Эта история началась еще несколько лет назад. Писатель Руслан Закриев тянул до последнего, не желая ссориться с режиссером «Титаника» и «Аватара» Джеймсом Кэмероном, но в этом году он все-таки решил подать в суд.
«Мои адвокаты уже подготовили все возможные бумаги, - рассказывает Руслан Закриев. – Поверьте, я не хотел конфликтовать с великим художником, а Джеймс Кэмерон именно такой, но сейчас я просто вынужден защитить свою честь и достоинство. А то получается, что это я украл. Но я этого не делал. Если сравнивать мой роман «Секретное оружие» и сценарий «Аватара», там очень много совпадений. Я даже провел экспертную комиссию, которая это доказала».
По словам Закриева, он начал писать первую главу романа «Секретное оружие» (именно о ней идет речь) в 1996 году. Закончил в начале 2000-х годов. Все это время текст находится в открытом доступе в интернете. Руслан считает, что один из сценаристов, который работает с Джеймсом Кэмероном, прочитал его произведение и, основываясь на нем, написал сценарий.
Переписка между Русланом Закриевым и помощником Кэмерона Томом Клэнси длится несколько лет. Последнее письмо от Кэмерона датируется 16 марта 2015 года. Приводим его полный текст.
«Здравствуйте, Руслан.
Мы очень разочарованы, что российские авторы в состоянии писать только низкопробные тексты, а затем подавать на талантливых людей в суд. Создается впечатление, что вы хотите получить некоторую компенсацию за плагиат вашего произведения. Но вы не один из братьев Стругацких. Вашу работу мы отдали нашим переводчикам, мы не смогли прочитать. Смысл вашего произведения, если можно так выразиться, полностью отсутствует. Мы не смогли понять сюжетную линию. А каком плагиате может идти речь? Ваша история – это не роман, как вы ее громко называете. Это всего лишь несколько страниц тексты, сырые и недоработанные. С одной стороны, нам искренне жаль, что вы тратите свои деньги на адвокатов. К сожалению, должен заметить, что качество законов совпадает с низким качеством современных писателей. Мы пришли к выводу, что с помощью этой истории вы просто решили привлечь к себе внимание всего мира. В первую очередь, вы преследуете материальные цели. Также отмечу, что иск, поданный в России, не имеет никакой юридический силы в США. Если вы хотите взыскать деньги через судебных приставов, то я вам сразу заявляю, вы проиграете суд. А даже если вдруг произойдет чудо, и вы выиграете, то мы примем все возможные меры. Разбирайтесь тогда с компаниями-прокатчиками фильма в России. И в третьих, если это фантастическое событие произойдет, то у Джеймса Кэмерона будет повод написать сценарий еще для одного фантастического фильма, а также он подаст на вас в суд.
Пожалуйста, не пытайтесь нас запугать районным судом Чеченской Республики. В отличие от моих коллег, которые в последнее время в кино и телесериалах пытаются как-то очернить Чечню, мы прекрасно знаем, что это процветающий и стабильный регион, который просто стал жертвой мировой политики.
Официальный ответ Джеймса Кэмерона на ваше последнее письмо ясен: «Если вы утверждаете, что правы и хотите, чтобы ваш иск был удовлетворен, вставайте в очередь на получение копеек».
С уважением,
помощник по связям с общественностью
Том Клэнси».
Частично приведем материалы экспертной комиссии, которую провел Руслан Закриев.
Экспертная комиссия, состоящая из членов союза писателей Чеченской Республики в составе: Эдуард Мамакаев, Умар Яричев, Эльжуркаев Магомед, Муса Бексултанов.
Экспертная комиссия, внимательно изучив роман Руслана Закриева «Секретное оружие», опубликованный на сайте Proza.ru в 2002 году, свидетельство о публикации № 2211050041, и фильм Дэвида Кэмерона «Аватар», вышедший в прокат в 2009 году, пришла к единогласному выводу о факте абсолютной идентичности фрагментов романа эпизодам исследуемого фильма. Также абсолютно идентичны основные идеи и сюжет фильма и романа, что не может быть случайным.
Фрагмент романа. Глава 3, страница 16: «Саймон находился в лаборатории, где лежало тело Джеймса Смита, подключенное к многочисленным приборам, которые четко контролировали каждый жизненный импульс. Все шло по программе, Джеймс спал в этой реалии и бодрствовал в той».
Фрагмент фильма: главный герой помещается в капсулу, в которой контролируются все жизненные импульсы, засыпает в ней и просыпается в другой реальности – Аватаре.
Фрагмент романа. Глава 1, страница 5: «Военная машина накручивает обороты, готовится к вторжению. Джеймс – военнослужащий, несмотря на то что неподчинение приказам может привести к лишению всех благ и даже жизни, поняв истинные цели своих хозяев, принимает решение перейти на сторону беспомощных жертв военной машины».
Фрагмент фильма: внедренный агент Джейкс, увидев реальную картину и поняв истинные планы своих хозяев, принимает решение перейти на сторону Пандорцев, беззащитных и беспомощных против военной машины.
Фрагмент романа: «Очутившись в новом теле, посреди новой реальности, Джеймс ощущает себя в высшей степени комфортно: «Как же все перепуталось, как все изменилось. Он, оказывается, подсознательно стремился сюда, вот, та реальность, куда его тянуло! И тут Джеймс почувствовал, что ему холодно, что он хочет есть и что у него болит все тело». То есть описан процесс обретения нового тела и новой реальности.
В фильме все это талантливо изображено Кэмероном. Например, сцена бегства и поедания плода.
Фрагмент романа: «Проблемы были не только в давлении Купера (прототип командующего в фильме), а в давлении монополий, которые умудрялись извлекать баснословные прибыли из любой войны».
В фильме представитель могущественной корпорации, которая занимается добычей анатиума, заявляет: «Акционеры больше, чем шумихи в прессе, боятся дыр в бюджете». То есть очевидно, что командуют всем монополии и все завязано на прибыли. В фильме это четко показано.
Фрагмент романа: «Все функции его мозга активизировались, совместимость на 90%»
В фильме показан тот же процесс и звучит фраза: «совместимость 99 процентов»
В ответном письме Джеймсу Кэмерону Руслан Закриев пояснил, что не хочет портить отношения со знаменитым режиссером, и что выгоднее всего им сотрудничать, а не конфликтовать. Посмотрим, как ситуация будет развиваться дальше.