13 сентября в онлайн-кинотеатре KION стартовал показ сериала «Вертинский». Это сложная история о жизни великого шансонье. Зрители наблюдают за тем, как Александр Вертинский менялся на протяжении многих десятилетий. Вместе с ним менялись политические режимы, культурные ценности и, конечно, мода.
Костюмы, продемонстрированные в сериале «Вертинский» — отдельная тема для обсуждений. Дело в том, что режиссер Авдотья Смирнова всегда была очень внимательна к деталям. Именно поэтому каждый элемент костюма, каждая пуговица на смокинге должна была соответствовать эпохе. «СтарХит» пообщался с художником по костюмам Дмитрием Андреевым, который работал над проектом много месяцев. Цель была одна — узнать, как же родились образы, которыми сейчас наслаждаются зрители.
«На вопрос о том, из чего же рождается образ персонажа, я отвечу так: «из воздуха, из ничего». Я читаю сценарий, обсуждаю главные смысловые «точки опоры» с режиссером. Снова читаю сценарий. Иногда герой сам лезет в голову, он уже придуман. Иногда приходится искать от чего оттолкнуться. Это могут быть живопись, фотографии, даже музыка, песня. Так рождается пока еще только призрак будущего героя, его зародыш. Не спешу его фиксировать в голове, на бумаге. Жду, пока созреет. На это могут уйти дни, даже месяцы. Потом наступает черед подобрать цвет, фактуру ткани. В одном случае подойдет монохромная «английская» твидовая ткань, в другом нежный проблеск тонкой шерсти вечернего смокинга. В третьем случае ношеное мужское нижнее белье подчеркнет весь ужас положения моего персонажа. Эту раскладку мы тщательнейшим образом произвели с Дуней. Вплоть до оттенка цвета относительно каждой серии, каждой сцены», — подчеркнул Андреев.
Вообще в проект Дмитрий попал почти случайно: ему позвонила художник по костюмам Светлана Тегин, работавшая над «Вертинским» много лет. Выслушивая ее вопрос по некоторым техническим моментам, Дмитрий осознал, что загорелся проектом.
«Я неоднократно работал с этими историческими периодами (1910-е — 1940-е). Но все равно, осталось много недосказанного. Позже мы пообщались с Дуней Смирновой, и она обрисовала сферу моих задач, как сохудожника Светланы. В мои обязанности входило одеть главного героя в повседневной жизни на протяжении всего повествования фильма, одеть все мужское окружение Вертинского, несколько женских персонажей, а также всех второстепенных персонажей и актеров массовых сцен. В этой истории задействовано 340 объектов и декораций, 260 говорящих персонажей, 8000 человек массовки и, соответственно, 8000 костюмов для них. Это огромная работа», — подчеркнул Дмитрий.
После изучения сценария художник по костюмам перешел к работе с архивными документами, книгами, фильмами. За несколько месяцев Дмитрий изучил сотни страниц информации про Вертинского и лишь после этого приступил к работе.
«Мы использовали много подлинных аксессуаров при создании того или иного костюма-образа. Наш Вертинский носит подлинную концертную бабочку первой четверти XX века, запонки, часовую цепочку, часы, котелок и даже носки 20-х годов. Ведущий историк моды и коллекционер Александр Васильев любезно предоставил в наше пользование подлинные антикварные фрачные комплекты. В одном из них наш Вертинский выступал на цене и позировал перед фотографами. Лидия Павловна в исполнении Ксении Раппопорт носит подлинные шляпки, чулки перчатки 30-х годов. Все костюмы для Алексея Филимонова сшиты по длинным лекалам в одной из ведущих московских мастерских — киностудии имени Горького. Технология пошива целиком повторяет технологию прошлых лет. Никаких современных клеевых материалов, обязательная работа с волосяными прокладками и ручной простежкой», — рассказал специалист.
Была и еще одна важная особенность сериала, непосредственно влияющая на работу художников по костюмам. По задумке режиссера, оператора и художника-постановщика все восемь серий должны были отличаться друг от друга цветовой палитрой, стилистикой съемки, антуражем. Каждая серия была названа особой цитатой или названием песни, исполненной когда-либо самим Вертинским. В соответствии с названиям специалисты и придумывали цветовую палитру, силуэт героев и массовки.
«Берлин 30-х годов у нас холодный, отстраненный, монохромный. Прохожие зябко кутаются в старые пальтишки. В воздухе веет неминуемой катастрофой, нашествием фашизма. Париж 20-х наоборот цветной, влажный от дождя, с мелкими яркими вкраплениями цвета женских пестрых платьев. Главный герой на протяжении всего фильма почти всегда носит монохромные вещи. Только в Америке и в Шанхае мы позволили себе одеть его в легкие цветные вещи. Это символ его душевного подъема накануне встречи со своей главной любовью Лидой Цергвава. В первой серии Вертинский, как и его друзья, носит контрастные вещи с геометрическим рисунком — полоска, клетка. Это дань наступающей эпохе Нового искусства 20-х годов», — рассказал художник по костюмам.
Несмотря на сложность и длительность работы, о творческом процессе Дмитрий вспоминает с теплотой. Все-таки это был тот самый случай, когда художнику дали полную свободу. «Мне предстояло провести наших главных героев через четыре десятилетия. Менялась мода, менялись ткани, силуэт, даже манера ношения костюма. За всем этим мне, как художнику по костюмам, надлежало следить и корректировать по необходимости. Это удивительная по своей сложности задача, с которой, надеюсь, мы справились», — подытожил специалист.
Фото: Первый канал