Фаина Раневская до сих пор остается одной из самых ярких актрис XX века. Королева эпизода, автор крылатых фраз и выражений, великолепная Фаина Георгиевна столкнулась со многими испытаниями за всю жизнь.
Писатель-юморист Эмиль Кроткий, говоря о Фаине Раневской, однажды заметил: «Имя ее не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе «и др». Но снималась она нечасто — за 60 лет в профессии можно собрать десятки ролей на сцене театра имени Моссовета и около тридцати — в кино.
Актриса курила крепкие сигареты и материлась. Многие запомнили ее как грубую, излишне откровенную и громкую женщину. Но в то же время она оставалась наивной, щедрой и одинокой.
Картинки из детства
Неуклюжая, с большим носом и невыразительными глазами, маленькая Фаня Фельдман ко всему прочему заикалась. Учеба в гимназии, куда ее отдал отец, когда пришло время, стала для девочки невыносимой. Проблемы с речью обернулись для нее настоящим кошмаром. Как вспоминал ее родственник Алексей Щеглов, со временем эта особенность не прошла, и Раневская всю жизнь довольно сильно «спотыкалась» в речи, особенно, когда нервничала или когда хотела сказать нечто «внеочередное». Учеба в гимназии стала невозможной и девочку перевели на домашнее обучение. Ее наставницей стала грозная немка-гувернантка, которую Фаина боялась и люто ненавидела. «Ночью молилась, чтобы гувернантка катаясь на коньках, упала и расшибла себе лоб, а потом умерла», — писала Фаня в своем дневнике.
Первая любовь
Известно, что в 18 лет Фаня, наперекор отцу, решила поступать на актерский факультет и, не дождавшись его благословения, уехала из дома. В театральный ее не приняли, и Раневская уж было пожалела о своем импульсивном решении, но вернуться не посмела – мешала гордость. Фаина вместе с другими поклонниками искусства чуть ли не каждый вечер дежурила у служебного входа театра, чтобы посмотреть на актеров, прикоснуться к ним. И там же впервые влюбилась в актера Василия Качалова. Однажды Фаина выследила артиста и, когда он оказался совсем рядом, не придумала ничего лучше, как упасть в обморок. Качалов понял, что девушка только притворилась, но был умилен наивностью поклонницы. Но любовь между ними так и не случилась, однако они все же стали хорошими знакомыми. И именно благодаря ему, Фаина вошла в круг культурной элиты и познакомилась с Маяковским, Ахматовой, Лилей Брик.
Капризная эгоистка
«У нее был тяжелый характер. Иногда не переносим», — вспоминали знакомые звезды. Больше всего от острого языка Раневской доставалась актрисам, молодым и красивым, которых она называла «фифами». Многие считали, что Фаина Георгиевна попросту завидовала их привлекательности, потому что несмотря на профессиональное признание, комплекс гадкого утенка так никуда и не делся. Она говорила: «Мой нос испортил мне всю биографию». Но надо сказать, что по словам людей, знакомых с Раневской, она не любила и режиссеров тоже. Все время поучала их, диктовала состав актеров и рассказывала, как надо ставить спектакли. Ее стремление к совершенству, требовательность в профессии, порой походило на тиранию. Евгений Стеблов вспоминал, что если партнеры невольно ею восхищались, Фаину Георгиевну это раздражало. А актриса Мария Кнушевицкая, партнерша Раневской по спектаклю «А дальше — тишина», откровенно хвалила талант Раневской, совсем не хотела говорить, о других ее качествах: «Человечески я бы ее не хотела касаться. Она была всякая». Впрочем, есть мнение, что грубость актрисы — защитная реакция, выработанная с детства.
Щедрая душа
В своем последнем интервью Фаина Раневская говорила, что больше всего в людях ценит талант и доброту, причем второе качество гораздо сильнее. Она называла себя «бытовой дурой» и была наивной, доверчивой, готовой отдать последнее. Однажды в Ленинграде, во время очередных съемок Раневскую навестила какая-то старушка, которая представилась якобы ее одноклассницей по таганрогской гимназии. Самозванка пожаловалась на свою бедность, на что Фаина Георгиевна вынесла свою шубу и подарила ей. Она получала в театре самую высокую зарплату — 350 рублей в месяц, и как вспоминал Евгений Стеблов, половину раздавала знакомым и малознакомым нуждающимся.
Близкие отношения с женщинами
Настоящий скандал вызвали интимные воспоминания Лидии Чуковской, дочери знаменитого писателя. Она написала, что у Фаины Раневская была любовь с Лилией Брик. Лидия также упоминала и Анну Ахматову. Поэтесса действительно была очень дружна с актрисой, они проводили много времени. Но надо понимать, что для дочери Чуковского Ахматова была недосягаемым кумиром, она ее боготворила, записывала каждую встречу с ней и, конечно, ревновала к Раневской. Также говорили, что актриса была любовницей своего учителя Павлы Вульф. Фаина Георгиевна лишь раз прокомментировала слухи о связях с женщинами. Об этом вспоминал внук Вульф Алексей Щеглов в документальном фильме «Фаина Раневская: Велика и ужасная». «Она (Раневская) стояла в дверях и смотрела на меня. «Лешка, тебе будут говорить, что мы с бабушкой были лесбиянками. Не верь», — делился Алексей.