебрякова сидит на крыше и смотрит на океан. Это была очень мощная сцена, она вызвала множество эмоций у всех. Мы работали над ней весь день, и я помню, что казалось, будто время остановилось и мы погрузились в атмосферу фильма. Это было невероятное ощущение, когда ты видишь, как все сходится воедино и кино начинает оживать на глазах. А еще для нас было очень важно соблюдать особую атмосферу на площадке, чтобы сохранить эмоциональную глубину картины. Горжусь, что принимал участие в создании такого киношедевра. Думаю, «Левиафан» — это фильм, который останется в памяти зрителей еще на долгие годы, и я рад, что мне удалось внести свой вклад в его создание. Причем зрителей не только российских: «Левиафан» получил признание критиков и зрителей по всему миру. Фильм собрал множество наград, включая «Золотой Глобус» за лучший иностранный фильм, BAFTA за лучший неанглоязычный фильм, а также награду «Каннская пальмовая ветвь» за лучший сценарий на Каннском кинофестивале 2014 года. В целом фильм стал настоящим прорывом в российском кино.

А что насчет ваших собственных проектов? Какие можете особенно выделить?

Конечно, каждый режиссер мечтает о собственном авторском полнометражном фильме. Свое первое предложение о подобном проекте я получил в 2017 году. Нужно было не только поставить кино, но и написать сценарий. Это был двенадцатисерийный фильм «Сальса», в главных ролях снялись Алена Бабенко и Павел Делонг. Проект был очень успешен: до сих пор в Сети появляются положительные отзывы, да и зрительская оценка 7,5 баллов на одном из стриминговых сервисов — высокая для первого самостоятельного проекта. Еще стоит сказать про мой первый детективный сериал, для которого я тоже написал сценарий. Многосерийный фильм «Канцелярская крыса» снимался по заказу телеканала НТВ, и его до сих пор смотрят (к моменту публикации все серии набрали более 70 миллионов просмотров). А в 2018 году его даже номинировали на премию «ТЭФИ». Без лишней скромности отмечу, что именно первый сезон, снятый по моему сценарию, был успешнее последующих.

Международные проекты у вас тоже были?

Да, я работал над шестисерийным мини-сериалом «Любовь сквозь время», снятым по заказу кинокомпании «КазахФильм» и правительства Казахстана. Проект стал крайне успешным в Казахстане, а после приобретен крупной российской стриминговой платформой «Иви», там у него рейтинг 7,6 балла. Кстати, в Китае он тоже стал популярен, права на показ покупал их канал CCTV.

Что можете сказать о дальнейших творческих планах?

Как видно по моему резюме, мне комфортно работать с сериалами, хотя в этой области есть своя специфика: больше личного общения, построение долгосрочных отношений с командой и актерами. Но при этом возможностей развития сюжета и проработки героев и линий больше. Сейчас я начинаю новый этап своей жизни, и он, скорее всего, будет связан с полным метром. Можно сказать, что все предыдущие успехи, награды, отзывы критиков и оценки зрителей были началом моей международной карьеры. В мечтах — снять глубокое интеллектуальное кино, вероятнее всего в драматическом жанре. Хочется признания за пределами России — благодаря «Левиафану» я знаю, каково это, и, конечно, было бы здорово получить номинацию на «Оскар» уже за собственную работу.

Фото: личный архив

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения